Джон Локк и его философские взгляды

Содержание

Основные философские идеи (кратко)

Политическое мировоззрение Джона Локка оказало огромное влияние на становление политической философии Запада. «Декларация прав человека», созданная Джефферсоном и Вашингтоном, строится на учении философа, особенно в таких разделах, как создание трех ветвей власти, отделение церкви от государства, свобода вероисповедания и всех вопросов, касающихся прав человека.

Локк считал, что все знания, полученные человечеством за весь период существования, можно разделить на три части: натуральную философию (точные и естественные науки), практическое искусство (сюда входят все политические и социальные науки, философия и риторика, а также логика), учение о знаках (все лингвистические науки, а также все понятия и идеи).

Западная философия до Локка держалась на философии античного ученого Платона и его идеях идеального субъективизма. Платон считал, что некоторые идеи и великие открытия люди получали еще до рождения, то есть бессмертная душа получала информацию из космоса, и знания появлялись практически неоткуда.

Локк во многих своих трудах опровергал учение Платона и других «идеалистов», доказывая, что не существует никаких доказательств существования вечной души. Но при этом он считал, что такие понятия, как нравственность и мораль, передаются по наследству и существуют люди «нравственно слепые», то есть не понимающие никаких нравственных устоев и потому чуждые человеческому обществу. Хотя доказательств этой теории он также не смог найти.

Что касается точных математических наук, то большинство людей не имеют о них никакого представления, поскольку для обучения этим наукам необходима длительная и методическая подготовка. Если же эти знания можно было получить, как утверждали агностики, от природы, то незачем было бы и напрягаться, стараясь уяснить сложные постулаты математики.

Читайте также

26. Сенсуализм Д. Локка

26. Сенсуализм Д. ЛоккаД. Локк (1632–1704) – крупнейший английский мыслитель XVII в. Основная идея Локка состояла в том, что знания сами по себе возникнуть не могут. Врожденных идей и принципов нет. Все идеи и понятия проистекают из опыта. Опираясь на данные детской психологии и

Индукция Адама Смита и дедукция Давида Рикардо. Точки зрения Локка и Спинозы в политической экономии

Индукция Адама Смита и дедукция Давида Рикардо. Точки зренияЛокка и Спинозы в политической экономииЛогические коллизии в развитии политической экономии остались бынепонятными, если бы мы не установили реальные связи между нею и современнойей философией. Категории, в

Філософія Дж. Локка. Критика її Дж. Берклі та Д. Юмом

Філософія Дж. Локка. Критика її Дж. Берклі та Д. ЮмомЯкщо для раціоналістичної філософії Нового часу (Р. Декарт, Б. Спіноза, Г. В. Ляйбніц) проблема відповідності (істинності) нашого знання реальності розв’язувалася майже «автоматично» (адже людський розум тлумачиться

Жизнь и труды Локка

Жизнь и труды ЛоккаЛокк пытался прожить такую жизнь, которая была бы настолько же скучна, как и его философия.К счастью для нас, но к сожалению для него самого, Локк жил в эпоху замечательных событий, которые не могли не вовлечь и его в свой круговорот. Джон Локк родился 29

Из произведений Локка

Из произведений ЛоккаТот, кто не ограничится тем, что упадет ему в кружку для милостыни, и, не довольствуясь ленивой жизнью на крохи выпрошенных мнений, обратит в дело собственные мыслительные способности для отыскания и исследования истины, не останется без

Хронология жизни Локка

Хронология жизни Локка1632 г. — Джон Локк родился в Сомерсете, Англия.1642 г. — Начало гражданской войны в Англии. Отец Локка покидает дом, чтобы присоединиться к сторонникам Парламента.1647–1652 гг. — Учеба в школе при Вестминстерском аббатстве.1652 г. – поступает в колледж

Глава XIII. ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ ЛОККА

Глава XIII. ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ ЛОККАДжон Локк (1632—1704) является апостолом самой умеренной и самой успешной из всех революций – революции 1168 года. Ее цели были очень скромными, но они были полностью достигнуты, и в Англии до сих пор не видят необходимости в другой революции.

Глава XIV. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ЛОККА

Глава XIV. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ЛОККА1. Принципы наследственной властиВ 1689 и 1690 годах, сразу же после революции 1688 года, Локк написал два своих «Трактата о правительстве», из которых второй особенно важен в истории политических идей. Первый из этих двух трактатов

Глава XV. ВЛИЯНИЕ ЛОККА

Глава XV. ВЛИЯНИЕ ЛОККАНачиная с Локка и до наших дней в Европе имеется два основных направления в философии: одно из них и своей теорией и своим методом обязано Локку, тогда как другое берет свое начало прежде всего от Декарта, а затем от Канта. Сам Кант думал, что он дал

90

.

Paul Strathern. Locke in 90 minutes. Chicago: Ivan R.Dee, 1999
.: ; , 2005

. , . , , , . , . “”, , , . .

. . . , . , . , , , , .

. . , , . , . , , , . XX , , . , , , , , . , , . , . , . , , , . (, , , ; , , -, .) , , . . , .

, . . , , , . , .

, , . , , , . 29 1632 , , , , . , , . , , . , . – , , , , . , , .

, 1642 , I . . , , , . , , . , , , . .

. , , , , . , . , , . , , . ” ” .

, . , , , , , , ( ).

1646 I . , . , . , . , , . , , .

, , , . , , , . , , , “, , “. , , , . , . – ” “.

, , , . , , , , . , – -, , , , . 26 . , , , II, . , ; , , , . , – , . , – , ( ) , .

, , . . . , , , . , (, I), . , : .

. , , . , 20 ( ). 1652 . . , . , . , , , . , : – .

, . . , . , . . ( , , , .)

. , ; . , . ( , , ). – . , .

50- XVII , , , . , , . . – . , , , . , , . , (, , ), , , . , , II . , .

. , , , . , , , , . . ( ), . (, ) ? , – , . , , , .

. , . . . , . ( , , , ).

, – , . , . -, . , , , . , , , , 10 , . . , , . , . , , . , . :

” ,

, …

, , , , , , , , , …”

, : ” …”

:

“, , , , , “.

, , , .

, , . , .

, , . , , .

, . , ” ” “” . . , ( ), ( ).

, , . , 34 , , , . ” “. . , . , , , .

, , . . , . , , , , . , , , ? , , . , : “Cogito ergo sum” (, , ). . , , . , , . . , : .

, . , . , , . , ( ); , ( – – , ). , , , .

, . , “”: , .

, , . . , . , . , , , “” . (” , -, , , -, , , ; , , , ” .)

, , , . , “” , . , ” , , , “. , , , . , , , , .

. ” , , , , “. , , , . , . , , , , .

, , . 1663 , , ” “, , , – . , , , , , , . , . , .

. 1665 . , , ” , “; ” “, . , . , , , .

, . , . . , , I , . , – . 1660 , II, , . , . , . . , , . , , , , . – . , . , , . , , . , .

, . , . , , . , , , , , . , , .

, . (, , , ). , , , . , , – ; , , ; , , , . , , , .

1672 , -, . ( ) , . . ( .) . , , . ( , , : . ” “.)

, . . , .

, . , , XIV (” “) . , ( ), .

, , ” “, . ” “. (, , . , , . : ” 1673 , “.) , , , .

20 , , . 1675 , . , , , , . . , . . , , , , , . . , , 20 . , , , . , , , ( ). , , , , .

-, . . , , , . , , . , . . ” ” “, , “. (” “, ” “).

” “. , XIV , . ( ) . , . . , . , , , . (, , ?)

1679 , . II – , , . , . – . – , ” “, “, “. , , , – . ( , ” “, , XVII , .)

50 , – , , , . . , , , , – . ” ( )”. , 1682 , 24 , . , – . . ( ), . , . , – . , . , ( ). , , , “” ( ). , , , , . , , , , .

, . , ( ” “, , ). , , . . , . : ” , “. , , , . , , . . , . .

, . , . , , , . , , , , , , . , , , , . , , , , .

1685 II , – II, . . ” “. ” “, ” . , , , “. , , , , . , , , , , , , , , .

, , , .. . ; , ; , , , , . , , . ” , “. tabula rasa ( ). ( ), , . , . , .

, , , , . , , , . , . , , , , , . ( , , , . , , , , , .)

” “ , , . , , , . , , . , .

. ( , .) , . , . , , . , , , . , , , , .

, . , , . , , “” , . “”, , ( , ).

, . ” … “. . , ” “. , , , .

, ” “. . , , 180°. .

. ” “, , . , . , , . , , . , , . , . , , -, ” “. . ( , , , ? , ?) , , . . , .

, , , ” ” . , ” “, . , , , . , . – , , . , . ” ; , “. , . , , ” “, .

1688 , II, . , , , . , . , , , .

” “, 1689 ( 1690 ). ” ” , , . , , , , . ( , , .)

1698 ” “. 1681 , . . , , . , . . , , , , .

, – . , . . III, , . , , ” “, . ” ” , ” “.

” “ , , , . , . – (, , ), .

, . , . . , , , , . , . . , . , . . , .

, . : ” – , … , , “. , . ” , , – , “. , .

, , , , . ” – , , “. , . . , , .

, . , . , , . , .

, , , , , , . , – . , .

. , , , -, . . : , , , . , – -, , . , , , . , , , , . , . “”, – .

, . . -, . , . . ( – 1802 . . , , . , , , , . , . . , , .)

, . ( ). , .

, . “” , , , . -, , , . .

1698 . , , . – , . , . , .

, . , , , , . , . , , , , . , , , , . , . . , . , , , .

1699 . 67 , . , , , , . 28 1704 , , .

-, , . , , , , , . , -, .

. , , , , . , . (, , : , , . ” “ , , , .)

, , . . . ” “ .

, . . : , , . – , . – ” “, . , , , . , . : , , , . , , . . , , .

“, , , , , , ( ). , , , – .”

.

” [] , . : ” , “ “, “, , , . , , , , . , , .

, -, , .”

, . 1, . 2

“, , , . ? [] , ? ? : . , .”

, . 2, . 1

” , , , . , , .”

, . 2, . 1

“, – , , . , , . , , , , , , , .”

, . 2, . 8

, , , .., , , , , , , , , , , , .”

, . 2, . 8

” , , , , . .

, . 2, . 8

” , , , , , . , , ; , , , , . , , .”

, . 2, . 12

” , ; , , – , , , , , – ; , , , .”

, . 2, . 13

” . , , . , : , , , . , , , … , , , , . , , , , , , .”

, . 2, . 33

“, , , .”

, . 2, .1

” , , , , – – .

, , .”

, . 2, . 2

” , ; , , , , , , , , .”

, . 2, . 2

” , , . , , , , – – , , .”

, . 2, . 4

1632 , .

1642 . , .

1647-1652 .

1652 , .

1663 , , ” “.

1665 .

1667 ( ).

1668 , .

1675 .

1683 II .

1689 . ” “

1691 .

1704 . -.

Биография великого философа

Англия 17-го века – страна, в которой пробудились зачатки свободы. В тот период наука переживала переход от церковной философии Средневековья к естественнонаучным дисциплинам. Это было время гражданской войны, результатом которой стал переход от монаршего абсолютизма к конституционной форме правления.

Именно в то неспокойное время на свет появился один из величайших философов – Джон Локк, работы которого до сих пор составляют основу практической философии.

Детство и юность

Великий философ Локк родился в 1632 году в небольшом поселке Рингтон, что в графстве Бристоль. Семья была обеспеченной. Отец, которого тоже звали Джон Локк, был успешным адвокатом. Это был принципиальный человек, старавшийся приносить пользу обществу, учивший этому сына. Во время правления Карла I мужчина нес капитанскую службу в парламентской армии Кромвеля. В революционные годы он раздал почти все свои денежные накопления нуждающимся людям.

О матери философа почти ничего не известно. В девичестве она носила фамилию Кинг. Это была богобоязненная женщина, все дни проводившая в молитве. Она молилась, прежде всего, за сына Джона, боялась, чтобы он не умер, как умер в младенчестве его брат.

Родители юного Джона были ярыми оппозиционерами, протестующими против абсолютизма в монархической власти. Также они были противниками действующей англиканской церкви. Воспитывали родители Джона по истинно пуританскому принципу: строго, в соответствии с религиозными нормами, с презрением к житейским мелочам.

Джон Локк

Отец воспитывал юного Джона по такому принципу: пока мальчик был маленьким, относился к нему равнодушно, держал в жестком подчинении, затем из года в год становился все мягче, грубый приказной тон сменил на дружеские советы.

Однако мальчик не страдал от такого воспитания, а, став старше, даже был благодарен отцу за строгие жизненные уроки.

Образование

Джон был мальчиком способным, много читал. Приятель отца, полковник Алекс Попхэм, рекомендовал мальчика в Вестминстерскую школу. Учился Джон прилежно, считался лучшим учеником.

В 1652-ом Джон Локк поступил в Оксфордский университет. Там постигал медицинскую науку, учил греческий язык и латынь, знакомился с литературой. Естественнонаучные дисциплины в то время преподавал великий натурфилософ Роберт Бойль. Он привил Джону неприятие пустой заумности, научил студента говорить о серьезных и сложных вещах кратко и емко.

Джон Локк

Будучи студентом, Локк увлекся работами математика Декарта. Труды именно этого ученого сформировали мировоззрение юного Джона. Также студент Локк поддерживал умозаключения теолога Джона Уилкинса, а среди ученых медиков ему наиболее импонировал Ричард Лоувэ.

Личная жизнь

Джон Локк принадлежал той когорте ученых-затворников, которые предпочли науку семейной жизни. Локк любил жизнь и общество, но не женился, не стал родителем. У него даже не было своего дома. Всю жизнь великий философ скитался, жил в чужих семьях, где зарабатывал на хлеб, обучая хозяйских детей.

Причина такого наплевательского отношения к собственному быту – мировоззрение ученого. Джон Локк считал материальный мир несущественным этапом в существовании души, лишь кратким временем в ее бесконечном путешествии, поэтому фактически не жил, а существовал, готовясь к загробной жизни.

Локк не стремился найти одно дело, чтобы заниматься им до конца жизни, оставить его как наследство потомкам. Он жил в одиночестве, менял сферы деятельности по собственному интересу и надобности: то врачевал, то был педагогом, то погружался в политику.

Смерть

Последние годы Джон Локк прожил у хорошей знакомой Дэмерис Мэшем, которую считал своей дочкой. Женщина с благоговением и восхищением относилась к философу, придерживалась его учений.

В старости Локк оглох. И это старика печалило, ведь он не мог участвовать в дискуссиях, беседовать со знакомыми.

Джон Локк

Скончался философ в октябре 1704 года, ему было 72 года. Причиной смерти стала астма. Похоронили ученого на кладбище близ дома Дэмерис Мэшем.

Биография

Родился 29 августа 1632 года в небольшом городке Рингтон на западе Англии, в графстве Сомерсет, близ Бристоля, в семье провинциального адвоката.

В 1646 году по рекомендации командира его отца (который во время гражданской войны был капитаном в парламентской армии Кромвеля) зачислен в Вестминстерскую школу (ведущее учебное заведение страны, по тем временам) В 1652 году Локк, один из лучших учеников школы, поступает в Оксфордский университет. В 1656 году получает степень бакалавра, а в 1658-м — магистра этого университета.

В 1667 году Локк принимает предложение лорда Эшли (впоследствии графа Шефтсбери) занять место домашнего врача и воспитателя его сына и затем активно приобщается к политической деятельности. Приступает к созданию «Посланий о веротерпимости» (опубликованы: 1-е — в 1689 году, 2-е и 3-е — в 1692 году (эти три — анонимно), 4-е — в 1706 году, уже после смерти Локка).

По поручению графа Шефтсбери Локк участвовал в составлении конституции для провинции Каролина в Северной Америке («Fundamental Constitutions of Carolina»).

1668 год — Локка избирают членом Королевского общества, а в 1669 году — членом его Совета. Главными областями интересов Локка были естествознание, медицина, политика, экономика, педагогика, отношение государства к церкви, проблема веротерпимости и свобода совести.

1671 год — решает осуществить тщательное исследование познавательных способностей человеческого разума. Это был замысел главного труда учёного — «Опыта о человеческом разумении», над которым он работал 19 лет.

1672 и 1679 — Локк получает различные видные должности в высших правительственных учреждениях Англии. Но карьера Локка напрямую зависела от взлётов и падений Шефтсбери. С конца 1675 года до середины 1679 года из-за ухудшения здоровья Локк находился во Франции.

В 1683 году Локк вслед за Шефтсбери эмигрирует в Голландию. В 1688—1689 годах наступила развязка, положившая конец скитаниям Локка. Совершилась Славная революция, Вильгельм III Оранский был провозглашён королём Англии. В 1688 году Локк возвращается на родину.

В 1690-х годах наряду с правительственной службой Локк вновь ведёт широкую научную и литературную деятельность. В 1690 году издаются «Опыт о человеческом разумении», «Два трактата о правлении», в 1693 году — «Мысли о воспитании», в 1695 году — «Разумность христианства».

28 октября 1704 года умер от астмы в загородном доме своей подруги леди Дэмерис Мэшем.

Джон Локк и его философские взгляды (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

  • Введение
  • 1. Биография Джона Локка
  • 2. Философские взгляды Джона Локка
  • Заключение
  • Список использованной литературы

Джон Локк — британский педагог и философ, представитель эмпиризма и либерализма. Способствовал распространению сенсуализма.

Его идеи оказали огромное влияние на развитие эпистемологии и политической философии. Он широко признан как один из самых влиятельных мыслителей Просвещения и теоретиков либерализма.

Письма Локка произвели воздействие на Вольтера и Руссо, многих шотландских мыслителей Просвещения и американских революционеров. Его влияние также отражено в американской Декларации независимости.

Теоретические построения Локка отметили и более поздние философы, такие как Д. Юм и. Кант. Локк был первым философом, который выражал личность через непрерывность сознания.

Он также постулировал, что ум является «чистой доской», т. е. вопреки декартовской философии Локк утверждал, что люди рождаются без врожденных идей, и что знание вместо этого определено только опытом, полученным чувственным восприятием.

Если попытаться в самых общих словах дать характеристику Локку как мыслителю, то, прежде всего, следует сказать о том, что он является продолжателем «линии Френсиса Бэкона» в европейской философии конца XVII — начала XVIII века. Более того, его с полным основанием можно назвать основоположником «британского эмпиризма», создателем теорий естественного права и общественного договора, учения о разделении властей, которые являются краеугольными камнями современного либерализма. Локк стоял у истоков трудовой теории стоимости, которую использовал для апологетики буржуазного общества и доказательства незыблемости права частной собственности. Он первым провозгласил, что «собственность, возникшая благодаря труду, может перевесить общность владения землей, ведь именно труд создает различия в стоимости всех вещей». Локком много было сделано для защиты и разработки принципов свободы совести и веротерпимости.

Целью работы — изучение жизни и деятельности английского философа Джона Локка.

Задачи работы:

во-первых, изучить биографию Джона Локка;

во-вторых, рассмотреть философские взгляды Джона Локка.

Структура работы обусловлена целью и задачами, поставленными и решенными в ходе исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

1. Биография Джона Локка

Джон Локк родился 29 августа 1632 года в Рингтоне, что в графстве Сомерсет на юго-западе Англии. Рос он в левопуританской семье мелкого судейского чиновника, вставшего на сторону парламента против короля карла I.

Его детство выпало на время Английской буржуазной революции, в стране шла борьба, периодически перетекающая в прямые военные столкновения.

Буржуазия выступала против королевско-феодальной части общества, идеологически это выражалось столкновениями религиозных взглядов пуритан с англиканской церковью. Религиозная подоплёка была следствием общей идейной неграмотности, но способствовала вовлечению в движение большого количества людей, в основном крестьянство, что значительно повлияло на победу армии парламента утверждение Республики в 1649 году.

С 51-ого года Локк учится в Вестминстерской монастырской школе, политические события будоражили учеников, но преподаватели старались оберегать учеников от новых веяний, в том числе и философских, как от скверны.

В 1652 году Локк по окончанию поступает в колледж Христовой церкви Оксфордского университета. Позднее Локк, как лучший ученик, переводится на казённый счёт.

Университет перешёл в руки пуритан, но там продолжало царствовать обучение на схоластический манер. Локк был разочарован догматической философией, и на последовавшее осуждение академической культуры повлияли затхлая атмосфера Университета, религиозная нетерпимость англикан и сменившая её нетерпимость индепендентов.

В годы реставрации Локк самоопределялся в науке, он отказался принять духовный сан, тем самым закрыв себе путь к университетской карьере, из-за устава университета. При этом он преподавал Греческий язык, риторику и этику, но при этом сам интересовался естественными науками, в частности медициной, занимался различными научными опытами. Помогал своему другу, Роберту Бойлю, в экспериментах.

По возвращению в Оксфорд после недолгой дипломатической службы при Бранденбургском дворе, ему вновь было отказано в получение степени доктора медицины и он становится домашним врачом лорда Купера, переезжает вместе с ним в Лондон. Параллельно с этим он продолжает свои опыты и знакомится со сторонником опытного метода исследований Томасом Сиднэмом. Вместе они даже создали неоконченный труд «О медицинском искусстве» (1668).

Когда в Лондон переехал Бойль, то они продолжили совместные эксперименты, за успехи в естественнонаучной области Локк избирают в Британскую Академию Наук.

Граф Шефтсбери, чьим наставником был Локк в доме Купера, приблизился ко двору Карла второго, но вскоре стал противником реформации из-за профранцузкой внешней политики короля и внутренней политики направленной на рекатолизацию. Войдя в мир большой политики, Локк стал близким советником лидера оппозиции Шефтсбери.

Постепенно Локк увлекается философскими проблемами, ведёт споры о происхождение моральных норм, приемлемости религиозных догм для разума и на другие подобные темы. Параллельно с этим он начинает составлять заметки по этой тематики сложившиеся через два десятка лет в главный труд его жизни «Опыт о человеческом разумение», который ему довелось закончить только в эмиграции.

В 72-ом году Локк совершил поездку во Францию, также он провёл там почти всю вторую половину 70-ых годов, выполняя политические поручения от вигов, а также дискутирую с французскими философами, обсуждались вопросы веротерпимости, способы выведения онтологических предположений и многое другое. После знакомства с картезианцами Локк окончательно убедился в потере признаков жизни схоластической философии.

Стимулом к продолжению опыта стало знакомство с учениками Гассенди — материалиста-сенсуалиста, его идеи были знакомы Локку ещё во время обучения в Оксфорде.

В 79-ом году Локк возвращается в Лондон и попадает в самую гущу политической борьбы, Шефтсбери подвергается гонениям и это отражается на Локке, он теряет некоторые посты, за ним устанавливается наблюдение. После выхода из заключения Шефтсбери уезжает в Амстердам, где вскоре и умирает.

После этого Локк принимает участие в заговоре, а после неудачи заговорщиков продолжает противозаконную подпольную деятельность. Но позже оппозиция была разгромлена, начались репрессии и в 83-ем году Локк уничтожив опасную для себя часть личного архива бежал в Голландию

Голландия была в то время, как наиболее капиталистически развитая страна, центром политической эмиграции. Но в 84 году указом Карла второго Локк навсегда был уволен из Оксфордского университета, а новый король Яков второй в 85 году подавил остатки восстания и потребовал у Голландии выдачи заговорщиков. Локку пришлось метаться по разным городами даже скрываться под чужим именем.

В Роттердаме он сближается с штатгальтером Голландии Вильгельмом третьим Оранским, а также его окружением, противниками реставрационного режима.

Параллельно в 86-ом году Локк, наконец, завершает «Опыт о человеческом разумение» .

Реакционные действия Якова второго вызвали сильное негодование и от него отвернулись почти все те, на кого он мог рассчитывать. Большая часть правящих классов делала ставку на Вильгельма Оранского, и 5 ноября 88-ого года он высадился в Англии с 15-итысачным войском.18 декабря он вошёл в Лондон, 11 февраля 89-ого года в Англию вернулся и Локк.

Теперь политическая обстановка в стране соответствовала убеждениям Локка, он стал активным пропагандистом этого режима. Также Локк тесно связан с Джоном Сомерсом, лидером вигов и лорд-канцлером Англии (1696−1699).

Сам Локк занимает немалые политические посты, занимает пост уполномоченного по апелляциям в составе новой администрации, а с 96-ого года занимает ещё и пост комиссара по делам торговли колоний.

Он активно принимает участие в политической жизни страны, влияет на ход её дел, принимает участие в учреждение Английского Банка.

Развившаяся в годы эмиграции болезнь лёгких привела к упадку сил в конце века, а соответственно к ещё большему количеству действ на благо Англии. В 1700 году он оставил все посты, а умер 28 октября 1704 года.

2. Философские взгляды Джона Локка

Джон Локк — английский философ Нового времени, работы которого относятся к эпохе реставрации в Англии, вошедший в историю в первую очередь как основоположник эмпирико-материалистической теории познания.

В его трудах нашло отражение большое число черт того времени: столкновение современных веяний и средневекового мышления, переход в капиталистическое общество из феодального, объединение и приход к власти двух политических партий, «Вигов» и «Тори», что привело к завершению процесса превращения Англии в мощнейшую державу.

Локк являлся сторонником буржуазии и социально-классового компромисса, сформировал основные принципы доктрины либерализма, многое внёс и сделал для разработки принципов и защиты свободы совести и веротерпимости (наиболее яркой из работ на эту тему является «Послание о веротерпимости» (1689)), что особенно актуально и в современном мире.

В своём мышление Локк основывается на теорию познания (гносеологию), мыслит он систематически, таким образом, что одно вытекает из другого.

Локка можно отнести к представителям Естественнонаучного направления материализма (наряду с такими деятелями как Бэкон и Спиноза), то есть основанного на конкретных науках и знаниях.

Материализм — это философское направление признающее первичность материи и вторичность сознания.

Основными работами являются:

” Опыт о человеческом разумении” (1690), содержащее объяснение цельной системы эмпирической философии, в которой отрицает теорию врождённых идей и высказывает идею того, что человеческие знания берутся из ощущаемого опыта.

” Два трактата о правление” (1690), в которой Локк высказывает свои философские, социально-политические взгляды, продвигает теорию происхождения собственности из труда, а государственной власти из общественного договора.

Локк положил основы идеологии Просвещения и оказал сильное влияние на очень многих мыслителей, в том числе таких как Беркли, Руссо, Дидро и многих других.

В «Опыте о человеческом разумение» Локк выражает компромиссные решения политических и религиозных вопросов в форме философского материализма. А работа «Элементы натуральной философии», созданная в последние годы жизни Локка, показывает взгляды философа на строение мира на основе идей физики Ньютона. Это натуральная философия (натурфилософия) и слово «бог», предусмотревший законы природы упоминается лишь единожды, причём противоположным оборотом: «природа предусмотрела…» .

Локк считал разрешение гносеологических проблем важнейшей своей задачей, но при этом он не редуцировал всю свою философию к теории познания. Вся его теория познания идейно граничит с фундаментальными философскими посылками: ощущения не выдумка воображения, а естественные процессы действующие независимо от нас, но при этом влияющие на нас.

В элементах натуральной философии заметно влияние, оказанное на Локка Ньютоном, ибо весь этот труд является отражением Ньютоновского видения картины мира, правда также заметно влияние Бойля и Гассенди и их атомистики: Атомы движутся в пустоте по законам единой механики, вопрос об эфире остаётся незаконченным (25, “https://referat.bookap.info”).

Локк был убеждён, что Ньютоновские силы гравитации и инерции составляют динамическую структуру в мире, но он не исключал возможности наличия других, пока неизвестных сил, скорее он был уверен, что в будущем они будут открыты.

Главным мотивом всех теоретических построений Локка является существование физического, материального мира, разделённого на бесчисленное множество частей, элементов и фрагментов, но единого в своих законах.

Второй его мотив заключается в том, что человеческое благоустройство неосуществимо без постановки сил природы на службу людей. «…Если бы только употребление железа прекратилось у нас, мы через несколько столетий дошли бы до нужды и невежества туземцев древней Америки природные способности и богатства которых нисколько не были хуже, чем у самых процветающих и образованных народов «

Чтобы владеть природой, её необходимо познать, а для возможности познания необходимо знать характер и свойства внешнего мира, а также свойства и систему познавательных способностей самого человека.

Проблема познания бытия мира существующего вне нас была разделена Локком на 4 вопроса:

1) Существует ли многообразный мир материальных объектов?

2) Каковы свойства этих материальных объектов?

3) Существует ли материальная субстанция?

4) Как возникает в нашем мышление понятие материальной субстанции и может ли быть это понятие отчётливым и точным?

Ответ на первый вопрос, по мнению Локка можно считать положительным, ответ на второй вопрос можно получить с помощью специально проведённого исследования. Ответ на 3-ий вопрос говорит о том, что если имеется всеобщая основа вещей, то она должна быть материальной, материя в мыслях Локка несёт в себе «идею плотной субстанции, которая везде одна и та же». Если бы у материи не было иных свойств, то многообразие эмпирического мира оказалось эфемерным, тогда бы нельзя было объяснить, почему окружающие нас обладают разными свойствами, твёрдостью, крепостью и т. д.

Но нельзя окончательно признать, что материальная субстанция является единственной, ибо вопрос о духовной субстанции Локк не решает до конца в своих рассуждениях.

В четвёртом вопросе понятие материальной субстанции представляется Локку несколько непонятным, по его мнению, безусловно, имеется переход от однородной материи к многообразному миру, но обратный вариант маловероятным. Скептическое отношение к «обратному процессу «можно связать с тем, что Локк связывает его со схоластическим обособлением от опыта, понятия субстанции.

Локк считает философскую субстанцию продуктом мыслящего воображения.

Понятие и суждения, несущие знания и врождённые принципы, или по — другому учение о врождённых идеях в XVII вв. было основной идеалистической концепцией внеэмпирического сознания, а также «платформой» для представлений о духовной субстанции для хранения врождённых идей. Эту теорию разделяли многие философы того времени, хотя она уходила корнями в античную древность. Идеи XVII века совпадали с античным утверждением о нематериальности душ в связи с их божественным началом.

Локк направил свою критику против кембриджских последователей Платона (по сути родоначальника теории врождённых идей), сторонников этой идеи из Оксфорда и прочих приверженцев, опиравшихся на средневековую неоплатоническую традицию.

Мыслители настаивали в первую очередь на врождённости моральных принципов, а Локк в первую очередь критикует этический нативизм, но не обходит он стороной и сторонников Декарта с их гносеологическим нативизмом.

Во всех случаях Локк критиковал конкретно идеализм.

Суждения о врождённости знаний чувственных качеств, врождённость понятий, суждений и принципов, Локк считает необоснованными, а также противоречащими разуму и опыту, опровергает аргументацию противоположной стороны, основанную на мнимом факте «общего согласия» людей, зыбкой очевидности законов логики и аксиом математики, на непрочных надеждах обнаружить врождённые идеи в детях, изолированных от общества, разум которых не замутнён внешним опытом. В своей критике Локк успешно и умело использует отчёты путешественников, мемуарную литературу, а также свои знания медицины, психологии и этнографии.

Локк решительно отвергает идею сторонников нативизма о врождённости идей бога и его заповедей, он относит его к числу сложных идей и относительно поздно сформированных. Также он подчёркивает, что эта идея особенного выгодна тем, кто хочет управлять людьми «от имени верховного владыки» .

” Обладать авторитетом диктатора принципов и наставника неоспоримых истин и понуждать других на веру принимать за врождённый принцип всё, что может служить целям учителя, — это немалая власть человека над человеком” .

локк философ эмпиризм либерализм Это высказывание Локка, скорее всего, относится к феодалам и верховным священнослужителям, использовавшим нативизм для пропаганды свирепой нетерпимости.

Отрицая врождённые идеи, Локк не отвергал врождённые потребности, стремления, аффекты, особенности поведения. Современная наука не отрицает, эти мысли и называет общим понятием — унаследованная структура нервной системы.

Критика теории врождённых идей является отправной точкой для всей теории познания и педагогики Локка, и она помогла в дальнейшем анализе возникновения и развития, границ и состава, строения и путей проверки знания.

В этике для Локка, важную роль сыграло отрицание врождённых принципов морали: оно помогло связать понятие «добро» с удовольствием и пользой, а понятие «зло» с вредом и страданиями, таким образом, родилось учение «о естественном законе морали» и о естественном праве в его этической интерпретации.

Некоторое несовпадение можно заметить в соотношение принципов морали и требования разума. В 3-ей главе «опыта о человеческом разумение» Локк приводит немало примеров народов, живущих в разных местах и условиях, у которых считаются разными, а то и вовсе противоположные поступки морального и антиморального характера. Европейские же народы в основном стараются поступать так, чтобы хорошо выглядеть в глазах других, при этом, не всегда обращая внимания на «божественные» законы или законы государства. Тогда получается, что Общечеловеческий разум изрекающие твёрдые моральные рамки, понятие нелогичное. Скорее всего это связано с развитием философских взглядов Локка и с политическими изменениями в стране.

Локк считал, что всё человеческое знание берётся из индивидуального опыта. Этот тезис выдвигали ещё эпикурейцы, причём они уже толковали его сенсуалистически. Также ранее в эту сторону направляли взгляды Бэкон, Гассенди и Гоббс, однако все они смотрели «однобоко», а Локку удалось всесторонне обосновать эмпиризм в плане материалистического сенсуализма. Локк стремился выявить суть опыта — происхождение, строение и развитие. Он пользовался принципом обобщающего комбинирования, который выдвинул Бэкон. Также он применял этот принцип к ощущениям и этим выявлял их взаимодействие.

Для понимая чувственного опыта, Локк рассматривал его и как источник сведений о мире, и как средство, предназначенное для построения науки. Соответственно необходима была постановка целенаправленных опытов и экспериментов, выбраковки ложных предположений и выводов. Он провёл различия между ошибочным истолкованием разума как абсолютного изначального источника знания и его плодотворным пониманием как инициатора и организатора познавательной, а соответственно и чувственной деятельности. Первое им было отвергнуто, а второе принято, поддержано и развито.

От Локка берёт начало антирационалистический принцип непосредственной данности элементов чувственного опыта, также как и непосредственности установления их истинности. Он считает, что каждое из отдельных ощущений дано человеку в поле его чувственных переживаний как некая однородная в себе, неразделимая на различные составляющие и устойчивая в своём качестве реальность.

Опыт по Локку, это всё то, что воздействует на сознание человека и усваивается им в течение всей жизни. «На опыте основывается всё наше знание, от него, в конце концов, оно и происходит». Начальная часть всего знания это ощущения, вызванные воздействиями внешнего мира.

Опыт по Локку сгладывается из идей, человеческий ум «видит» идеи и непосредственно воспринимает их. Под идеей Локк подразумевает отдельное ощущение, восприятие объекта, его чувственное представление, в том числе образное воспоминание или фантазию, понятие объекта или отдельного его свойства. Среди идей указаны и акты — интеллектуальные, эмоциональные и волевые.

” Если я говорю иногда об идеях, как бы находящихся в самих вещах, это следует понимать таким образом, что под ними имеются в виду те качества в предметах, которые вызывают в нас идеи” – пишет Локк.

Включив в разряд идей различные процессы и функции человеческой психики, он создаёт предпосылку для выделения этой группы идей в особую рубрику. Идеи предполагающие наличие других идей формируются и функционируют на основе того, что ум внутри себя эти последние осознаёт, а соответственно и познаёт — для Локка во многих случаях осознание простых идей уже является их познанием.

Философ разделяет опыт на две группы: опыт внешний и опыт внутренний или по-другому рефлексия, которая может существовать только на основе внешнего (чувственного) опыта. Чувственное восприятие окружающих нас и действующих на нас предметов и явлений «есть первая и простейшая идея, которую мы получаем от рефлексии» .

Для дальнейшего исследования рефлексии, Локк считает необходимым серьёзно проанализировать именно простые, а потому первичные идеи.

При этом он оставляет открытым вопрос: какие именно идеи первичны? Один из параграфов «опыта о человеческом разумение» даже называется: «какие идеи первые, не ясно». Относительно простых идей также имеются спорные моменты, потому что непроста сама идея «простота» .

Таким образом, из выше изложенного материала видно, что Дж. Локк внес существенный вклад в развитие философии и поправу занимает вней важное место.

Заключение

Джон Локк родился в г. Рингтоне в семье адвоката, который в свое время командовал отрядом в армии Кромвеля. Окончив вестминстерскую школу, он поступил в Оксфордский университет, где изучал медицину. Уже в годы учебы Локк интересовался современным ему естествознанием и философией. По окончании университета Локк становится учителем греческого языка и риторики.

Философские и политические взгляды Локка приветствовались его современниками. Как известно, Локк был «отцом» доктрины либерализма. И творцы американской конституции были именно локкианцами. Политические и этические идеи Локка изложены в его работах «Два трактата о государственном правлении» (1690), «Письма о веротерпимости» (1685−1692), «Некоторые мысли о воспитании» (1693). «Liberalis» в переводе с латыни означает «свободный». И в основе идеологии либерализма лежит идея свободы частного лица. У Локка субъектом политической воли является отдельный человек, который рождается с изначальным «двойным правом» — правом на личную свободу и на наследование и владение имуществом. Защиту жизни, свобод и имущества граждан Локк именовал «сохранением собственности» и видел в этом главную задачу государства.

Именно в заочном споре Локка с Гоббсом получила уточнение теория общественного договора. Именно с подачи Д. Локка совместное существование и взаимодействие частных лиц в качестве собственников стали называть «гражданским обществом», интересы которого призвано защищать «правовое государство». При этом волю народа, который составляют объединившиеся собственники, выражают народные представители, а на современном языке — депутаты.

Либеральную демократию часто называют представительной демократией. По сути речь идет об одном и том же. Ведь институт народного представительства наиболее адекватен политическим лозунгам либерализма. Гражданское общество, которое описывал Локк в «Двух трактатах о правлении» , — это городская община, где большинство составляют мелкие и средние собственники, живущие, как правило, своим трудом, а в случае эксплуатации наемного труда, имеющие нескольких работников.

Локк, живший еще в XVII веке, честно заявлял о том, что политическая власть направлена на разрешение конфликтов по поводу собственности. Но вопрос вопросов — справляется ли власть с этими конфликтами. Для социально-политической мысли XIX—XX вв.ека это едва ли не главная проблема. При этом одну и ту же реальность, а именно порядок и стабильность в обществе, разные мыслители будут объяснять по-разному. Для либерально мыслящих политиков и политологов, идущих вслед за Локком, государство достигает порядка на пути согласования и гармонизации интересов граждан, именуемого «консенсусом». Для политиков, следующих за Ж. — Ж. Руссо и К. Марксом, порядок скрывает противоречия, загнанные вовнутрь силой государства.

1. Алексеев П. В. Философия: учебник для вузов / П. В. Алексеев, А. В. Панин. — Изд.3-е, перераб. и доп. — М.: Проспект, 2002. — 604 с.

2. Блинов Е. Н. Учение Локка о тождестве личности / Е. Н. Блинов // Философские науки. — 2007. — N 3. — С.47−66.

3. Гегель Г. В. Ф. Лекции по истории философии в 3 кн. Кн.3. / авт. вступ. ст.к.А. Сергеев, Ю. В. Перов. — СПб.: Наука, 1999. — 582 с.

4. Дж. Бруно. Бэкон. Локк. Лейбниц. Монтескье: биографические повествования / сост. и общ. ред. Н. Ф. Болдырев. — Челябинск: Урал, 1996. — 423 с.

5. Невлева И. М. Философия: учебное пособие для вузов / И. М. Невлева. — М.: Рус. Деловая Лит., 2002. — 444 с.

6. Родионова Т. Е. Философское содержание педагогической концепции Дж. Локка / Т. Е. Родионова // Сборник научных статей докторантов, аспирантов и соискателей. Вып.3. — Чебоксары, 2003. — С.393−399.

7. Скирбекк Г. История философии: учебное пособие для вузов / Г. Скирбекк, Н. Гилье. — М.: Владос, 2003. — 799 с.

8. Философия: учебник для вузов / А. А. Аганов, [и др.], ред. А. Ф. Зотов, В. В. Миронов, А. В. Разин. — М.: Акад. Проект, 2003. — 655 с.

9. Царьков И. И. Против Левиафана (политико-правовая концепция Джона Локка) / И. И. Царьков // Право и политика. — 2003. — N9. — С.10−33.

Показать весь текст Заполнить форму текущей работой

ДЖОН ЛОКК (1632 – 1704)

Джон Локк – выдающийся английский философ и педагог.

Философское учение Локка воплотило в себе основные черты философии Нового времени: противостояние схоластике, ориентированность знания на связь с практикой. Целью его философии является человек и его практическая жизнь, что нашло своё выражение в локковских концепциях воспитания и социального устройства общества. Назначение философии он видел в выработке средств для достижения человеком счастья. Локк разработал основанный на чувственных восприятиях метод познания и систематизировал эмпиризм Нового времени.

Факты из биографии

фото 642 Джон Локк родился в Англии, в 1632 г. Его родители придерживались пуританских взглядов, которые будущий философ не разделял. Окончив с отличием Вестминстеровскую школу, Локк стал преподавателем. Обучая студентов греческому языку и риторике, он и сам продолжал учиться, особое внимание уделяя естественным наукам: биологии, химии и медицине.

Локка интересовали и политико-правовые вопросы. Социально-экономическая обстановка в стане подтолкнула его примкнуть к оппозиционному движению. Локк становится близким другом лорда Эшли Купера – родственником короля и главой оппозиционного движения.

Стремясь принять участие в реформации общества, он бросает преподавательскую карьеру. Локк переезжает в имение Купера и вместе с ним и несколькими дворянами, разделявшими их революционные взгляды, готовит дворцовый переворот.

Попытка переворота становится переломным моментом в биографии Локка. Она оборачивается неудачей, и Локк вместе с Купером вынужден бежать в Голландию. Здесь, в течение следующих нескольких лет, он посвящает все свое время изучению философии и пишет свои лучшие труды.

Особенности сознания по Локку

Сознание – это особенность только человеческого мозга отображать, запоминать и объяснять существующую действительность. По Локку, сознание напоминает чистый белый лист бумаги, на котором, начиная с первого дня рождения, можно отражать свои впечатления об окружающем мире.

Сознание опирается на чувственные образы, то есть полученные при помощи органов чувств, а потом мы их обобщаем, анализируем и систематизируем.

Джон Локк считал, что каждая вещь появилась в результате причины, которая в свою очередь была продуктом идеи человеческого мышления. Все идеи порождаются качествами уже существующих вещей.

Например, маленький снежок холодный, круглый и белый, поэтому он и порождает эти впечатления в нас, которые можно также называть качествами. Но качества эти отражаются в нашем сознании, поэтому их и называют идеями.

След в философии

Основное философское сочинение ученого известно, как «Опыт о человеческом разумении». В трактате раскрывается система эмпирической (опытной) философии. Основой для выводов служат не логические умозаключения, а фактический опыт. Так утверждает Джон Локк. Философия такого плана находилась в противоречии с существующей системой мировоззрения. В этом труде ученый утверждает, что базисом для изучения окружающего мира является чувственный опыт, и только с помощью наблюдения можно получать достоверные, реальные и очевидные знания.

Важнейшие сочинения Джона Локка

  1. «Essay concerning human understanding» («Опыт о человеческом разумении», напечатан в 1689–90 гг.)
  2. «The treatise on government» («О гражданском правлении», 1689 г.)
  3. Три письма о религиозной терпимости
  4. книга «Разумность христианства»
  5. «Несколько мыслей о воспитании»
  6. сочинение о деньгах и другие.

Педагогические идеи

Был одним из основоположников эмпирико-сенсуалистической теории познания. Локк считал, что у человека нет врождённых идей. Он рождается будучи «чистой доской» и готовым воспринимать окружающий мир посредством своих чувств через внутренний опыт — рефлексию.

«Девять десятых людей делаются такими, какие они есть, только благодаря воспитанию». Важнейшие задачи воспитания: выработка характера, развитие воли, нравственное дисциплинирование. Цель воспитания — воспитание джентльмена, умеющего вести свои дела толково и предусмотрительно, предприимчивого человека, утончённого в обращении. Конечную цель воспитания Локк представлял в обеспечении здорового духа в здоровом теле («вот краткое, но полное описание счастливого состояния в этом мире»).

Разработал систему воспитания джентльмена, построенную на прагматизме и рационализме. Главная особенность системы — утилитаризм: каждый предмет должен готовить к жизни. Локк не отделяет обучения от воспитания нравственного и физического. Воспитание должно состоять в том, чтобы у воспитываемого слагались привычки физические и нравственные, привычки разума и воли. Цель физического воспитания состоит в том, чтобы из тела образовать орудие насколько возможно послушное духу; цель духовного воспитания и обучения состоит в том, чтобы создать дух прямой, который поступал бы во всех случаях сообразно с достоинством разумного существа. Локк настаивает на том, чтобы дети приучали себя к самонаблюдению, к самовоздержанию и к победе над собой.

Воспитание джентльмена включает (все составляющие воспитания должны быть взаимосвязаны):

  • Физическое воспитание: способствует развитию здорового тела, выработки мужества и настойчивости. Укрепление здоровья, свежий воздух, простая пища, закаливание, строгий режим, упражнения, игры.
  • Умственное воспитание должно подчиняться развитию характера, формирования образованного делового человека.
  • Религиозное воспитание необходимо направлять не на приучения детей к обрядам, а на формирования любви и почтения к Богу как высшему существу.
  • Нравственное воспитание — воспитать способность отказывать себе в удовольствиях, идти наперекор своим склонностям и неуклонно следовать советам разума. Выработка изящных манер, навыков галантного поведения.
  • Трудовое воспитание заключается в овладении ремеслом (столярным, токарным). Труд предотвращает возможность вредной праздности.

Основной дидактический принцип — в обучении опираться на интерес и любознательность детей. Главным воспитательным средством являются пример и среда. Устойчивые положительные привычки воспитываются ласковыми словами и кроткими внушениями. Физические наказания применяются только в исключительных случаях дерзкого и систематического неповиновения. Развитие воли происходит через умение переносить трудности, чему способствуют физические упражнения и закаливание.

Содержание обучения: чтение, письмо, рисование, география, этика, история, хронология, бухгалтерия, родной язык, французский язык, латинский язык, арифметика, геометрия, астрономия, фехтование, верховая езда, танцы, нравственность, главнейшие части гражданского права, риторика, логика, натурфилософия, физика — вот что должен знать образованный человек. К этому следует присоединить знание какого-либо ремесла.

Философские, социально-политические и педагогические идеи Джона Локка составили целую эпоху в становлении педагогической науки. Его мысли были развиты и обогащены передовыми мыслителями Франции XVIII века, нашли продолжение в педагогической деятельности Иоганна Генриха Песталоцци и русских просветителей XVIII века, которые устами М. В. Ломоносова называли его в числе «премудрых человечества учителей».

Локк указывал на недостатки современной ему педагогической системы: например, он восставал против латинских речей и стихов, которые должны были сочинять ученики. Обучение должно быть наглядным, вещным, ясным, без школьной терминологии. Но Локк — не враг классических языков; он только противник системы их преподавания, практиковавшейся в его время. Вследствие некоторой сухости, свойственной Локку вообще, он не уделяет поэзии большого места в рекомендуемой им системе воспитания.

Некоторые воззрения Локка из «Мыслей о воспитании» заимствовал Руссо и в своем «Эмиле» довел до крайних выводов.

След в религии

Научные произведения философа касаются и обустройства религиозных институтов, которые существовали в то время в Англии. Известны рукописи «Защита нонконформизма» и «Опыт о веротерпимости», автором которых является Джон Локк. Основные идеи были очерчены именно в этих неизданных трактатах, а полностью система устройства церкви, проблема свободы совести и вероисповедания была представлена в «Послании о веротерпимости».джон локк философия

В этом труд закрепляет за каждым человеком право на свободу совести. Ученый призывает государственные институты признать выбор религии неотъемлемым правом каждого гражданина. Истинная церковь в своей деятельности, по утверждению учёного, должна быть милосердной и сострадательной к инакомыслящим; власть церкви и учение церкви должны пресекать насилие в любой форме. Однако терпимость верующих не должна распространяться на тех, кто не признает юридические законы государства, отрицает моральные нормы общества и самое существование Господа, считает Джон Локк. Основные идеи «Послания о веротерпимости» – равенство прав всех религиозных общин и отделение государственной власти от церкви.

«Разумность христианства, каким оно представлено в Священном Писании» позднее сочинение философа, в котором он утверждает единство Бога. Христианство, прежде всего – свод нравственных норм, которых должен придерживаться каждый человек, считает Джон Локк. Труды философа в области религии обогатили религиозные учения двумя новым направлениями – английским деизмом и латитудинаризмом – учением о веротерпимости.джон локк

Что такое собственность

Локк придерживался концепции, согласно которой собственность – результат труда. И она принадлежит человеку, который этот труд вкладывал. Так, если человек посадил сад на земле дворянина, то собранные плоды принадлежат ему, а не хозяину земли. Человек должен владеть только той собственностью, которую он получил своим трудом. Поэтому имущественное неравенство – естественное явление и искоренить его не получиться.

завод

Локк опубликовал множество работ за свою жизнь. Среди всех его публикаций есть три, которые выделяются своей большой теоретической ценностью и превосходством, которое они имели. Далее мы опишем наиболее актуальные характеристики этих книг:

Письмо о толерантности

Эта работа была опубликована в 1689 году и вышла на свет анонимно. Публикация включает в себя подборку различных писем, написанных Локком, в которых он рассказывает о постулатах, которые впоследствии станут ключевыми в его учении..

в Письма о толерантности это особенно касается масштаба индивидуальной свободы человека; В то же время Локк отмечает, что нетерпимость к таким институтам, как государство и церковь, является негативной..

В частности, Локк говорит о преимуществах в области социального мира, которые приносит существование религиозной свободы.

Два договора о гражданском правительстве

Эта книга была также опубликована анонимно в 1689 году.

Первый договор решительно критикует концепцию патриархата или абсолютной монархии. Со своей стороны, во втором договоре Локк начинает более четко говорить о социальном договоре и свободе людей, основанной на естественных правах..

В этом последнем договоре Локк предлагает создать законодательные, исполнительные и судебные полномочия, чтобы способствовать искоренению коррупции..

Локк считает, что наиболее важной властью была судебная власть, задуманная как учреждение, выбранное городом, и которая также отвечала за выбор губернаторов. Эти понятия были очень влиятельными в контексте Просвещения.

Эссе о человеческом понимании

Опубликованная в 1690 году, эта книга показывает первые понятия, связанные с так называемым английским эмпиризмом..

Для Локка не было такой вещи, как врожденные идеи, но только благодаря опыту человек мог развить свой интеллект и прийти к знаниям..

Локк указывает, что первым источником, через который получают знания, являются чувства; и тогда появляется внутренний опыт или рефлексия, что соответствует восприятию каждого человека.

Библиография

  • Мысли о воспитании. 1691…что изучать джентльмену. 1703.
  • Те же «Мысли о воспитании» с испр. замеченных опечаток и работающими сносками
  • Исследование мнения отца Мальбранша…1694. Замечания к книгам Норриса… 1693.
  • Письма. 1697—1699.
  • Предсмертная речь цензора. 1664.
  • Опыты о законе природы. 1664.
  • Опыт веротерпимости. 1667.
  • Послание о веротерпимости. 1686.
  • Два трактата о правлении. 1689.
  • Опыт о человеческом разумении. (1689) (перевод: А. Н. Савина)
  • Элементы натуральной философии. 1698.
  • Рассуждение о чудесах. 1701.

Интересные факты о человеке

Имя Джон Локк получил один из главных действующих лиц сериала «Остаться в живых». Фамилия Локк – псевдоним персонажа фантастической книги Орсона Скотта Карда «Игра Эндера».

Педагогические идеи английского философа легли в основу духовного просвещения России с середины 18 века. Джон Локк составлял конституцию для североамериканской провинции Каролина.

В 1668-ом Джон Локк был избран членом Королевского общества, а в 1669-ом – участником Королевского Совета.

Политические взгляды

фото 646

Политические взгляды Джона Локка были антиабсолютическими: он выступал за смену действующего режима и утверждение конституционной монархии. По его мнению, свобода – естественное и нормальное состояние индивида.

Локк отвергал представления Гоббса о «войне всех против всех» и полагал, что изначальное понятие частной собственности сформировалось у людей гораздо раньше установления государственной власти.

Торгово-экономические отношения должны быть построены на простой схеме обмена и равенства: каждый человек ищет свою выгоду, производит товар и обменивает его на другой. Насильственный отъем товара – нарушение закона.

Локк стал первым мыслителем, который принял участие в создании первоучредительного государственного акта. Он разработал текст конституции для Северной Каролины, который в 1669 г. одобрили и утвердили члены народного собрания. Идеи Локка были новаторскими и перспективными: плоть до сегодняшнего дня вся североамериканская конституционная практика опирается на его учение.

Народ как носитель верховной власти

Как последователь Гоббса, Локк поддерживал «теорию общественного договора», то есть он считал, что люди заключают с государством договор, отдавая при этом часть своих дарованных природой прав за то, чтобы государство охраняло его от внутренних и внешних врагов.

При этом верховная власть обязательно утверждается всеми членами общества, и если верховный сюзерен не справляется со своими обязанностями и не оправдывает доверия народа, то народ может его переизбрать.

Главной целью любого государства, считал Локк, является благополучие его граждан, поэтому если государственная тирания и постоянное давление на граждан не удовлетворяют потребностей, то народ может восстать и свергнуть такую власть, поменяв на новую, более лояльную и способную меняться в зависимости от обстоятельств.

Кто может выступать арбитром в споре между государством, то есть верховной властью, и народом? Только народ, считает Локк. Народ может или апеллировать к верховному правителю – Богу, или самостоятельно поменять власть на другую.

След в истории

Философ, правовед, религиозный деятель, педагог и публицист – все это Джон Локк. Философия его трактатов отвечала практическим и теоретическим запросам нового столетия – столетия Просвещения, открытий, новых наук и новых государственных образований.

Литература

  • Блауг М. Локк, Джон // 100 великих экономистов до Кейнса = Great Economists before Keynes: An introduction to the lives & works of one hundred great economists of the past. — СПб.: Экономикус, 2008. — С. 175—177. — 352 с. — (Библиотека «Экономической школы», вып. 42). — 1 500 экз. — ISBN 978-5-903816-01-9.
  • Заиченко Г. А. Объективность чувственного знания: Локк, Беркли и проблема «вторичных» качеств // Философские науки. — 1985. — № 4. — С. 98-109.
  • Локк / А. Л. Субботин // Новая философская энциклопедия : в 4 т. / пред. науч.-ред. совета В. С. Стёпин. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Мысль, 2010. — 2816 с.
  • Локк, Джон // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Локк Джон / Субботин А. Л. // Куна — Ломами. — М. : Советская энциклопедия, 1973. — (Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 14).
  • Нуреев Р. М. Теоретические основы критики меркантилизма. Дж. Локк // Всемирная история экономической мысли: В 6 томах / Гл. ред. В. Н. Черковец. — М.: Мысль, 1987. — Т. I. От зарождения экономической мысли до первых теоретических систем политической жизни. — С. 414—418. — 606 с. — 20 000 экз. — ISBN 5-244-00038-1.

Ссылки

  • Страница Джона Локка в библиотеке «Философия и атеизм»
  • Локк, Джон в Электронной библиотеке по философии
  • Локк Дж. Сочинения в 3 томах (с данными для цитирования)
  • Джон Локк. «Второй трактат о правлении» (краткое содержание на русском языке с комментариями)
  • Джон Локк. «Второй трактат о правлении» (Опыт об истинном происхождении, области действия и цели гражданского правления)
  • Соловьёв Э. Феномен Локка
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...