Философия Гегеля

Содержание

Краткая биография Гегеля

Но начнём мы, пожалуй, с краткой биографии знаменитого философа.

Георг Фридрих Вильгельм Гегель появился на свет 27 августа 1770 года в немецком городке Штутгарт, в семье государственного чиновника. Он работал у герцога Карла Ойгена секретарём при казначействе.

В 1788 году он начал свою учёбу в Тюбингенском институте, который закончил в 1793. В университете он уделял много внимания теологии и философии. По укоренившейся ещё с детства привычке, много читал и усердно занимался. В университетские годы он, как известно, дружил с Шеллингом и Гельдерлином, знаменитым немецким поэтом.

Будучи всего лишь 20-ти летним студентом, Гегель защитил магистерскую диссертацию, став магистром философских наук. Несмотря на то, что последние 3 года в университете он провёл, изучая богословие и успешно сдал экзамены, священнослужительство его совершенно не привлекало. Вероятно, дело было в его неприязни к церкви, которая развилась за время учёбы в университете.

После успешного окончания университета он 3 года, с 1793 по 1796, работал в качестве домашнего учителя в Берне. Следующие 3 года, с 1797 по 1800 мало отличались от предыдущих. Гегель всё также работал домашним учителем, но теперь во Франкфурте-на-Майне.

Всё свободное от работы время, Гегель тратил на написание своих сочинений и был полностью погружён в книги.

В 1799 получив от отца наследство в 3000 гульденов и добавив к нему собственные накопления, смог наконец полностью посвятить себя академической деятельности.

В январе 1801 года он получил должность приват-доцента Йенского университета и возможность читать лекции. Однако это занятие давалось ему с трудом, и он не был популярен у учеников.

В 1805 году ему присвоили должность экстраординарного профессора в том же Йенском университете, где в 1806-м написал одну из своих самых знаменитых работ «Феноменология духа», которую он закончил, по его словам, за день до окончания битвы за Йену, в которой французы одержали победу и захватили Йену. Вследствие чего ему пришлось уехать из города и устроиться редактором газеты в Бамберг, где он проработал всего год до 1808, который оставил у него сплошь негативное впечатление.

Поэтому, когда в 1808-м ему предложили занять пост ректора в Нюрнбергской гимназии, он с удовольствием согласился и с радостью переехал. Проработал он там до 1816 года.

В 1811 году, Гегель всё-таки решил жениться, его избранницей стала Мария Елена Сузанна фон Тухер, представительница баварской знати. Нюрнберге играет важную роль в жизни немецкого мыслителя, ещё и потому, что именно здесь была издана первая часть его фундаментального труда «Наука логики».

Он оставался бы там и дальше, если бы в 1816 году не получил приглашение на должность штатного професора философии сразу от трёх университетов: Эрлангера, Гельдерберга и Берлина. Он выбрал Гельдерберг, в котором проработал ещё 2 года до 1818, а затем перебрался в Берлин, где обосновался в Берлинском университете, выполняя обязанности заведующего кафедрой философии.

Если в 1818 его лекции посещали неохотно, то к 1820-му он стал настолько знаменит, что его приезжали послушать не только немецкие студенты, но и многие интересующиеся со всего света. Его взгляд на философию права, а также именно Гегелевское понимание государственного строя понемногу начали становиться государственной идеологией и в 1821 он выпустил свою новую работу, которую назвал «Философия права».

В 1830 занял место главы Берлинского университета и в 1831 получил от действующего монарха особую награду за достойную службу государству немецкому.

В августе того же года Гегель поспешно покинул Берлин, в котором свирепствовала эпидемия холеры, но в октябре вернулся, так как посчитал, что больше бояться нечего. Однако болезнь всё-таки достала его и в ноябре он скончался.

Хоть холеру и считают официальной причиной смерти Гегеля, многие всё же полагают, что основной причиной смерти стало некое серьёзное заболевание желудка.

Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.

Читайте также

5. Философия Гегеля

5. Философия Гегеля Система гегелевской философии. Завершением классического немецкого идеализма явилась философская система Гегеля. Ее разработке посвящены все его основные произведения: «Феноменология духа» (1807). «Наука логики» (1812—1816),

67. Диалектика Гегеля

67. Диалектика ГегеляГегель дал обобщенный диалектический анализ всех важнейших категорий философии и сформировал три основных закона.1.  Закон перехода количественных изменений в качественные . Категории: качество, количество, мера. Качество – это внутренняя

10. Абсолютный идеализм Гегеля. Система и метод философии Гегеля. История как процесс саморазвития «абсолютного духа»

10. Абсолютный идеализм Гегеля. Система и метод философии Гегеля. История как процесс саморазвития «абсолютного духа»Георг Гегель завершил логическое разворачивание концепций Канта-Фихте-Шеллинга и, опираясь на идею Абсолютного Тождества Шеллинга, создал философскую

Диалектика Гегеля

Диалектика ГегеляДо сих пор я пытался обрисовать идею диалектики в том ее смысле, в котором, я надеюсь, она поддается пониманию, и моей целью было избежать несправедливого отношения к ее достоинствам. Диалектика была представлена мною как некий способ описания событий —

Из произведений Гегеля

Из произведений ГегеляВсе разумное действительно, все действительное разумно.«Философия права», предисловиеНетрудно показать, что понятие философии присутствует даже в нашем обыденном мышлении.Такое мышление начинается с наших непосредственных представлений и

Эпоха Гегеля

Эпоха Гегеля1770,27 августа — родился в Штутгарте.1781 — как и другие члены семьи, перенес тяжелую лихорадку.Смерть матери.1788 — изучает богословие в Тюбингенском университете, где знакомится с Гельдерлином и Шеллингом.1793 — окончив Тюбингенский университет, поступает на

11.1. Против Гегеля (философия жизни)

11.1. Против Гегеля (философия жизни)Поскольку Гегель полагал, что в основе мироздания лежит разум и поэтому все, что существует, разумно, его философские идеи часто называют философией разума. Однако в основной гегелевской мысли вполне можно усомниться. Спорить с тем, что

3.3. Философия от Гегеля до Ницше (XIX в.) Гегель против Канта

3.3. Философия от Гегеля до Ницше (XIX в.) Гегель против КантаФилософия Канта во многих отношениях считается образцовой, но и она не является окончательной истиной. На этом особенно резко настаивал Георг Гегель, еще один выдающийся немецкий философ.Кант противопоставлял

Философия жизни. Против Гегеля

Философия жизни. Против ГегеляПоскольку Гегель полагал, что в основе мироздания лежит разум и поэтому все, что существует, разумно, его философские идеи часто называют философией разума. Однако в основной гегелевской мысли вполне можно усомниться. Спорить с тем, что

6. Положительное у Гегеля

6. Положительное у ГегеляВопреки традиционному для времен Гегеля пренебрежению к античному неоплатонизму, вопреки коллекционерскому и, самое большее, внешне описательному его толкованию как беспринципного эклектизма в связи с религиозным синкретизмом времен

Против Гегеля. Философия жизни

Против Гегеля. Философия жизниПоскольку Гегель полагал, что в основе мироздания лежит разум и поэтому все, что существует, разумно, его философские идеи часто называют философией разума. Однако в основной гегелевской мысли вполне можно усомниться. Спорить с тем, что

Философия Гегеля

МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

АЛТАЙСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

им.И. И. Ползунова

Выполнил:

Проверил:

Основа философской системы Гегеля

Прежде чем начать разбирать его основные идеи следует разобраться, какая аналитическая структура лежит в основе его философской системы.

Философская система Гегеля строится на кантовских идеях. Но если у Канта камнем преткновения был чистый разум, который был избавлен от всего чувственного, материального и даже опытного. Канта интересует возможность самопроизвольного познания мира чистым разумом, не привлекая категории опыта.

То Гегель придерживается совершенно иного мнения. Он считал, что наше опытное познание необходимая категория для понимания сути вещей. Гегель даже сравнивал систему познания Канта с человеком, который хочет научится плавать, не входя в воду.

Исходя из этих принципов, Гегель формулирует свой основной философский принцип – Принцип тождества мышления и бытия.

Из этого принципа следует то, что наши эмпирические знания встраиваются в структуру нашего мышления. Через наши методы познания природа открывает нам какую-то свою часть Её ноуменальная сущность как бы просвечивается через явление (феномен).

Но гораздо более важно для понимания его философской системы, её логика, описанная в книгах «Большая логика» и «Малая логика» являющихся частью фундаментального труда «Наука логики».

В ней Гегель рассказывает про свою тройственную систему, называемую им самим диалектикой. Любое свойство предмета, по словам Гегеля, если оно описывает характеристику реального целого, само по себе противоречиво.

И именно противоречие он считал критерием истины. Отсутствие противоречий – критерий заблуждения.

Утверждение о свойствах предмета называется тезисом. Утверждение, ему противоречащее – антитезис.

Третьей составляющей в этой системе является слияние этих двух противоречий с учётом всех логических несостыковок, берущее лучшее от двух утверждений– синтез. Синтез это одно из самых важных явлений в философии Гегеля. Она создана дабы привести тезис и антитезис к общему знаменателю, а затем сформировать из полученного синтеза новый тезис, для которого выбирается антитезис и так далее до тех пор, пока не достигнем некого непротиворечивого Абсолюта.

Ведение такого понятия как синтез, по мнению Гегеля было необходимо для преодоления кантовских антиномий, суждений, в которых тезис и антитезис одинаково доказуемы.

Именно по этой схеме и работает практически вся философия Гегеля. Именно так он формировал свои законы диалектики, учение об абсолютной идее и всё остальное.

Диалектика и логика в трактовке Гегеля

Учение Георга Гегеля о диалектике оставило заметный вклад в философии. Немецкий мыслитель первый систематизировал диалектическое мышление и выделил три его закона. В своем труде философ пытался понять взаимосвязь между различными компонентами одного процесса.

Законы диалектики:

  1. Количественные изменения преобразуются в качественные. Основной закон диалектики.
  2. Закон двойного отрицания. В процессе развития объект вновь обретает старое качество, но теперь на высшей ступени развития
  3. Единство и борьбы противоположностей.

Начало гегелевской логики лежит в его диалектическом методе: если в рассуждениях исключить все мысли, имеющие какое-либо содержание, то останется неопределенное общее понятие, названное бытием, которое исключить уже нельзя. Бытие не имеет содержания и качества, следовательно, равно небытию. Так бытие переходит в небытие, и рассуждения о бытии приводят к противоположному.

Учение о логике представителя классической немецкой философии разделено на:

  • Учение о бытии. Исследует такие понятия как количество, качество и мера.
  • Учение о сущности. Объект изучения — явления, сущности и действительность.
  • Учение о понятии. Познание объективности, субъективности и идеи.

Философские размышления о природе и духе

В теории Гегеля об основе мира, Абсолютная Идея выражена безграничным духовным началом, условие существования и развития мира, человека и природы. Главная задача Абсолютной Идеи – самопознание.

Природа не способна являться Абсолютной идеей, она не станет основой всего сущего. Природа, согласно германскому философу, это пассивная субстанция. Сама по себе она не содержит активных действий. Первоначалом мира следует быть чему-то безликому, какой-то абсолютной духовной силе.

Гегелевская философия представляет путь идеи в ее инобытии. Природа в его учении предстает промежуточным звеном. Идея в своем развитии становится материальной природой, а затем развивается в дух, истинный и сознательный.

Философия о Духе одна из наиболее разработанных тем в трудах немецкого мыслителя.

Учение разделяется на три ступени: субъективный, объективный и абсолютный дух.

Кратко концепцию Гегеля можно выразить так: вначале, на определенной ступени развития природы, возник разумный человек. Сперва он живет в естественном состоянии, под влиянием природы, и подчиняется инстинктам. Человек и представляет собой субъективный дух.

фото 722

В процессе развития человек признает других людей равными себе, начинает воспринимать их как духовных существ, к которым следует относиться с уважением. Приходит осознание, что свобода одного мыслящего существа заканчивается там, где начинается свобода другого. Эта ступень – объективный дух, жизнь людей в коллективе.

Абсолютный дух, третья ступень, единство субъективного и объективного. Дух освобождается от противоречий, примиряется с самим собой и постигает истинное, совершенное знание о себе.

Похожие работы

  • Философия Г. Гегеля

Барнаул 2005

ПЛАН:

Введение………………………………………………………………2

1.  ФилософияГегеля как философия абсолютного идеализма. Тождество мышления ибытия………………………………………4

2.   ДиалектикаГегеля. Основные законы и категории диалектики Гегеля…………………………………………………………………10

3.  Философияистории Гегеля. Противоречия философии Гегеля………………………………………………………………..14

Заключение…………………………………………………………..19

4.  Литература………………………………………………………..21ВВЕДЕНИЕ.

Немецкаяклассическая философия – это определенный период в развитии немецкой философскоймысли (с середины XVIIIв. до середины XIXв.), представленный учениямиИммануила Канта, Иоганна Фихте, Фридриха Шеллинга, Георга Гегеля и ЛюдвигаФейербаха. Все они – очень разные философы, но, тем не менее, их творчествопринято оценивать как единое духовное образование. Несмотря на все различиямежду классиками немецкой философии, их усилия были направлены в единое русло,которое характеризуют две особенности: преемственность по отношению к идеямэпохи Просвещения и философское новаторство.

Творчество ГеоргаВильгельма Фридриха Гегеля (1770-1831) по праву считается вершиной немецкогоидеализма первой половины XIX века.Основные принципы философских идей Гегеля могут быть представлены в следующихположениях:

·  Принципединства противоположностей.

·  Систематикапринципов и категорий диалектики.

·  Идеяисторической закономерности.

·  Принциписторизма в приложении ко всем областям человеческого знания и действия.

Для Г. Гегеля духовная культура человечества предстает в еезакономерном развитии как постепенное выявление творческих сил «мировогоразума». Духовное развитие индивида воспроизводит стадии самопознания «мировогодуха», начиная с момента наименования чувственно данных «вещей» и заканчивая ««абсолютным знанием» – знанием форм и законов, которые управляют изнутри всемпроцессом духовного развития. У Гегеля процесс познания превращен всамопознание абсолютного разума  (идеи), который постигает в мире своесобственное содержание. Поэтому и развитие действительности у него предстаеткак логико-рациональный процесс, в котором диалектика понятий довлеет наддиалектикой вещей.

Несомненнойзаслугой Гегеля является реформа логики, теории познания, учения о мире, окатегориях философии, идеи которой сконцентрированы в трех книгах под общимназванием «Наука логики».

1.  Философия Гегеля как философия абсолютногоидеализма. Тождество мышления и бытия.

Процесс развертывания богатств мирового духа (или абсолютной идеи)включает три стадии:

· Логика – безличное, «чистое», т.е. непредметное мышление, конструирующее самоиз себя систему логических категорий;

· Природа – понимаемая как внешняя материальная оболочка идеи, еепротивоположность, «инобытие»; на этой ступени появляется и человек (как частьи завершение природы), преодолевающий, в конечном счете, материальность природысвоей духовной деятельностью;

· Дух – история собственно человеческой духовной жизни, в которой продолжаетсяразвитие абсолютной идеи, доходящее в итоге до философии, открывающейтаинственный источник мирового развития, т.е. абсолютную идею. Последняя как бывозвращается в философии к себе самой, познает самое себя. В этом, по Гегелю, изаключается смысл и цель всех приключений мирового духа, разума – в самопознании.

Таким образом, действительность предстает в гегелевской философиивоплощением духа, разума, всеобщего идеального начала. В целом, конструкцияполучилась хотя и цельной, завершенной, но довольно громоздкой, неудобной и неочень-то внятной: какой-то «дух», как в сказках, мистическим образом сама себя(и других) творящая, да еще и стремящаяся к познанию своего творения «абсолютная идея» и т.п. Попробуем отыскать в этой причудливой гегелевскойтерминологии какой-либо приемлемый смысл.

Если слегка поразмышлять над устройством мироздания в целом, то легкозаметить, что мир, в котором мы живем, достаточно упорядочен, организован,по-своему целесообразен и логичен, т.е. разумен. Все составные части егокак-то очень ладно пригнаны друг к другу, в явлениях любой природыобнаруживается необходимость, устойчивость, повторяемость, иначе – закономерность.Иными словами, в мире господствует некий естественный порядок иорганизованность, целесообразность, которые человечество пытается по мере силпонять и выразить в научных законах и целых теориях («…он [человек]…снимает сокружающего мира покров его живой, цветущей действительности и разлагает его вабстракции».)[2] При этом любая теорияввиду принципиально неустранимой ограниченности человеческих сил и возможностейвсегда относительна, т.е. неполна, неточна, приблизительна. Но миру-то нетникакого дела до наших ограниченных возможностей, он должен существовать  и,очевидно, существует во всей абсолютной полноте своих законов, организации ипорядка. Следовательно, налицо некий абсолют, явно превосходящий посвоим параметрам все мыслимые резервы человеческих возможностей. Каков жефилософский статус этого абсолюта: к материальным или идеальным объектам егоможно отнести? У Гегеля «родство» абсолютного начала реальности и человеческогосознания никаких сомнений не вызывало. Он считал, что характер реальности,составляющей основу нашего мира – духовный, т.е. сродни мышлению, разуму,абстракции.

Для истории философии такая убежденность – далеко не новость. В ней можнонайти немало попыток ухватить, понять или хотя бы обозначить ту бесплотнуюреальность, которая придает миру упорядоченный и закономерный порядок. Вдревнекитайской философии реальность эта получила название «дао» (некийнезыблемый порядок естественного хода вещей); древнегреческий философАнаксагор  обозначил ее словом «нус» (ум); Платон применил для той же целипонятие «эйдос» (идея). Так что Гегель, постулируя в качестве фундаментальногоначала «мировой дух», особых Америк не открывал. Своеобразие его построенийзаключалось в другом: «мировой разум» у Гегеля получился в итоге каким-то оченьживым, беспокойным, ищущим, в общем, весьма живописным субъектом, несмотря навсю свою безличность. Он очень динамичен, этот «дух»: постоянно занятперевоплощением, реализуясь то в природе, то в человеческой истории; то  ищетсвое отражение в зеркале искусства и религии, то созерцает себя в философскихабстракциях. Но в итоге, развивая человеческую историю, мировой дух оказываетсяэтаким «прогрессистом» образца XIX века, вполне удовлетворенным результатом проделанной работы.

Принципиальная новизна гегелевской философской мысли заключалась главнымобразом в следующем:

1)  представлении о поступательном,последовательном и закономерном (а не произвольном) движении мирового духа, а,следовательно, и аналогичном характере всех его воплощений: природы, истории,искусства, науки, религии, самого индивида;

2)  усмотрении в движении духа явновыраженной диалектики и разработке на этой основе системы диалектическихпринципов и категорий;

3)  последовательном и неуклонномпроведении принципа историзма в приложении ко всем мыслимым областямчеловеческого знания. 

 Ключевой для понимания творчества немецкого мыслителя принято считатьодну из ранних его работ «Феноменология духа» (1806), которая является своеобразным введением в гегелевскую систему. Это одна из наиболее сложных инаиболее содержательных работ немецкого ученого. Содержание этой книгисоставляет своеобразно понятая история познания. Но история не в привычномсмысле слова, а в гегелевском, т.е. некая схема логического познания от самойнизшей его формы – чувственной достоверности – до предельно возможной – «абсолютногознания». Не забудем, что, по Гегелю, сознание человека есть проявление иливоплощение мирового духа. Только на первых порах оно (сознание) об этом недогадывается и потому смотрит на вещи как на чуждую ему телесность, т.е. нечтотакое, что противостоит сознанию как внешние посторонние предметы.

На следующем этапе сознание обращает свой интерес на себя, становясьобъектом познания себя самого, «самосознанием». «…Сознание есть, с однойстороны, осознание предмета, а с другой стороны, осознание самого себя:сознание того, что для него есть истинное, и сознание своего знания об этом.Так как оба суть для одного и того же [сознания], то оно само есть ихсравнение; для одного и того же [сознания] выясняется, соответствует лиего знание о предмете последнему или не соответствует».[3]Здесь сознание само определяет свой предмет и поэтому становится активным,практически действующим, творящим. Именно это помогает ему постичь своювсеобщность, увидеть в себе абсолютную полноту реальности и перебраться наследующую, более высокую ступень, где сознанию открывается внутреннее родство идаже тождество с внешним миром, исчезает различие субъекта и объекта познания.В этой работе Гегель ставит задачу преодоления точки зрения индивидуальногосознания, для которого, по его убеждению, только и существует противоположностьсубъекта и объекта.  Снять эту противоположность можно лишь путемпоступательного развития сознания, в ходе которого индивидуальное сознаниепроходит весь тот путь, все те этапы, которые прошло человечество на протяжениисвоей истории. При этом Гегель вовсе не излагает историю культуры в тойпоследовательности и в той эмпирической форме, как она представлена в трудахисториков, филологов, литературоведов, лингвистов. Он дает как бы философскуювыжимку и философскую интерпретацию всего того богатства исторического знания,каким обладал сам, так же как и многие его современники, получившиеклассическое гимназическое и университетское образование. Тем самым Гегельпредлагает как бы лестницу, поднимаясь по которой каждый отдельный человекприобщается к духовному опыту, накопленному человечеством, приобщается квсемирной культуре и поднимается с точки зрения обыденного сознания до точкизрения философской. На вершине этой лестницы любой индивид, вовсе не будучигениально одаренным исключением, в состоянии, по мнению Гегеля, посмотреть намир и на себя с точки зрения завершившейся мировой истории, «мирового духа»,для которого больше нет противоположности субъекта и объекта, «сознания» и«предмета», а есть абсолютное тождество, тождество мышления и бытия.

Достигнув абсолютного тождества, философия покидает точку зренияобыденного сознания и только теперь попадает в свою подлинную стихию – стихиючистого мышления, где, по Гегелю, все определения мысли развертываются из нее самой. Это – сфера логики, где протекает ничем субъективно не замутненная жизньпонятия.  «Предмет, каков он без мышления и без понятия, есть некотороепредставление или даже только название; лишь в определениях мышления и понятияон есть то, что есть. Поэтому в действительности дело в ниходних; они истинный предмет и содержание разума, и все то, что обычно понимаютпод предметом и содержанием в отличие от них, имеет значение только через них ив них».[4]

2. ДиалектикаГегеля. Основные законы и категории диалектики Гегеля.

Общий «вес»вклада Гегеля в развитие философии в первую очередь определяется разработкой диалектическогометода. Под диалектикой в данном случае требуется понимать теорию развития,в основе которого лежит единство и борьба противоположностей, т.е. становлениеи разрешение противоречий. «Противоречие есть критерий истины,отсутствие противоречия – критерий заблуждения» – этот вызывающий тезис,защищавшийся Гегелем в его диссертации 1801 года, можно считать ключевым для уразумениягегелевской диалектики.

Противоречие естьединство взаимоисключающих и одновременно взаимополагающих друг другапротивоположностей. Возникающие в этом взаимоисключении напряжение, конфликт ислужат источником движения и развития любой вещи. Причем развитиеосуществляется не в произвольном порядке, а по определенному правилу:утверждение (тезис), его отрицание (антитезис), отрицаниеотрицания (синтез, снятие противоположностей). Термин «снятие» здесьозначает, что первые две стадии развития предмета преодолены, изжиты,оставлены, но одновременно и сохранены, воспроизведены вновь, объединены вновом, высшем качестве.  «…Так все противоположности, принимаемые за нечтопрочное, например, конечное и бесконечное, единичное и всеобщее, сутьпротиворечие не через какое-то внешнее соединение, а, как показало рассмотрениеих природы, сами по себе суть некоторый переход, синтез и субъект, в которомони являют себя, есть продукт собственной рефлексии их понятия».[5]

Каждое понятие, астало быть, и каждое явление в природе, обществе и духовной жизни человекапроходит, по Гегелю, такой тройственный цикл развития – утверждения, отрицанияи отрицания отрицания, или нового утверждения, достигнув которого весь процессвоспроизводится вновь, но на более высоком уровне; и так до тех пор, пока небудет получен высший синтез. Вот пример такого диалектического цикла,приведенный Гегелем: «Почка исчезает, когда распускается цветок, и можно былобы сказать, что она опровергается цветком; точно так же при появлении плодацветок признается ложным наличным бытием растения, а в качестве его истинывместо цветка выступает плод. Эти формы не только различаются между собой, но ивытесняют друг друга как несовместимые. Однако их текучая природа делает их вто же время моментами органического единства, в котором они не только непротиворечат друг другу, но один так же необходим, как и другой; и только этаодинаковая необходимость и составляет жизнь целого».[6]

Составляющаяпервооснову мира (по Гегелю) абсолютная идея также обязана подчиниться триаде –тезису, антитезису и синтезу. Сначала она выступает в виде чистых логическихсущностей («Наука логики»), затем в форме инобытия или природы («Философияприроды») и, наконец, в различных формах духа – праве, нравственности,искусстве, религии и т.д. («Философия духа»).

«Чистыелогические сущности» первой фазы развития абсолютной идеи – это просто-напростологические законы и категории, т.е. наиболее общие понятия, в которыхвоспроизводятся предельно общие связи и отношения нашего бытия (общее иединичное, необходимое и случайное, причина и следствие и т.д.).Непревзойденная до сих пор оригинальность гегелевской мысли заключается в том, чтокатегории мышления не просто выстроились в определенном системном порядке, но ипришли в движение, как бы «ожили», стали «текучими», порождающими иобусловливающими друг друга. Иными словами, Гегель демонстрируетсаморазвивающуюся систему  понятий, поднимающихся от простого, абстрактного,безличного к конкретному, сложному, содержательному исключительно за счетсобственных возможностей, т.е. силою логики, мысли, духа. Двигательную же силу понятиям придают все те же диалектические принципы: внутренней противоречивости,отрицательности, всеобщей взаимосвязи и т.д. В основе диалектики Гегеля лежитидеалистическое представление о том, что источник всякого развития – какприроды, так и общества, и человеческого мышления – заключен в саморазвитиипонятия, а значит, имеет логическую, духовную природу. Согласно Гегелю,«только в понятии истина обладает стихией своего существования»[7],и поэтому диалектика понятий определяет собой диалектику вещей – процессов вприроде и обществе. У Гегеля весь вселенский  диалектический процесс в конечномсчете подчинен определенной цели – достижению точки зрения абсолютного духа, вкоторой сняты и разрешены все противоречия и «погашены» противоположности.

Постоянный жепереход чистого бытия в ничто, и наоборот, есть «становление», третьякатегория, выражающая синтез «чистого бытия» и «ничто».  Внутри «становления»уже заложено противоречие, поскольку оно может быть как разрушительным (переходот бытия к ничто), так и созидательным (переход от ничто к бытию). Поэтому«становление» разделяется на категории «уничтожение» и «возникновение»,которые, в свою очередь, порождают категорию «наличное бытие». Это ужебытие с некоторой степенью определенности, и, следовательно, мы имеем дело скатегорией «качества», т.е. «тождественной с бытием определенностью».Качественная характеристика бытия неизбежно тянет за собой «количество», а ихпротиворечивое единство дает категорию «мера» (т.е. некие пределы, внутрикоторых  изменение количества не ведет к смене качества).

Вот такимпримерно способом и строится в «Науке логики» гегелевская системакатегорий диалектики, которые, по Гегелю, существуют объективно, составляянекий духовный каркас или, точнее, русло развития мироздания в целом, а такжекультуры человечества. В понятиях у Гегеля как бы изначально присутствуетконкретное содержание всех вещей и процессов нашего мира, в существованиикоторого понятия лишь проявляются, обнаруживаются.

3. Философияистории Гегеля. Противоречия философии Гегеля.

Наиболееавторитетной, аргументированной и разделяемой большинством ученых-обществоведовконцепцией по философии истории является концепция, согласно которой историячеловечества представляет собой единый закономерный процесс, в котором всеявления и процессы тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Это так называемыймонистический взгляд на историю. Представителем такого взгляда был и Гегель.Очень плодотворной и богатой глубокими мыслями оказалась его «Философиядуха», или учение об обществе, изложенное не только в названном произведении,но и в «Философии права» (1821), а также в изданных после смерти Гегелялекциях по философии истории, эстетике, философии религии. У современниковГегеля наибольшей популярностью пользовалась его философия истории, в которойон обосновал с позиций объективного идеализма принципиально новую иоригинальную концепцию об истории как о закономерном процессе, в котором каждыйпериод и эпоха, какими бы своеобразными и необычными они ни были, всовокупности представляют собой определенную закономерную ступень в развитиичеловеческого общества. 

Поскольку историячеловечества есть проявление «мирового духа», развивающегося строго логично изакономерно, то, очевидно, что она не может рассматриваться как набор случайныхсобытий. В ней также есть определенный порядок, последовательность,закономерность, т.е. «разум».  Мировой разум или дух, движущийся в мировойистории, имеет явно выраженную цель – свободу и он (разум) является субъектом,носителем свободы во всемирной истории. «В ходе развития духа (а дух и есть то,что не только витает над историей, как над водами, но действует в ней,составляет ее единственный двигатель) свобода, т.е. развитие, … являетсяопределяющим началом».[8] Свобода составила главныйпредмет в «Философии духа», в «Философии права», в «Философии истории» и другихработах Гегеля.

Гегель различает четыреосновных периода всемирной истории: восточный мир (Китай, Индия, Египет);греческий мир; римский мир; германский мир. Страны Востока, по Гегелю, не знаютсвободы, они знают, что свободен лишь один человек, да и тот деспот. Греки ужеподнимаются до осознания свободы человека, но она серьезно ограничена. Римскиймир ставит проблему свободы в рамки правовых отношений. Но лишь германскиенароды в конце концов осознают в полной мере тот факт, что свобода составляетосновное свойство человеческой природы, является неотъемлемым правом каждогочеловека.  Этот завершающий этап человеческой истории, по Гегелю, также имеетсвою периодизацию. При этом решающими, переломными событиями этой эпохи философсчитает Реформацию в Германии и Великую французскую революцию 1789 года. Таковаобщая схема всемирной истории, сконструированная Гегелем для мирового духа.

Нарастаниестепени свободы в сменяющих друг друга исторических эпохах свидетельствует отом, что дух неуклонно движется к своей цели, воплощаясь попеременно вконкретном «духе» того или иного народа, который своим характером,государственным строем, а также искусством, религией, философией способеннаиболее полно представить, выразить требования мирового духа.

Важнаяхарактеристика исторической концепции Гегеля – высокая оценка активности и дажетворческой роли народа в развитии истории. Человеческая деятельность,мотивированная самыми разными побуждениями, интересами, аффектами, является темединственным «орудием и средством», которым дух добивается нужного емурезультата. Причем результат этот зачастую превосходит все мыслимые ожиданиядействующих лиц. Эта мысль для начала XIX века, конечно, не так уж и нова. Еще А. Смит, к примеру, в XVIII веке восхищался чудесами рыночнойэкономики, в которой каждый индивид действует на свой страх и риск во имясобственной выгоды, а в результате растет благосостояние всего народа, окотором индивидуалы-рыночники помышляют меньше всего.  Гегель объясняетподобные чудеса «хитростью разума»,  скрывающего под мнимым произволоминдивидов порядок и закономерность исторического развития.

Однако подлинныйтворец истории, мировой разум бывает у Гегеля не только хитер, но и коварен:зачастую вроде бы благие побуждения и действия людей оборачиваются против нихже самих. Таков, например, феномен отчуждения – процесса, в которомсозданные людьми предметы, организации, институты начинают жить своейсамостоятельной жизнью, порабощая своих создателей. Никакое, скажем,государство не может возникнуть без явно выраженной воли многих людей, но врядли эта воля предполагает, что, возникнув, государство начнет работать «насебя», изобретая все новые и новые «государственные интересы», стремясь ктотальному контролю чуть ли не над всеми сторонами жизни своих граждан. «Частный интерес страсти неразрывно связан с обнаружением всеобщего, потому чтовсеобщее является результатом частных и определенных интересов и их отрицания.Частные интересы вступают в борьбу между собой, и некоторые из них оказываютсясовершенно несостоятельными. Не всеобщая идея противополагается чему-либо иборется с чем-либо; не она подвергается опасности; она остается недосягаемой иневредимой на заднем плане… Частное в большинстве случаев слишком мелко посравнению со всеобщим: индивидуумы приносятся в жертву и обрекаются на гибель.Идея уплачивает дань наличного бытия и бренности не из себя, а из страстейиндивидуумов».[9] 

Прогресс всознании свободы, составляющий у Гегеля смысловой стержень истории, ни в коемслучае нельзя понимать чисто субъективно, т.е. как изменение «мнений», мышленияконкретных людей. Чтобы стать реальной, идея должна объективироваться, вылитьсяво что-то внешнее. Такой объективацией свободы становятся у Гегеля семья,гражданское общество, государство.

Отношениенемецкого мыслителя к государству характеризуется особым пиететом.Достаточно сказать, что народы, которые по каким-то причинам государства необразовали, у Гегеля не могут претендовать на вхождение во всемирную историю,они – неисторичны (мировой дух о них, наверное, забыл).  «Государство, -объявляет Гегель, – это – шествие Бога в мире; его основанием служит властьразума, осуществляющего себя как волю».[10]

Оценивая историческое значение философии Гегеля в мировой культуре,нельзя не признать, что занятое им место в ряду гениев мысли – одно из самыхпочетных. Его философский авторитет до сих пор прочен и непоколебим. Уж оченьчасто Гегель оказывался прав в своих суждениях. Не ошибся он и в предположении,что никакая философия не идет дальше своего времени. Философию Гегель полагаетвысшей ступенью развития абсолютного духа, ведь в ней дух представлен вадекватной ему понятийной форме. Поэтому философия есть своеобразное мышление омышлении, общий итог развития действительности, самое существенное знание омире. Философия, по выражению Гегеля, есть «эпоха, схваченная в мысли», ипоэтому никакая философия не идет дальше своего времени.

Гегель сознательноотказывается строить какие бы то ни было прогнозы относительно будущего – он нехочет лишить философию научности, ибо, по его убеждению, лишь ретроспекция,т.е. исследование осуществившегося развития, есть подлинно научный способпознания. Ему доступно лишь то, что уже оформилось, определилось, развернуловсе свои возможности.  Мудрость, как известно, с молодостью обычно не в ладах.

Философия Гегеля– это классика первой половины XIXстолетия. Классическим этот стиль философствования именуют не в «музейном»смысле, а подразумевая ряд основополагающих принципов, составляющих предпосылкиданного способа мышления. Это, прежде всего, безграничная вера в «рацио»,разум как человеческий, так и природный, мировой. Это неискоренимаяубежденность в том, что мир в целом устроен достаточно упорядоченно,закономерно, разумно, что он не враждебен человеку, а, наоборот, соразмерен,удобен ему. Это, наконец, отсутствие сомнений в том, что разум человека ли,мира ли в целом в принципе открыт, доступен для анализа.

Иными словами –все это принципы торжествующего рационализма, «правившего бал» в философииНового времени практически до конца XIX века. Именно эти принципы и составляют суть менталитета, если можно таквыразиться, восходящей буржуазной эпохи, а соответственно и гегелевскойфилософии, которая именно тем и велика, что сумела выразить эту рациональностьнаиболее ярко, последовательно и глубоко. Значительная часть философии ХХ века,однако, пошла другим путем, противопоставив тезису рациональности антитезис иррациональногоистолкования мира, сделав упор на «античеловечности», неустроенности,враждебности природного и социального мира человеку. Летопись событий прошлоговека дает достаточно оснований и для таких выводов, но это уже другая история.А наш почтенный Гегель опять-таки оказался прав и в том своем предположении,что мировой дух (или мышление человечества, мировая духовная культура),развиваясь, «не оставляет ничего позади себя», а вбирает, впитывает, «снимает»все мало-мальски значимые достижения духовной жизни, а следовательно, игегелевские диалектику, историзм и рационализм.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Бобров В.В. Введение вфилософию: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М; Новосибирск: Сибирское соглашение,2002. – 221с.

2. Введение в философию: Учебникдля вузов. В 2 ч. Ч. 1 / Под общ. ред. И.Т.Фролова. – М.: Политиздат, 1989. –367с.

3. Гегель Г.В.Ф. Лекции пофилософии истории. – СПб.: Наука, 1993. – 337с.

4. Рычков А.К., Яшин Б.Л.Философия: 100 вопросов – 100 ответов: Учебное пособие для студ. вузов. – М.:ВЛАДОС, 2002. – 128с.

6. Философия: Учебник для вузов/ Под ред. проф. В.Н.Лавриненко, проф. В.П.Ратникова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. –677с.

7. Философия истории: Антология.– М.: Аспект Пресс, 1995. – 351с. 

[1] Гегель. Философия природы.  // Гегель. Энциклопедия философских наук.– М.: Мысль, 1975. – Т. 2. – с. 35, 36.

2 Гегель.Эстетика: в 4 т. – М.: Мысль, 1968. – Т. 1. – с. 60.

[3] Гегель. Феноменология духа. // Гегель. Сочинения: В 14 т. – М.:Соцэгиз, 1959. – Т. 4. – с. 48.

[4] Гегель. Наука логики. – М.: Мысль, 1972. – Т. 3. – с. 298.

[5] Гегель. Наука логики. – М.: Мысль, 1972. – Т. 3. – с. 298.

[6] Гегель. Сочинения. – М., 1959. – Т. 4. – с. 2.

[7] Гегель. Сочинения. – М., 1959. – Т. 4. – с. 3.

[8] Гегель. Философия истории. // Энциклопедия философских наук. – М.:Мысль, 1976. – Т. 3. – с. 370.

[9] Гегель. Философия истории. // Гегель. Сочинения: В 14 т. – М.; Л.,1935. – Т. 8. – с. 32.

[10] Гегель. Философия права. М.: Мысль, 1990. – с. 284.

Гегельянство – что это?

После смерти Георга Гегеля его последователи образовали школу, названную гегельянством. Единой школа оставалась недолго и вскоре разделилась на несколько направлений. Причиной разлада стали религиозно-богословские разногласия.

Гегель считал ортодоксальной созданную им философскую систему. Но некоторые представители его школы увидели в трудах философа низвержение государства и церкви, отвержение Бога и бессмертия человека. Началу этого положило сочинение Д. Штрауса «Жизнь Иисуса».

Школа распалась на тех, кто придерживался «классической» гегелевской философии и тех, кого увлекли левые взгляды. Последние были неоднородны и разделились на три группы: крайне левые (Бауэр, Фейербах), консервативные правые (Габлер, Гешель, Эрдман) и центральное крыло (Батке, Конради, Розенкранц).

Среди левых гегельянцев, которых прозвали младогегельянцами, было много критиков истории церкви, а также философов, критикующих религию.

Крайне левые гегельянцы пошли дальше других и расширили сферу изучения, кроме философских вопросов религии, на политические и социальные темы. Маркс трактовал философские идеи Гегеля в материалистическом ключе и взял ее за основу своей системы экономического материализма.

фото 723

Приверженцы гегельянства оказали большое влияние на развитие науки, особенно на философию религии, историю философии, эстетику и философию истории.

Законы диалектики

Гегелевские законы диалектики являются важнейшим достижением немецкого мыслителя и призваны служить лучшему пониманию общества и в принципе любых процессов, связанных с человеком.

Закон перехода количественных изменений в качественные

Этот закон можно назвать самым всеобъемлющим. Он описывает все процессы, происходящие со всеми вещами в мире, количественные и качественные изменения можно увидеть абсолютно в каждом аспекте нашей жизни.

Этот закон характеризуют 4 термина:

  • Количество. В Гегелевской интерпретации – то, что внешне определяет предмет. Это те параметры, которые позволяют нам зафиксировать наличие предмета в пространстве и времени. Количественная характеристика служит просто утверждением наличия предмета без каких-либо дополнительных характеристик. Например, говоря «кот» или «человек» мы просто вычленяем данный субъект из всего мироздания.
  • Качество определяет внутренние характеристики предмета. В этом случае мы говорим уже о конкретном коте или конкретном человеке, отличающемся от других котов или других людей.
  • Мера выступает в роли синтеза количества и качества. Это понятие олицетворяет изменение количественных характеристик с сохранением качественных. Лучше всего это видно на процессе, например, замерзания воды. Если вылить воду на улицу зимой при температуре ниже нуля, можно заметить, как она обращается в лёд. Это и будет разрушением меры и переходом из одного качественного состояния в другое.
  • Скачок – это то, с помощью чего осуществляется переход из одного качественного состояния в другое. И именно момент превращения воды в лёд можно назвать скачком.

Закон двойного отрицания

Формируя закон двойного отрицания, Гегель утверждает, что понимание мира человеком, идёт по спирали, постоянно восходя вверх. Причём относится это не только к миру, но и к нашему собственному развитию.

В отличие от Канта, утверждавшего, что касательно любого вопроса можно высказать лишь тезис (утверждение) и антитезис (отрицание), Гегель добавляет к ним синтез, который в данном случае у Гегеля называется «Снятие».

Этот термин описывает переход из низшего состояния к высшему, однако низшее состояние никуда не девается, оно остаётся в скрытом виде в высшем.

Для иллюстрации этого понятия можно привести классический пример развития плода из почки.

В первую очередь на дереве появляется почка, через какое-то время она преобразуется в цветок и своим появлением цветок отрицает почку, почка переходит в более высокое состояние, однако почка не исчезает, она всё ещё содержится в цветке в скрытом(снятом) виде. Вслед за почкой, исчезает и цветок, обратившись в плод (перейдя в ещё более высокое состояние), который будет содержать и цветок и почку в снятом виде.

Из этого примера можно понять, что в гегелевском диалектическом отрицании присутствуют три условия:

  1. Преодоление старого, заключающееся в возникновении новых более высоких форм развития
  2. Преемственность – новые формы содержат самые лучшие и полезные характеристики старых
  3. Утверждение нового

Эти три условия справедливы и для нашего собственного развития. Ведь каждое наше новое знание базируется на полученном когда-то давно или недавно, предшествующем и служит ступенькой для поднятия нашего познания на новый уровень.

Гегель выбрал спираль для описания этого закона, потому что она хорошо показывает прогресс и регресс нашего познания. На спирали можно отметить точки, в которых наше мышление переходит в более высокое состояние, однако, когда мы перестаём двигаться вверх, начинается регресс.

Закон единства и борьбы противоположностей

Этот принцип можно назвать основополагающим во всей философии Гегеля, так как она строится именно на борьбе противоречий и последующем переходе их в синтез.

Ключевыми дефинициями, определяющими этот закон будут:

Тождество. Выражает равенство объекта самому себе. В случае с человеком будет иметься ввиду сего самосознание. Даже скорее осознавание себя собой.

Различие соответственно выражает неравенство объекта себе самому. Я хоть и осознаю себя собой, но моё мышление постоянно претерпевает изменения, я не есть завершённый Абсолют, я постоянно развиваюсь и сравниваю себя с другими.

Противоположности выражают те характеристики объекта, которые полностью друг от друга отличны, однако они вполне могут быть частью одного целого и друг с другом сосуществовать.

Противоречия у Гегеля краеугольный камень всей его философской мысли. Он считал их необходимым условием для движения вперёд, неважно применимо ли это будет к абсолютной идее или к человеческому сознанию. У каждого утверждение должна быть иная сторона, этому утверждению противоречащая, которая будет его полной противоположностью.

Влияние Гегеля на западных и русских философов

Немецкий мыслитель стал предтечей концепции Модерна и модернизма. В трудах Гегеля описан ряд проблем, чья актуальность и сейчас неоспорима: отчуждение, социальная разобщенность, поиск свободы и внутренней гармонии. Некоторые исследователи творчества Гегеля отмечают его заметный вклад в формирование социальных наук.

Попытки немецкого философа соединить рациональное и идеалистическое начало нашли многих приверженцев, особенно на рубеже XIX-XX вв. В это время работы Гегеля были переведены на все основные европейские языки.

В России гегелевская философия сыграла немаловажную роль в культуре страны. В 30-40 годы XIX века многие образованные люди интересовались идеями Гегеля. Об этом спорили, читали многочисленные брошюры. Весь образованный свет был знаком со взглядами выдающегося немецкого мыслителя на темы философии, религии, эстетики, права и морали.

Особенностью русской философии является то, что участники двух противоположных течений русской общественно-философской мысли: западники и славянофилы, были хорошо осведомлены о философии Гегеля и черпали из нее свои идеи. Славянофилы разрабатывали его идеи со своей позиции. Самые видные представители западничества выросли на работах Гегеля.

Заслуги Гегеля в философии велики и его влияние на развитие человеческой истории трудно приуменьшить. Мыслитель занимался как вопросам религии, так и диалектики. А еще заложил основы социальных наук, которых в его время не существовало.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...