ДЖОРДАНО БРУНО (1548- 1600)

Путь мыслителя от рождения до смерти

фото 631Биография Джордано начинается в 1548 году, когда он родился в итальянском городе Нола. Детские годы мальчик провел за созерцанием природных процессов. Десятилетним юнцом переехал к родственникам, у которых продолжил обучение на пансионной основе.

К пятнадцати годам решил расширить масштабы образования – стал послушником монастыря (тогда наиболее обширные знания можно было получить только в религиозных учреждениях). Здесь расцветает талант юноши, уверенность в себе. Он начинает писать. Первыми произведениями становятся юмористические «Светильник», «Ноев ковчег», высмеивающие неаполитанских общественных деятелей, их образ жизни.

Несоответствие взглядов философа церковным канонам повлекло за собой печальные последствия – Бруно становится «еретиком», подверженным гонениям, преследованию, бегству. Ему приходится скитаться по разным городам Италии.

Но спрятаться на родине у мудреца не получилось, поэтому Джордано отправился в Париж. Франция встретила писателя, научного исследователя радушно, с уважением. Благодаря неординарным идеям, особому опережающему действительность взгляду на вещь философа заметил Генрих III, который тогда был французским правителем. Король дает Бруно звание экстраординарного профессора, позволяет (спонсирует) продолжать ученому свою деятельность. Преследование католической церкви вынуждает беглеца покинуть Францию, перебраться в Англию. Но и там монашеский орден не позволяет философу спокойно жить.

В конце концов, устав от скитаний, Джордано возвращается на родину. В Италии он издает свои последние произведения. Католическая полиция все же находит еретика, выносит ему вердикт «смертная казнь» и 17 февраля 1600 года на римской площади Цветов состоялось публичное сожжение мыслителя. Он больше не прятался, принял достойно свой конец, до последнего оставался верен своим убеждениям.

Читайте также

3. Прорыв в современность (Джордано Бруно)

3. Прорыв в современность (Джордано Бруно)Эпоха Возрождения ознаменовалась многими научными открытиями. Одним из наиболее выдающихся достижений был переворот во взглядах на строение мироздания, произведенный польским ученым Николаем Коперником.С античных времен в

§ 26. Прорыв в современность (Джордано Бруно)

§ 26. Прорыв в современность (Джордано Бруно)Эпоха Возрождения ознаменовалась многими научными открытиями. Одним из наиболее выдающихся достижений явился переворот во взглядах на строение мироздания, произведенный польским ученым Николаем Коперником. С античных времен

Бруно Латур и его правила метода

Бруно Латур и его правила методаСильная программа в социологии нашла отклик во Франции, особенно в окружении Бруно Латура. У него обнаруживается огромное число высказываний, которые сформулированы настолько двусмысленно, что едва ли их можно понять буквально. Если же

8.3. Божественность Вселенной (Джордано Бруно)

8.3. Божественность Вселенной (Джордано Бруно)Исходным пунктом философских воззрений Джордано Бруно был пантеизм. Только если Николай Кузанский утверждал в духе пантеизма, что природа растворена в Боге, то Джордано Бруно исходил из того, что Бог растворен в природе.

О жизни и судьбе Джордано Бруно

О жизни и судьбе Джордано БруноМы надеемся, что все сказанное выше будет полезным, для того чтобы принять ближе к сердцу судьбу и дело Титана эпохи Возрождения, великого философа, поэта, ученого и мистика Джордано Бруно. О нем часто говорят, что он родился раньше своего

Ключи к философии Бруно

Ключи к философии БруноФилософия Бруно многогранна и затрагивает комплекс самых разнообразных вопросов. Мы приводим несколько основных ее положений.О ВСЕЛЕННОЙВ своей концепции Вселенной Джордано Бруно не ограничивается выступлениями в защиту учения Коперника о

Смерть Бруно

Смерть БруноИстория повторяется. Конец философа начинается с измены его учеников. В 1591 году молодой аристократ Джованни Мочениго приглашает Бруно в Венецию, в свой дом, с просьбой обучить его «тайнам философии». Отношения учителя и ученика с самого начала складываются

Джордано Бруно. Божественность Вселенной

Джордано Бруно. Божественность ВселеннойИсходным пунктом философских воззрений Джордано Бруно был пантеизм. Только если Николай Кузанский утверждал в духе пантеизма, что природа растворена в Боге, то Джордано Бруно исходил из того, что Бог растворен в природе.

5. Дж. Бруно

5. Дж. БруноВоззрения Джордано Бруно (1548–1600), являющегося философом и поэтом, характеризуются как пантеизм (pan — все и theos — Бог) — философское учение, согласно которому Бог отождествляется с мировым целым. В этом мировом целом мировая душа и мировой божественный разум

Сожжение Джордано Бруно

Сожжение Джордано БруноНеудовольствие инквизиции Бруно мог вызвать утверждением о возможности для героического энтузиаста возвыситься до Бога, «поднимаясь при помощи восприятия вида божественной красоты и доброты на крыльях ума и сознательной воли» (Там же. С. 86). Не

Божественность Вселенной. Джордано Бруно

Божественность Вселенной. Джордано БруноИсходным пунктом философских воззрений Джордано Бруно был пантеизм. Только если Николай Кузанский утверждал в духе пантеизма, что природа растворена в Боге, то Джордано Бруно исходил из того, что Бог растворен в природе.

ДЖОРДАНО БРУНО (1548–1600)

ДЖОРДАНО БРУНО(1548–1600)Итальянский философ-пантеист. Обвинен в ереси и сожжен инквизицией в Риме. Развивая идеи Николая Кузанского и гелиоцентрическую космологию Коперника, отстаивал концепцию о бесконечности Вселенной и бесчисленном множестве миров. Основные

Реферат

по философии

на тему:

Философские идеи Дж. Бруно

 Выполнил: Глухарев А., студент

                                                                                             группы ППЖ-121(2)

Проверил: Никулина Н. Н., канд. фил. наук, 
доцент кафедры философии

Мурманск

2012

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3

1 ИСТОРИКО-БИОГРАФИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ…………….………………….4

2 ФИЛОСОФСКИЕ ИДЕИ….…..……………………………………………….13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….19

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….20

ВВЕДЕНИЕ

Этот реферат я посвящаю великому итальянскому философу и ученому, поэту, пламенному стороннику и пропагандисту учения Коперника эпохи Ренессанса – Джордано Бруно. Он принес новое мировоззрение, которое сразу же пришло в полное противоречие с господствовавшим умственным и нравственным порядком. Его же философия в итоге и привела его на костер. Главным обвинением тамошних инквизиторов было утверждение о бесконечности миров. А отказаться от своих убеждений для Джордано Бруно было делом невозможным, и он, как Христос, добровольно предпочел смерть отречению от своей философии.

Я выбрал эту тему потому, что хочу узнать Дж. Бруно, как философа и лучше ознакомится с эпохой Возрождения, так как в ней присутствует много мистики и магии, это и привлекло меня к этой теме. Заинтересовало и то, что я познакомлюсь с идеями итальянского ученого-философа.

В данном реферате я хочу рассмотреть биографию и изучить философские идей Дж. Бруно, его отношение к Вселенной, Богу, познанию и т.д.

ИСТОРИКО-БИОГРАФИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ

Эпоха, в которую жил Джордано Бруно,— вторая половина XVI столетия; за 56 лет до его рождения была открыта Америка, за 6 лет до его рождения была учреждена римская инквизиция.

Он родился близ маленького городка Нолы, неподалеку от Неаполя, в 1548 г., и отец, Джованни Бруно, бедный дворянин, служивший в войсках неаполитанского вице-короля, дал сыну при крещении имя Филиппе в честь   наследника   испанской   короны. В философских поэмах Джордано Бруно будет вспоминать то прогулки с отцом к подножию вулкана, то странную молнию, пролетевшую однажды над крышами Нолы, то восходы солнца над равниной, то бездонное звездное небо — огромное над маленькой Нолой. 1

Первые 10 лет детства Бруно прошли в замечательно благоприятных условиях как относительно природы, так и окружавших его людей. Город Нола по-прежнему продолжал пользоваться славой одного из прелестных уголков мира; но не таковым было положение самого Неаполитанского королевства, пребывавшего с 1504 года под испанским игом. Неаполитанским королевством управлял, именем Филиппа, герцог Альба, успевший уже проявить свою кровожадную натуру даже в этой вполне католической и покорной стране.  Собственно, этих двух имен было бы достаточно, чтобы охарактеризовать те общие тяжелые политические условия, среди которых рос Бруно. Но к иноземному гнету присоединились еще и землетрясения, чума и большие неурожаи в Счастливой Кампаньи. Турки, обладая лучшим флотом, часто делали набеги на берега Кампаньи и уводили в рабство сотни мужчин, женщин и детей. Но ужаснее, чем все эти несчастия, была инквизиция.2

Бруно десяти лет покинул Нолу и поселился в Неаполе у своего дяди, содержавшего там учебный пансион. Здесь он пользовался частными уроками августинского монаха Теофила Варрано, о котором он вспоминал всегда с большим уважением и впоследствии в своих диалогах обыкновенно предоставлял ему роль учителя под именем Теофила. Бруно слушал тогда лекции еще одного учителя, которого он называет Сарнезом.

В 1562 году мы видим Бруно уже в монастыре св. Доминика, в том самом монастыре, где за три столетия перед тем поучал великий Учитель церкви Фома Аквинский. При поступлении в монастырь Филипп Бруно переменил свое имя на Джордано и под этим именем впоследствии стал известен всему образованному миру.

От своего отца, который был другом поэта Тансилло, Бруно унаследовал большие поэтические наклонности.3 Окрашенная эпикурейским вольнодумством поэзия от Лукреция до Тансилло будет сопровождать Бруно всю жизнь.4 С большим рвением молодой монах в течение 12 или 15 лет предавался изучению древней и новейшей философии и приобрел за время своего пребывания в монастыре поразительно обширные сведения по всем отраслям человеческого знания.

Из представителей греческой мысли на него оказали наибольшее влияние элейская школа и Эмпедокл наряду с Платоном и Аристотелем, и в особенности – неоплатоники с Плотином во главе. Из схоластиков он изучал сочинения Фомы Аквинского и натурфилософские произведения немецкого кардинала Николая Кузанского.

Благодаря своему гению и усиленному труду Бруно еще в монастыре окончательно выработал свое самостоятельное и совершенно независимое от учения церкви миросозерцание, однако под страхом тяжкой ответственности ему приходилось скрывать свои убеждения. В 1572 году, двадцати четырех лет от роду, Бруно получил сан священника и в Кампанье, в провинциальном городе Неаполитанского королевства, молодой доминиканец впервые отслужил свою обедню. Открываются новые возможности для труда и общения.

 Он познакомился с появившейся тогда впервые в сокращенном виде книгою Коперника Об обращении небесных тел; это сочинение окончательно укрепило Бруно в его научном мировоззрении.5

Церковному начальству становится известным “опасное умоуклонение” Бруно, и тому приходится, сбросив монашеское одеяние, бежать в Геную. Там он пробыл всего три дня: свирепствовала чума. Приходится уехать в Ноли, потом в Савону, Турин… Так начались скитания. Тогда же была написана книга “Знамения времени”, бесследно исчезнувшая.

Бруно приехал в Женеву 15 лет спустя после смерти Кальвина, однако строгий религиозный дух последнего продолжал господствовать с прежнею силой в среде его последователей. Бруно прожил в Женеве около двух месяцев и за это время настолько изучил сочинения кальвинистских писателей, что даже выступил против одного из них, философа Делафе, с небольшим печатным произведением. Бруно и издателя его книги женевцы посадили в тюрьму. Вскоре женевцы выпустили Бруно на свободу, зато издателя его книги присудили к денежному штрафу. Бруно покинул центр кальвинизма, возмущенный как учением, так и образом действий представителей “реформированной” церкви.

Из Женевы Бруно отправился в Лион, однако, не найдя там в течение месяца занятий, в середине 1578 года перебрался в Тулузу, которая славилась в то время своим университетом с десятью тысячами слушателей. Он получил предложение давать частные уроки астрономии и преподавать философию. Вскоре в Тулузском университете открылась вакансия по кафедре философии. Бруно быстро сдал экзамен на звание доктора и получил вакантную кафедру. В течение двух лет он непрерывно читал лекции – о трех книгах Аристотеля, о душе и на другие философские темы. Бруно, ярый противник Аристотеля, не стеснялся на лекциях делать нападки на великого стагирита, авторитет которого считался в то время непоколебимым. Логика и физика Аристотеля, вместе с астрономической системой Птолемея, считались тогда нераздельными частями христианской веры.

Отрицательное отношение как к Аристотелю, так и к ученому сословию тогдашнего времени, всюду окружало Бруно враждебной атмосферой и превратило его жизнь в постоянную борьбу с ученым цехом.

В мае 1580 года Бруно простился с университетом и отправился в Париж. Он поселился в столице Франции. Книга, которую Бруно посвятил Генриху III, называлась Тени идей, самая ясная из всех его латинских произведений, имеющих своим предметом искусство Луллия. De umbris idearum – это изложение теории познания, положенной в основу всей философии Бруно. Генрих III, в признательность за посвящение ему книги, делает Бруно экстраординарным профессором; последний принял это место.

Однако и здесь личные нападки и интриги со стороны защитников Аристотеля и католицизма не давали ему возможности спокойно жить и вместе с междоусобицами, которые раздирали в то время столицу Франции, принудили его покинуть Париж и направиться в Англию. 6

Здесь он появился в конце 1583 года с рекомендательными письмами от Генриха III к французскому посланнику в Лондоне – Мишелю де Кастельно де Мовисьер. Тот отличался широкой веротерпимостью и радушно принял гостя в своем доме. Он был взят в Оксфордский университет.

Маленький темпераментный итальянец говорит такие вещи, от которых краснеют стены богословской аудитории: он толкует о бессмертии души и тела; как последнее разлагается и видоизменяется, как душа, покинув плоть, затем долгим процессом образует вокруг себя новое тело. “Природа души, – говорит Бруно, – одинакова у всех организованных существ и разница ее проявлений определяется большим или меньшим совершенством тех орудий, которыми она располагает в каждом случае”.

Много странных вещей пришлось услышать благочестивым оксфордцам. В конце концов “созвездие педантов” вынудило итальянского профессора прекратить свои лекции.7

Бруно предвосхитил космологию современного естествознания с ее Канто-Лапласовской механической теорией развития. Но что особенно поражает всякого изучающего его философию, так это те многочисленные отдельные факты, на след которых Бруно напал чисто дедуктивным путем и существование которых в настоящее время признано наукою несомненным. Достаточно упомянуть о следующих утверждениях великого итальянца.

1) Земля имеет лишь приблизительно шарообразную форму: у полюсов она сплющена.

2) Солнце вращается вокруг своей оси. 

3) Нутация оси объяснена правильно. “При необозримо разнообразном взаимном отталкивании и притяжении небесных тел не может быть, чтобы самые видимо неизменные центры не меняли постепенно своего взаимного положения. Поэтому и Земля изменит со временем центр тяжести и положение свое к полюсу”.

4) Неподвижные звезды суть также солнца.

5) Вокруг этих звезд вращаются, описывая неправильные круги-эллипсисы, бесчисленные планеты, для нас, конечно, невидимые вследствие большого расстояния.

6) Кометы представляют лишь особый род планет.

7) Миры и даже системы их постоянно изменяются, и как таковые они имеют начало и конец; вечной пребудет лишь лежащая в основе их творческая энергия, вечной останется только присущая каждому атому внутренняя сила, сочетание же их постоянно изменяется. 8

В этом сочинении Джордано Бруно изложил самые широкие взгляды на строение Вселенной, и когда ученый Кеплер читал этот труд, то испытывал при этом головокружение; тайный ужас охватывал его при мысли, что он блуждает в пространстве, где нет ни центра, ни начала, ни конца!

Бруно вернулся в Лондон и в течение двух лет написал еще несколько трудов, в частности: “О причине, начале всего и едином”, “О бесконечном, вселенной и небесных телах”, “Изгнание торжествующего животного”, “Тайное учение Пегасского коня с присоединением такого же учения Силенского осла”, “О героическом энтузиазме”. В этих диалогах и глубина мысли, и изящество литературной обработки. 9

Из безграничности пространства и бесконечности творческой силы природы Бруно делает вывод о бесконечности всего мира, так как бесконечной причине должно, по его мнению, соответствовать и бесконечное следствие. Всюду во вселенной он видит одну и ту же жизнь, отличную только по своим бесконечно различным формам и ступеням развития; везде он предполагает единую, изнутри себя творящую, природу.

Пребывание в Лондоне было лучшим временем в жизни Джордано Бруно. Там он вращался среди благороднейших умов своего века. Его окружали Фольк Гревиль, Дейер, Гарвей, Антонио Перезо, граф Лейчестер, известный каждому из Шиллеровской Марии Стюарт. Но его самым близким другом, к которому он питал восторженную любовь и которому он посвятил Изгнание торжествующего животного и О героическом энтузиазме, – был Филипп Сидней, племянник графа Лейчестера, молодой человек рыцарского характера и замечательных способностей.

Де Кастельно в июле 1585 года был отозван со своего поста французского посланника в Лондоне и в октябре уже возвратился в Париж. Бруно как друг последовал за ним и поселился в Париже как частное лицо.

Бруно сделал попытку помириться с римской курией. Но, к сожалению, они ничем не кончились, так как научные убеждения и совесть не позволили Бруно принять поставленных ему условий. После этого Бруно, окончательно убедившись в своем разрыве с церковью, выступил явным и сознательным противником традиционного миросозерцания и пылким провозвестником нового учения о мире.

Роль материи в познании мира

Являясь человеком эпохи Возрождения, Бруно не мог полностью отказаться от идеи существования единого вселенского божественного начала. Он рассуждал о бесконечности Всевышнего, а также считал, что познавать нужно не Бога, а природу. Философ стал автором выражения «живая материя», согласно которому вся окружающая Вселенная есть одушевленная материя, созданная Творцом. Ее бесконечность определяется бесконечностью Господа.

Джордано считал Бога олицетворением единства Вселенной, называл его «Единым». Так как единственное не предполагает разногласий, то оно отожествляет целостность, как всего мира, так и каждого отдельного предмета. Из этого следует, что отдельная вещь также является единством, целостностью.

Философия нужна для созерцания сути окружающего мира, так считал мыслитель и описывал в своих трудах. Но познать природу способен тот, кто ищет Господа в каждой ее частичке.

Близкой по духу для философа стала концепция Коперника, которая разбивала о камни теорию католичества о неподвижности, конечности мира, нахождении Земли в его центре. Бруно, вдохновленный концепцией, выдвинул новое видение бесконечности Вселенной, ее ограниченности во времени и пространстве. Пантеизм, как единение Бога и мира, у Джордано Бруно получил продолжение в бесконечности космической материи. К тому же религиозной теории замкнутости мира мудрец противопоставил теорию его множественности и однородности, где у каждого есть центр, отдельная история развития, но все они подчиняются одним законам, состоят из подобных элементов, подвержены общему движению.

Философ одним из первых предположил существование разумных существ на других планетах.

Его идеи оставались лишь предположением, пока современная наука, оснащенная гениальными изобретениями, не подтвердила его догадки.

Космология Джордано Бруно

С натурфилософией Бруно тесно связаны его космологические взгляды, согласно которым Вселенная бесконечна в пространстве и вечна во времени (т.е. никем не сотворена и никогда не погибнет). «Вселенная есть целиком центр. Центр Вселенной повсюду и во всем». Бруно утверждал, что помимо нашей планетной системы, в центре которой находится Солнце, во Вселенной существуют бесчисленные обитаемые миры. Внутренним источником движения всех небесных тел Вселенной Бруно называет Мировую душу, а не божественную волю. «Бесконечные миры …все движутся вследствие внутреннего начала, которое есть их собственная душа, …и вследствие этого напрасно разыскивать их внешний двигатель». Бесконечное многообразие вещей, наполняющих миры, находится в непрерывном движении и изменении (источник которых в них самих), но сама Вселенная всегда неподвижна, неизменна и едина. Бруно так же считал, что земной и небесный миры оба образованы пятью стихиями (эфир, огонь, вода, земля, воздух) и состоят из атомов, а значит, являются физически однородными. Это мнение преодолевало важнейший принцип средневекового мировоззрения, который строго противопоставлял небесный и земной миры. Теория Бруно подрывала основы аристотелевской физики и космологии и открывала путь науке Нового времени.

Метафизическая философия

Космология мыслителя опередила свое время. Его по праву можно называть предшественником, а по большому счет даже основателем современных наук (физики, математики, астрологии), философии. Идеи мудреца были необъяснимы, смелы, считались мятежными, но впоследствии оказалось, были настолько точны, что на них стали основываться многие научные деятели.

Метафизика в философии неоспоримо сложна, многозначна. Она является направлением философской мысли, занимающимся развитием технических наук, их взаимосвязи с гуманитарным осознанием. Так как для направления характерна определенная особенность, а именно изучение неизменных вещей, то метафизика Бруно была ориентирована на осмысление мира, материи, космоса, роли божественного начала.

Она стала соединяющим мостом между теориями Николая Кузанского и идеями Спинозы, оказала колоссальное воздействие на развитие классического европейского идеализма.

фото 632

Понятие натурфилософии

Натурфилософия подразумевает философствование о природе. Во времена Джордано понятие природы и Бога имели тесную связь. Бруно полагает, что именно природа посредством материи олицетворяет Бога в вещах.

По мнению мудреца, материальная природа одушевлена, а духовным первоисточником выступает Мировая душа (аналог Творца). Она выступает двигателем каждой материальной частицы, всеобщим разумом. Материя с душой, являясь антиподами, непостижимо образуют единое целое, объединяясь в бесконечном разнообразии Солнечной системы.

Природа у мыслителя выступает непостижимой самостоятельной Вселенной, единым независимым бытием, подчиняющимся исключительно собственным законам. Творческим потенциалом, источником динамики является сама природа.

Джордано Бруно о познании

Познание Бога через познание природы и осуществление жизни в соответствии с этим знанием было для Бруно высшим нравственным назначением человека. Стремление к такому идеалу подлинной мудрости, охватывающее полностью все человеческое существо, он назвал «героическим энтузиазмом». Бруно считал, что путь к истине лежит через познание единства природы, ее законов, гармонии и красоты, а не через отвлеченные рассуждения схоластов. Идея бесконечности Вселенной привела Бруно к идее бесконечности человеческого познания, из чего следовало отрицание какой-либо окончательной, абсолютной истины.

Учение Бруно стало одной из вершин философской мысли Возрождения. Понимание природы как единственного, самостоятельного, материально единого и бесконечного бытия, нравственная сущность познания, безграничность познавательных возможностей человека и относительность любой истины – идеи Бруно, преодолевшие рамки схоластического мировоззрения и оказавшие огромное влияние на становление науки и последующую философскую мысль. Личность Джордано Бруно стала воплощением идеалов эпохи Возрождения, а его жизнь – примером «героического энтузиазма».

Дуалистический взгляд на причины или начала

Философия Возрождения гласит – Бог есть начало мироздания. Джордано Бруно выражал основные идеи о первоначале иначе: изначальная причина и изначальное бытие едины в лице Всевышнего, но различны в природе. Объяснение — первопричиной является универсальный разум, воплощающий задумки природы, а первоначалом есть материя, подчиняющаяся разуму, интерпретированная им.

На момент рождения Солнечной системы мировым интеллекта в качестве первой идеи была выбрана материя не внешняя, а внутренняя. Это сделало ее одухотворенной, способной воспроизводиться в различные формы без помощи разума.

Натурфилософ понимал, что философия природы крайне сложна, непонятна для его современников, поэтому он кратко и доступно изложил ее основы в книге «О причине, начале и едином». Издание повлекло бурную реакцию аудитории – интерес образованного общества, пропагандированное изложение крамолы, так считала инквизиция.

Цикличность и завершенность природы в учении Бруно

Философия цикличности и завершенности природы, в учениях мыслителя отличалась от однобоких толкований данного вопроса остальных деятелей эпохи Возрождения целостностью изложения. Концепция мыслителя заключается в следующем: каждая материя обладает универсальным разумом, который уже определил свое место. Он классифицировался, подчинил себе видоизменение, динамику материи. Это объясняет природную логичность, законченность. По этому принципу каждая частица совершает личный цикл существования, после чего опять становится материей.

Литератор предположил существующий физический кругооборот вещей в природе, который на тот момент узколобой инквизиции казался ересью. Гибель ученого не предотвратила развитие научного общества, потому что произведения мудреца все равно дошли до читателей.

Единство философских понятий

Как невозможно было представить средневековому человеку существование мира без Бога, так же невозможно было осознать современникам «бунтаря» слияние всех понятий в единое целое, но не божественное естество. Джордано Бруно положил жизнь на то, чтобы «просветить» социум новаторскими идеями, глядящими в будущее.

Философия поэта имела отчасти мистический оттенок, потому что только мистика могла объяснить непостижимые предположения, чем направила на себя ненависть религии. Вечный спор науки, философии, религии породили у Джордано философскую мысль о том, что божество является слиянием бытия и формы, материи и разума, данные понятия равны между собой в Творце. Без их единства мир не был бы единым целым, представляющим собой постоянно трансформированную материю, подчиняющуюся общим законам.

Сущность естественного подобия

Теория универсального разума отражает сущность естественного подобия – «чистый разум» (позже определение ввел Гегель) сконцентрирован на создании. Хотя он и не имеет лица, имени, плоти, является абстрактным понятием, в этом заключается сходство интеллекта с божественным началом. Бруно впервые выдвинул подобную теорию, когда философствовал о первопричинах. Многие ученые-схоластики осудили концепцию, так как она заменяла авторитет церковных догматов принципом сомнения, свободой мысли, слова. Вера считалась последней инстанцией, а мыслитель предложил заменить ее научным знанием.

Джордано последовал за философом Кузанским и астрономически направленным Коперником. Развивая их теории, он предполагает, что реально существующие в мире противоположности совпадают, то есть являются неопровержимым тождеством. Данное тождество олицетворяет Бога, материю, которые находится везде и нигде, являясь не обособленной сущностью, а единой общностью.

фото 633

По мнению Бруно, по-настоящему верующий человек должен познать законы движения, а божья воля заключается в природном законе, благочестии души, красоте вещей. Желание осознать естественное подобие разума (материи) и Бога – высоконравственный удел. Слепая вера нужна для управления глупыми людьми.

Постоянство и изменчивость природы

Учение материалиста основывается на познании природы, а целью выступает установление за выраженной внешне изменчивостью материи постоянства природных законов. Этот процесс не имеет конца, так как в нем проявляет свою сущность цикличность.

Утверждение Джордано об одновременном существовании универсального интеллекта, материи, нахождении их повсюду, но неизвестно где, является стимулом к преображению, умению противоречиво мыслить, искать истину в противоположных вещах, находить постоянство в изменчивости.

Такой реформаторский подход к познанию ознаменовал, отрыв от средневекового мировоззрения, переход к новому этапу развития.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...