Эпикур и его философия простой и счастливой жизни

Содержание

Познание по Эпикуру

фото 862Теорию познания философ основывает на чувственном восприятии как единственном критерии истины. Он не признавал критики сенсуализма. По его мнению, она не имеет под собой основания и рассуждения скептиков могут быть только теоретическими. Согласно Эпикуру, сверхчувственного не существует. Все, что может быть воспринято, человек познает с помощью органов чувств. Свою теорию Эпикур называл каноникой, противопоставляя ее учениям Платона и Аристотеля. Главный критерий истины по канонике — ощущения, от которых зависит работа разума.

Познание по Эпикуру — поиск истинного назначения вещей. Отрицая сверхъестественное, довлеющее над человеком, философ считал своей главной задачей избавление человечества от заблуждений и страха смерти.

Кем был Эпикур и почему люди до сих пор о нем вспоминают?

Эпикур СамосскийЭпикур Самосский — один из ярчайших философов, живших в эллинистическую эпоху (примерно 341-271 годы до нашей эры). Его учение — учение Эпикура, эпикурейство или эпикуреизм, — как оно стало называться в истории, —можно сказать, явилось апофеозом учения по достижению человеком счастливой и радостной жизни.

Эпикур достиг широкой известности, благодаря созданной и разработанной им теории, которая распространилась на три основных направления человеческой жизни: этику, физику и теорию познания.

Доктрины античности, — а это огромное количество дошедших до нас теорий и учений, — несмотря на свой преклонный возраст, и в наше неоднозначное время могут быть своеобразными ориентирами для многих людей, желающих задуматься не только о форме жизни, но и о глубоком и многозначном ее содержании. И наоборот.

Введение.

Эпикур с Самоса (341-270 гг. доР. X.) был основателем эпикурейской школы, которая во многихотношениях напоминала школу киренаиков, но была выше в своих этическихстандартах. Эпикурейцы полагали удовольствие наиболее желательным состоянием,но оно, по их мнению, достигается через отречение от утех умственных иэмоциональных противоречий, которые производят боль и печаль, и являетсясерьезнейшим и благороднейшим состоянием.

С точки зрения Эпикура, боль умаи души более серьезна, чем боль и печаль тела, поэтому радость ума и душипревышает радость тела. Киренаики полагали, что удовольствие зависит отдействия или движения; эпикурейцы провозглашали, что покой или отсутствиедействия равно продуктивны для удовольствия.

Эпикур принял философиюДемокрита относительно природы атомов и основывал свою физику на этой теории.Философия Эпикура может быть изложена кратко так:

1. Чувства никогда необманывают, и, следовательно, каждое ощущение и каждое восприятие являетсяистинным.

2. Мнения, следующие изощущений, способны быть истинными или ложными.

3. Подтвержденные мнения, непротиворечащие свидетельствам чувств, являются истинными.

4. Противоречивое мнение, неподтвержденное свидетельством чувств, ложно”.

Среди видных эпикурейцев можноназвать Метродора из Лампака, Зенона из Сидона и Федра.

Так в общих чертах можноохарактеризовать философию Эпикура и эпикурейцев. Однако, нам этого недостаточно. Попытаемся углубиться в эту философскую школу, чтобы лучше понять,что же она из себя представляла.

Философское учение Эпикура. Атомизм Эпикура

Философию Эпикур подразделяет на три взаимосвязанные части – канонику (теорию познания), физику (учение о природе) и этику, при этом преобладающее значение в философии Эпикура имеет этика. Эпикур материалист, последователь атомистического учения Демокрита. В теории познания он исходит из истинности ощущений.

Эпикуреизм и гедонизм. Гедонизм

1. Гедонизм (от греч. hedone — наслаждение), этическая позиция, утверждающая наслаждение как высшее благо и критерий человеческого поведения и сводящая к нему всё многообразие моральных требований. Стремление к наслаждению в Г. рассматривается как основное движущее начало человека, заложенное в него природой и предопределяющее все его действия, что делает Г. разновидностью антропологического натурализма. Как нормативный принцип Г. противоположен аскетизму.

В Древней Греции одним из первых представителей Г. в этике был основоположник киренской школы Аристипп (начало 4 в. до н. э.), видевший высшее благо в достижении чувственного удовольствия. В ином плане идеи Г. получили развитие у Эпикура и его последователей (см. Эпикуреизм), где они сближались с принципами эвдемонизма, поскольку критерием удовольствия рассматривалось отсутствие страданий и безмятежное состояние духа (атараксия). Гедонистические мотивы получают распространение в эпоху Возрождения и затем в этических теориях просветителей. Т. Гоббс, Дж. Локк, П. Гассенди, французские материалисты 18 в. в борьбе против религиозного понимания нравственности часто прибегали к гедонистическому истолкованию морали. Наиболее полное выражение принцип Г. получил в этической теории утилитаризма, понимающего пользу как наслаждение или отсутствие страдания (И. Бентам, Дж. С. Милль). Идеи Г. разделяют и некоторые современные буржуазные теоретики — Дж. Сантаяна (США), М. Шлик (Австрия), Д. Дрейк (США) и др. Марксизм критикует Г. прежде всего за натуралистичность и внеисторическое понимание человека, видит в нём крайне упрощённое истолкование движущих сил и мотивов человеческого поведения, тяготеющее к релятивизму и индивидуализму.

Теория атомизма

Свое видение физики Эпикур основывал на материализме Демокрита, но вносил в его теорию некоторые изменения. Он выделяет главные положения физики, недоступные чувствам:

  • ничего не может произойти из ничего и вернуться в ничто;
  • вселенная неизменна и всегда будет оставаться такой.

фото 863

Он утверждает, что во вселенной тела движутся, перемещаясь в пустотах. Тела состоят из соединений других тел меньшего размера или соединений, из которых состоят тела. Они отличаются по форме, весу и величине. Самые малые тела, Эпикур вслед за Демокритом называет атомами, а учение о физике — атомической физикой.

Атомы неделимы, следовательно, тела не могут делиться бесконечно. Сами атомы состоят из отдельных мельчайших частей. Отличительная черта атомов — движение. Они движутся с одинаковой скоростью, но находятся на разном расстоянии друг от друга. Атомы не сталкиваются друг с другом, потому что постоянно выбирают новую траекторию движения.

Основываясь на этой теории, Эпикур строит модель вселенной: тела в космосе движутся в пространстве, не соприкасаясь, и не удаляясь друг от друга. Душа — такое же материальное тело, но она состоит из более тонкой материи, рассеянной по физическому телу человека. Когда тело разлагается после смерти, душа также разлагается и перестает существовать. Поэтому утверждения о бессмертии души — ложны.

Эпикурейство отрицает прямое наблюдение и рациональные умозаключения, опираясь исключительно на чувственное восприятие. Демокрит считал, что Солнце огромное, основываясь при этом на личных наблюдениях. Эпикур ориентировался на свои ощущения и полагал, что размеры Солнца и Луны такие, какими они кажутся. Метод познания Эпикура допускает не единственную трактовку, а множество различных вариантов, более или менее вероятных.

Эпикурейство (Лопухов, 2013)

ЭПИКУРЕЙСТВО — учение и образ жизни, исходящие из идей Эпикура (341-270 гг. до н. э.), главная из которых — идея достижения безмятежности духа и состояния наслаждения жизнью в любых ее проявлениях. Под наслаждением жизнью Эпикур понимал прежде всего отсутствие страданий, страха перед смертью и спокойную совесть, не омраченную страданиями других людей. Лучшие наслаждения те, считал философ, которые обусловлены разумом, совестью и чувством меры. Лучшим средством избегнуть страданий Эпикур считал самоустранение от тревог и опасностей, от любых дел, связанных со страстями и амбициями.

Учение Эпикура

Его можно условно разделить на три части:

  1. философия Эпикура или, как еще принято называть основное ее направление — эпикурейство;
  2. физика, дающая нам понимание о мире, вселенной и о природе вещей: здесь автор выступает как материалист, и в этом прослеживается связь атомистического материализма Демокрита и Эпикура;
  3. теория Эпикура о Богах.

кара богов

Согласно Эпикуру, Боги и их существование — вовсе не есть непреложный факт. Ибо — если бы они действительно существовали, то могли бы, по его мнению, истребить мирское зло. Если же они этого по каким-то причинам не делают — возникает естественного рода сомнение в их существовании.

Эту свою мысль Эпикур озвучивал, впрочем, весьма осторожно, понимая, что не стоит оскорблять официальные верования толпы и общую уверенность всех народов на этот счет…

А вообще-то — Богу, если он даже и существует, — вовсе нет никакого дела до людей, — считал Эпикур. И всё хорошее, и всё плохое, что с нами происходит — есть не что иное, как результат либо удовольствия, либо боли.

Суть эпикурейства

эпикурейство этов целом она состоит в том, что самое главное для человека — это научиться жить счастливо. Остальное же несущественно. Согласитесь: установка отнюдь не древнего свойства. И в наш просвещенный век она звучит не менее актуально и убедительно, чем звучала в древности.

Но Эпикур жил, как известно, до Рождества Христова, мы же с вами живем сегодня и сами можем уже сделать вывод о том — насколько человечество преуспело или не преуспело в достижении этой цели…

Гуманизм в философии эпохи Возрождения. 16. Философский гуманизм эпохи Возрождения.

В эпоху Возрождения философы снова возвращаются к «исследованию человеческого» (лат. studia humaniora), в противоположность схоластическому «исследованию божественного», и потому зовут себя «гуманистами» (Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Марсилио Фичино, Пьетро Помпанацци и др.). Философия в ту эпоху проникается духом эмпиризма и натурализма (Николай Кузанский, Бернардино Телезио, Джордано Бруно) – уважением к человеческим чувствам, доверием к чувственному опыту и потребности научного постижения природы. Получают развитие социальные (утопические) теории (Томас Мор, Томмазо Кампанелла), призванные правовым путем обеспечить человеку счастье в государстве (Никколо Макиавелли, Жан Боден).

1) ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ.

Философия эпохи возрождения (14-16 века) это эпоха философии ране буржуазных революций. Она характеризуется: становлением в странах Западной Европы капиталистических производственных отношений, рождением новых классов (буржуазия и пролетарий). Свобода буржуазного предпринимательства сказывается не только в экономической, но и политической, религиозной, научной, технической, философской и особенно в художественной.  В духовной сфере идет процесс освобождения культуры от религиозных идеологии и церковных институтов. Распад корпоративной системы средневековья привел к тому что человек стал представлять самого себя, осознавать собственную силу и талант. Новая эпоха это возрождение античной культуры: образа жизни и стиля мышления.  Философия эпохи возрождения антропоцентрична. Человека, а не богу уделяется преимущественное внимание, хотя бог полностью и не отвергается. Мыслители этой эпохи интересует природа человека, его самостоятельность и творчество. Человек трактуется как одухотворенная личность, которая как бы перенимает творческие функции бога. Он не просто творец, а творец и художник одновременно. Возлюбленным сюжетом живописи эпохи возрождения становится богородица с младенцем. 

Эпикуреизм (НФЭ, 2010)

ЭПИКУРЕИЗМ – философское учение, созданное Эпикуром и развитое его учениками и последователями – эпикурейцами (οἱ Ἐπικούρειοι); в качестве школьной традиции существовало в период с конца 4 в. до н.э. до середины 3 в. н.э. Для эпикуреизма характерны атомистическая картина мира, отрицание телеологии, провиденциализма и бессмертия души. Эпикурейская утилитаристская этика нередко вульгаризировалась и ошибочно ассоциировалась со стремлением к чувственным наслаждениям.

Все, что вам нужно, легко получить

Эпикурейцы считают, что у людей есть очень элементарные потребности, и что именно наши желания причиняют нам наибольшие страдания.

Все, что нужно человеку, чтобы выжить и преуспевать, — это еда, кров и межличностные отношения. И все это относительно легко получить. Простые продукты, дающие питание и энергию, гораздо легче получить, чем еду, отмеченную звездой Мишлен.

Это наше желание большего вызывает ненужное беспокойство. Это особенно актуально для сегодняшнего общества потребления, которое постоянно засыпается рекламой, которая говорит нам, что мы ничто без лучшего дома или новейших устройств.

Философское учение Эпикура о преодолении страха и страстей, препятствующих счастью

Эпикур утверждает, что философия освобождает человека от трех страхов, мешающих ему быть счастливым: страха перед богами, страха перед необходимостью и страха смерти.

Эпикур о боге и страхе перед богами

1. Эпикур отрицает вмешательство богов в дела людей. Божественный промысел он считает вымыслом толпы. Эпикур видит в богах воплощение его нравственного идеала, осуществленное счастье. Бог – это блаженное и бессмертное существо, которое и само не имеет хлопот и другому их не причиняет, так что он ни благоволит и не гневается.

Эпикур биография

Жизнеописание или краткую биографию Эпикура найти несложно: интернет текстами самых разных своих страниц и словами их авторов подробно расскажет вам, что человек этот — выходец с острова Самос в Эгейском море. С детства Эпикура обучали философии последователи платоновского учения. В юношестве молодой философ отправился на воинскую службу в Афины и, закончив службу, попадает в Колофон (современная Турция).

Дальше было еще много самых разных переездов и путешествий, но, в конце-концов, Эпикур возвратился в Афины (306г. до нашей эры), где и остался до конца своей жизни в 270 году до нашей эры. Здесь философ обзавелся наделом земли и основал на нем свою школу.

Эпикуреизм (Кириленко, Шевцов, 2010)

ЭПИКУРЕИЗМ – эллинистическая философская школа, которая возникает в IV—III вв. до н.э. и существует вплоть до IV в. н.э. Основал школу в 306 г. до н.э. в предместье Афин Эпикур. Среди других представителей Э. можно назвать Тита Лукреция Кара (I век до н.э.), написавшего дошедшую до нас философскую поэму «О природе вещей», где излагаются взгляды Эпикура. Цель жизни — достижение счастья, счастье — достижение удовольствия. Над входом в «сад», где находилась школа Эпикура, замкнутое содружество, была надпись, где удовольствие именовалось высшим благом. Человек стремится к удовольствиям различного рода. Есть удовольствия не естественные и не необходимые (жажда славы, стремление к власти, к богатству)…

Списоклитературы

1) Мэнли П. ХоллЭнциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической ирозенкрейцеровской символической философии, М.: “Хроники”, 2002

2) Лосев А.Ф. Философия.Учебник. Изд. 3-е испр., М., 1997

3) Ярошевский М. Г. Краткий курсистории психологии: Учебное пособие, М.: Международная педагогическая академия,1995

4) Румовский И. П. Развенчаниеприроды и космоса, М., 2001

5) Куманецкий К. Л. Историякультуры Древней Греции и Рима, М., 1999

Для подготовки данной работыбыли использованы материалы с сайта http://www.easyschool.ru/

Роль эпикурейства в философии античного периода

Значение эпикурейской философии отмечали не только его современники. Эпикур создал сплоченный союз единомышленников. До становления христианства последователи его школы сохраняли работы учителя в первозданном виде. Их можно приравнять к секте — почитание Эпикура быстро превратилось в культ. Единственным отличием от религиозных общин было отсутствие мистической составляющей. Среди эпикурейцев были распространены близкие доверительные отношения, но навязывание коммунизма порицалось. Принуждение к разделу имущества Эпикур считал препятствием для настоящей дружбы.

Философию Эпикура можно назвать завершением эпохи эллинизма — угасанием веры в будущее и страха перед ним. Его взгляды соответствовали духу исторического периода: из-за кризиса веры в богов политическая атмосфера была раскалена до предела. Философия Эпикура быстро обрела популярность — она давала людям возможность отдохнуть от происходящих в обществе изменений. Последователей идей философа становилось все больше, но с появлением христианства эпикурейство вместе со всей античной философией ушло в прошлое.

Философия Эпикура кратко и понятно. Эпикуреизм

Другим широко известным направлением в философии эпохи эллинизма был эпикуреизм. Его родоначальник Эпикур (ок. 342/341 — 270/271 гг. до н. э.) родился на острове Самосе. Его учителем был один из последователей Демокрита — Навсифан. После пяти лет преподавания философии в Колофоне, Митилене и Лампсаке Эпикур переехал в Афины, где прожил до конца жизни, руководя содружеством философов или школой, которая получила название “Сад Эпикура”.

Произведения мыслителя дошли до нас неполно в виде нескольких писем и значительного числа фрагментов из его произведений.

Философию Эпикур понимал как деятельность, дающую людям с помощью размышлений, лишенную страданий, счастливую жизнь. Цель его философии не изменение мира, а приспособление к нему.

Философия Эпикура делится на три части

Главная из них — этика, которая учит как достичь счастья. Вторая часть философии — физика. Она дает представление о природном мире, освобождает от страха перед ним и служит основанием для этики. Обе эти части опираются на канонику, своего рода теорию познания и методологию науки, выступающую в качестве третьей части. У Эпикура познание возможно на базе ощущений. Повторяющиеся ощущения, глубоко западая в сознание человека, образуют понятия. Эпикур рассматривал чувства как непогрешимые, а заблуждения выводил из неправильных суждений.

В физике Эпикур исходил из признания вечности и несотворимости мира. Он вслед за Демокритом придерживался идеи об атомном строении вещества . Он смягчил демокритовскую версию детерминизма. Это ему понадобилось для обоснования допускаемой им свободной воли человека. Мыслитель выдвинул идею о том, что не все в мире происходит по необходимости, в нем есть место и для случайности. Разобраться в диалектике необходимости и случайности можно лишь познав их. Указав на знание как средство подчинения необходимости разумному действующему человеку, Эпикур тем самым указал на реальный путь возвышения над необходимостью, подчинения ее своим интересам. Это обстоятельство позволило философу рассматривать человека в мире не как марионетку, а как свободного творца своих поступков, своей судьбы. Иными словами, в познании явлений, протекающих в силу необходимости и случайности, Эпикур видит путь к свободе.

Мыслитель осознавал трудности познания окружающего мира, вытекающие из несовершенства органов чувств как средств познания. Это заставило его искать основание, опора на которое давала бы правильные знания о мире и обеспечивала бы реализацию свободы. Такое основание Эпикур увидел в благоразумии, которое он ценил даже выше философии. Высокая оценка благоразумия объясняется тем, что Эпикур рассматривает его как особое качество, сформировавшееся у личности на основе освоения ею философских знаний. В данной связи он рассматривает и саму философию. Она для Эпикура имеет ценность лишь в той мере, в какой отвечает потребности формирования у человека благоразумия. Благоразумие как человеческая способность формируется в ходе воспитания. Оно избавляет человека от безграничных вздорных страстей и страха, что является непременным и первым условием обретения способности счастливо мыслить и избегать несчастья. Эпикур считал, что достижение счастья должно предусматривать высвобождение человека от уз общественной деятельности, имея в виду участие в политической деятельности. Однако этим учение Эпикура о счастье, как составной части его этики, не ограничивается. Оно связано с учением об атараксии или безмятежности, которые им рассматриваются как состояния, тождественные счастью. Следует заметить, что понимание атараксии как особого состояния разумного существа, по-видимому, является результатом восприятия Эпикуром идей восточных мудрецов. Оценка безмятежности как идеала человеческого существования была широко распространена в условиях общественной нестабильности.

Эпикур о страхе смерти

3. Смерть, считает Эпикур, не имеет отношения к человеку, поскольку он не может ее ощутить как таковую. Вслед за Демокритом в учении о душе Эпикур отрицает ее бессмертие, а значит и способность ощущения после смерти. «Стало быть, самое ужасное из зол, смерть, не имеет к нам никакого отношения; когда мы есть, то смерти еще нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет. Таким образом, смерть не существует ни для живых, ни для мертвых, так как для одних она сама не существует, а другие для нее сами не существуют. Если смерть не страшна сама по себе, то почему должна быть страшна мысль об ее приходе?

Освобождение от надежды на бессмертие ставит на первое место не продолжительность жизни, а ее качество. «А мудрец не уклоняется от жизни и не боится не-жизни, потому что жизнь ему не мешает, а не-жизнь не кажется злом. Как пищу он выбирает не более обильную, но самую приятную, так и временем он наслаждается не самым долгим, а самым приятным.

Каноника, как часть философии

В философствовании Эпикура физика не может существовать без каноники. Она определяет истину, без которой развитие людей, как разумных существ, невозможно.

Восприятие очевидно, истинно и всегда правильно отражает действительность. Оно берет образ предмета и с помощью систем органов чувств опознает его. Способность фантазировать этому не противоречит. Благодаря фантазии, человек может воссоздать реальность, которая ему не доступна. Поэтому для эпикурейца чувственное восприятие — основа познания. Убрать из процесса познания восприятие нельзя — оно помогает отделить истинное суждение от ложного.

Ложь утверждает некое суждение как действительность, но на самом деле оно не подтверждено восприятием. Согласно философу, ошибка происходит, когда человек соотносит восприятие не с той действительностью, которой он был порожден, а какой-нибудь другой. Ложь — результат домысливания, добавления к увиденному образу фантастического представления. Чтобы опровергнуть ошибку, нужно искать подтверждение фантазии в действительности. Если его нет — восприятие ложное.

Эпикурейская школа

ЭПИКУРЕЙСКАЯ ШКОЛА — материалистическая философская школа Древней Греции, основанная Эпикуром (конец IV в. до н. э. — начало VI в.). Эпикурейская школа прошла три основных этапа развития: 1) школа Эпикура в эллинистическую эпоху (IV—III вв. до н. э.) (ранний, или древний «Сад»); 2) греко-римский эпикуреизм II—I вв. до н. э. (средний «Сад»); 3) эпикуреизм в Риме (I-VI вв. н. э., поздний «Сад»).

Философский словарь / авт.-сост. С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора. — Изд. 2-е, стер. — Ростов н/Д : Феникс, 2013, с 546.

Философия стоиков. Задачи

Стоики, философии которых в единстве с природой ставили перед собой следующие задачи:

  1. Воспитать человека, имеющего внутреннюю свободу и силу не зависеть от внешних факторов.
  2. Сделать человека сильным духовно, чтобы он смог противостоять мировому Хаосу.
  3. Научить людей жить согласно совести.
  4. Воспитать терпимость к вере окружающих и научить любить их.
  5. Привить чувство юмора.
  6. Научить использовать теорию школы на практике.

Философия Эпикура живет по сей день

Эпикур считался пренебрежительным к религии и поэтому не нравился большей части Греции. Однако у него действительно появилось небольшое количество очень преданных последователей. Он основал философскую школу в Афинах под названием «Сад», в честь сада, которым он наслаждался в детстве на острове Самос.

В двух шагах от Платоновской академии Сад был одним из первых философских заведений, которые приветствовали женщин и рабов.

Эпикуреизм, название учения Эпикура, пересмотрено современными этическими философами, такими как Джон Стюарт Милль и Джереми Бентам.

Эпикур прожил свою жизнь без страха смерти. Он пытался научить других преследовать аналогичные цели. И был человеком, который знал, что он хозяин своей жизни, единственный капитан своего корабля. Он вдохновлял других стремиться к научным знаниям и жить свободно.

Верный своему учению, он описал последний день своей жизни в 270 г. до н. э. как «поистине счастливый день».

  • Стоицизм — философия для придания смысла жизни
  • 9 расширяющих сознание книг по философии, которые легко читаются

Эпикур об обществе

Эпикур был провозвестником договорной теории общества. Общественный договор, по его мнению, заключается с целью обеспечения взаимной пользы и безопасности. Однако в целях сохранения спокойствия души Эпикур советовал жить незаметно, избегая борьбы за мнимые ценности: власть, почести и богатство.

Среди добродетелей на первое место Эпикур ставил мужество, умеренность и справедливость. В отношениях между людьми выше всего он ценил дружбу.

Эпикуреизм (Кузнецов, 2007)

ЭПИКУРЕИЗМ — этическая теория, получившая название по имени ее основателя древнегреческого философа Эпикура. Высшим благом Эпикур считал состояние блаженства, спокойствия духа. Стремление к наслаждению, с его точки зрения, присуще любому живому существу. Но наслаждения должны быть такими, чтобы они не приносили последующих страданий. С другой стороны, Эпикур не признает ценности удовольствий процесса, например, поглощения пищи, а признает только ценность состояния, наступающего в результате удовлетворения чувства голода. Удовольствия разделяются им на три класса: а) естественные и необходимые (элементарные телесные потребности); б) естественные, но не необходимые (изысканные яства); в) неестественные и не необходимые (честолюбивые замыслы). Приемлемой является только первая группа…

Мнение Эпикура о роли языка, как формы передачи информации

Согласно взглядам Эпикура, язык создавался, как необходимость выражать чувственное впечатление от вещей. Названия вещам давались, исходя из индивидуальных особенностей восприятия. У каждого народа они были своими, поэтому языки формировались отдельно и были не похожи друг на друга.

Первобытные языки были малословными: слова использовали для обозначения бытовых предметов, действий и ощущений. Постепенное усложнение быта — главная причина развития языка. Появление новых предметов требовало изобретения новых слов. Иногда у разных народов появлялись похожие слова, имеющие разные значения, и создавали двусмысленности — амфиболии. Чтобы избегать подобных ситуаций, Эпикур предлагал руководствоваться договорным началом: каждый народ определяет значение слова своего языка и не переносит его на другие языки.

фото 864

Задолго до Эпикура, похожую теорию высказал Платон. В своем диалоге «Кратил» он изложил примерную концепцию развития языка, как динамической структуры.

Основные философские труды Эпикура

Эпикур создал более трехсот философских сочинений, из которых до наших дней дошли лишь фрагменты. Основными источниками знаний о философском учении Эпикура являются сочинение его последователя Лукреция Кара “О природе вещей” и труд Диогена Лаэртского “О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов.”

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...