Дуализм (философия)

Содержание

Дуализм (Рапацевич, 2006)

ДУАЛИЗМ – учение, исходящее в объяснении сущего из наличия двух противоположных начал – материального и духовного. В наиболее развитой форме в философии Нового времени дуализм представлен в учении Р. Декарта. По Декарту, существуют две субстанции – материя и дух. Основным свойством, или атрибутом, материи является протяжение, а духа – мышление. Свойства материи невыводимы из мышления, и наоборот, они не имеют и не могут иметь никаких точек соприкосновения.

История дуализма

Дуализм является противоположностью понятию «ментальный» или «телесный», но в разные периоды истории в центр внимания попадали именно ментальные объекты. В средневековое время допускались мысли, что к интеллекту нельзя применить материалистические объяснения. Декарт же заявил, что главным врагом у материалистического монизма является сознание, которого признали, как феноменальное сознание или ощущение.

Во время учения Платона, считалось, что настоящими живыми субстанциями являются вечные идеи, чьими несовершенными копиями являются физические тела. И эти идеи даруют интеллект и являются фундаментом постижимости. В одном из своих сочинений «Федон» философ Платон говорит о том, что душа бессмертна, но остается важным то, что интеллект сохраняет свою нематериальность идеи, в следствие чего интеллект тесно связан с постигаемыми им идеями. Из-за такой сильной связи душа желает поскорей покинуть физическую оболочку и жить среди идей. Но основной проблемой платоновского дуализма являлось то, что душа заключена в теле, и у него нет четкого объяснения, как душа связана с телом. Из-за их явного различия эта связь становится таинственной.

Аристотель в отличие от Платона говорил о том, что природа и свойства вещей существует в физических вещах. Это дало возможность Аристотелю объяснить, как едины душа и тела, и применил тезис «душа есть форма тела». Его учение говорило о том, что человеческая душа-это его природа. Это объяснение делает душу одной из частей тела. В своих книгах Аристотель указывал на то, что интеллект, который является частью душевной формы, имеет явные отличия от всех её способностей из-за отсутствия телесного органа. Без материального органа активность интеллекта признайтесь нематериальной. Такое объяснение намного ближе к современному дуализму, нежели учения Платона.

Дуалистические взгляды ментальной

Дуализм, проблема разума и тела

Проблема сознания и тела является постоянной проблемой в философии сознания и в метафизике, относительно природы отношений между разумом (или сознанием) и физическим миром[5].

В этом разделе в рамках философии сознания идет речь о каузальной (причинной) связи между свойствами и состояниями предмета изучения, а не о его субстанциях или предикатах. Состояние состоит из совокупности всех свойств, которые изучаются. Таким образом, каждое состояние описывает только один отрезок времени.

Исторические формы пропетивного дуализма:

  • Интеракционизм.
  • Нередуктивный физикализм.
  • Эпифеноменализм.
  • Параллелизм.
  • Картезианство.
  • Дуализм порождает проблемы отношений материального и духовного, физического и психического. Одной из таких проблем является вопрос о каузальности этих сущностей: каково направление причинной связи, обуславливает ли физическое в мозге психические процессы или, наоборот, или каузальность в этом случае двунаправленна. Декарт придерживался второй позиции, называемой интеракционизмом. Физические процессы в мозге влияют на ментальные явления, и наоборот психические события являются причиной физических процессов.

Исторический обзор

Философскому дуализму предшествуют представления, выраженные в дуалистических мифах[6].

Египет и Месопотамия

Античная Греция и эллинистический мир

Платон и Аристотель

От неоплатонизма до схоластики

Декарт и его ученики

Исторический обзор[править]

Египет и Месопотамия[править]

Античная Греция и эллинистический мир[править]

Платон и Аристотель[править]

От неоплатонизма до схоластики[править]

Декарт и его ученики[править]

Аристотель

Аристотель был одним из учеников Платона и сам стал непревзойденным мыслителем, создавшим всестороннюю систему философии, влияющую все сферы человеческой жизни: логику и физику, социологию и политику.

В основе учения Аристотеля лежит различие между бесформенной материей и формами, в которых она существует. Эти формы, по мысли Аристотеля, составляют гармоничную структуру. Во главе иерархии – высшая, чистая, неизменная и неподвижная форма. Эту форму – форму форм – Аристотель называет перводвигателем, или богом. Очевидно, что с библейским представлением о Боге этот «бог» Аристотеля имеет мало общего. Бог Аристотеля не есть личный Бог и не Всемогущий Творец, а лишь условие мирового движения, первая и главная причина существования вселенной.

Если кратко попытаться подвести итог, то получается, что античный греческий дуализм предполагал различные по своей природе начала мира. Извечные начала мира представлялись философам как неравные по своему достоинству: одно начало понимается как высшее и активное, а другое – как низшее и пассивное.

Геометрия бытия

Как считал Декарт, мир представляет из себя разделение на параллельные миры. Это были существующие вещи и вещи разума. Их нельзя свести вместе, поскольку они существуют в разных системах координат. От первого зависит протяженность и телесность, что образует общую геометрию всего мира. Второй мир отвечает за воплощение души и её руководство индивидуальным сознанием. В своих поздних сочинениях Декарт описывал мир существующих вещей ничто иное, как проекцию духа бога, который живет в каждом человеке.

фото 614

Дуализм в религии[править]

В теологии дуализм обычно означает дитеизм (или битеизм), то есть убеждение, что существует два соперничающих друг с другом бога. Например, один злой, другой добрый; один покровительствует порядку, другой — хаосу.

Хотя дитеизм/битеизм подразумевает моральный дуализм, они не равнозначны, так как битеизм/дитеизм подразумевает (по крайней мере) двух богов, в то время как моральный дуализм не подразумевает никакого «теизма» вообще.

Дитеизм/битеизм в религии не обязательно предполагает, что она не может быть одновременно монистической. Например, зороастризм, являясь ярким представителем дуалистических религий, содержит в то же время монотеистические черты. Зороастризм никогда не проповедовал явный монотеизм (подобно иудаизму или исламу), являясь на деле оригинальной попыткой унификации политеистической религии под культом единого верховного Бога[10]. Такие религии как зурванизм, манихейство, и мандеизм все были представителями дуалистических философий, но также и монистическими религиями, так как в каждой есть верховный и трансцендентальный Первый Принцип, из которого две равные, но противоположные сущности произошли.

Это также верно для известных гностических сект, таких как богомилы, катары и так далее. Их верования можно сравнить с маркионизмом, который утверждал, что Старый и Новый Заветы были работой двух разных враждующих богов, ни один из которых не был выше другого (оба были Первым Принципом, но разных религий).

Дуализм (Кириленко, Шевцов)

ДУАЛИЗМ (от лат. dualis — двойственный) — мировоззренческая позиция, согласно которой сущность и происхождение исследуемого объекта можно уяснить, только признав наличие двух противоположных, не сводимых друг к другу равноправных начал, лежащих в его основе. Термин был введен немецким философом-рационалистом XVIII в. X. Вольфом. Типы и формы проявления Д. разнообразны. В мифологическом сознании Д. выступает как основной объяснительный принцип происхождения всего существующего и воплощается в персонифицированных образах борющихся мировых сил. Рационализированная форма мифологического Д. представлена в манихействе — учении, возникшем в III в. н.э. на Ближнем Востоке. В нравственном сознании, в некоторых религиях, в частности в христианстве, Д. принимает форму борьбы мотивов в душе человека. В философии «классический» Д. исходит из признания двух не сводимых друг к другу начал бытия, субстанций. Ярким примером философского Д. может служить концепция Р.Декарта, который выделял две независимые субстанции — «мыслящую» и «протяженную»…

Дуализм в современном мире[править]

В физике[править]

  • Корпускулярно-волновой дуализм света
  • Дуализм фотона первого рода
  • Фотон

С точки зрения диалектической, современная физика отвечает на вопрос о природе света так: свет есть материальный объект, обладающий как волновыми, так и корпускулярными свойствами. Эти свойства в различных физических процессах могут проявляться на различном уровне.

С точки же зрения логики о природе света правомерно рассуждать так. Представьте себе лист бумаги, который протыкает полый объемный конус. Лист — это «наш вещный мир», а конус — объект «фотон». Проходя через лист, конус оставляет за собой «след», явление — волну, но сам же он объект — «корпускула», форма, которая может прийти во взаимодействие с любой точкой бумажного листа. Размерность только необходимо увеличить, листа бумаги — до «пространства», а конус — до «гиперконуса».

В политике[править]

  • Двойные стандарты
  • Классовая борьба и Национально-освободительная борьба

Основные постулаты дуалистического закона в жизни

Рене ДекартУстройство всего во Вселенной зависит от Закона дуализма, утверждающего наличие множественности миров. Развитие всего сущего происходит благодаря переходу вещества из одного состояния в другое. Даже в нашем мире мы всегда можем встретиться с двойственностью, хотя бы в магните. Плюс и минус – две противоположные составляющие вещества и одновременно делающие вещество единым целым.

Постулатами закона о дуальности мира выделяются некоторые моменты, без которых невозможно существование:

  1. Любое явление имеет свою положительную и отрицательную направленность.
  2. Каждое из противоположностей имеет в себе частичку антипода. Хорошее объяснение дают китайцы энергиям Инь и Янь. В каждом из них есть что-то от другого.
  3. Вспоминая о единстве и борьбе противоположностей, можно сказать, что только в борьбе будут созданы гармония и единство.
  4. Только постоянный конфликт может быть движущей силой в развитии. Благодаря конфликту процесс развития Вселенной не останавливается ни на минуту.

Используя дуалистический закон на практике, каждый из нас может изменить своё мировоззрение по отношению к происходящим процессам. Даже в негативной ситуации можно найти частичку положительного. Философское отношение ко всему происходящему позволит легче переносить удары судьбы и жизнь станет намного проще.

Дуализм в восточной мистике[править]

Дуальность мира, представляющая собой взаимодействие двух полярностей, стоящих за сотворённой вселенной (света и тьмы, добра и зла и т. п.), отражена во многих символах. Наиболее известный из них — символ «инь-ян».

Идеями противопоставления света и тьмы изобилуют многие оккультные магические символы, но суть у них всё время одна: свет (ян) и тьма (инь) вечно возвращаются, следуя друг за другом, и порождают то, что китайцы называют «Десятью тысячами вещей», то есть мир сотворённый.

Дуализм (Конт-Спонвиль)

ДУАЛИЗМ (DUALISME). Учение, видящее основу существования в двух не сводимых друг к другу началах, главным образом — в двух различных субстанциях, которыми являются материя и дух. Дуализм противостоит монизму. В частности, принцип дуализма применим к человеку, точнее говоря, к концепции человека. Быть дуалистом значит утверждать, что душа и тело суть две разные вещи, способные, во всяком случае теоретически, существовать отдельно одна от другой. Именно так полагал Декарт, по мнению которого тело так же не способно мыслить, как душа не способна к протяженности, из чего вытекает (поскольку тело протяженно, а душа мыслит), что одно действительно принципиально отлично от другого. Этой точке зрения обычно противостоит другая, утверждающая, что тело и душа не только не разъединены, как считал Декарт, но, напротив, находятся в тесном взаимодействии, что подтверждает наш общий опыт, а сегодня — еще и достижения так называемой психосоматической медицины. Подобные рассуждения, прямо скажем глупые, основаны на полном непонимании мысли Декарта и попытке выдвинуть в качестве возражения мыслителю именно ту идею, которую он сам не уставал повторять и которая доказывает его правоту…

Методологический дуализм

Методология понимается как один из аспектов, рассматриваемых эпистемологией. То есть эпистемологический дуализм соответствует его методологии, которая является качественной и в равной степени дуалистической. Тем не менее, последний фокусируется на линии, которые служат в качестве руководства в исследовании.

В социальных науках существуют дисциплины, которым удалось ограничить свою методологию монистическим течением, но те, кто предпочитает дуализм, утверждают, что социальные явления могут рассматриваться только с учетом фактора контекста..

Метод исследования, который реализует дуалистическую методологию, применяется к социальным явлениям. При этом будет дано приближение к ним через описание, которое зависит от конкретной интерпретации и казуистики..

Когда человеческий фактор задействован как переменная, невозможно рассматривать явление как объективную ситуацию, а скорее оно зависит от обстоятельств и окружающей среды. Эта ситуация оставляет монистический подход без необходимых инструментов для изучения этого явления..

Некоторыми инструментами, которые использует методологический дуализм, являются интервью, наблюдение за участниками, фокус-группы или вопросники..

Однако, даже если условия одинаковы, если два человека работают параллельно над исследованием социального явления, их результаты могут отличаться..

Двайта-веданта[править]

Два́йта-веда́нта — направление индийской философии, дуалистическая разновидность веданты, созданная Мадхвой. Мадхва делит все сущее на сватантру (независимую реальность) и паратантру (реальность зависимую). К сватантре относится только верховный Бог — Вишну. Весь остальной мир — паратантра — не сотворен Богом, но вечно существует только благодаря Богу. Женская ипостась Вишну — Шри, или Лакшми, — также вечна, всепроникающа и вечно свободна; она является творческой энергией Вишну. Зависимое (паратантра) делится на бытие и небытие, бытие — на духовное и недуховное. (Понятие бытия у Мадхвы очень тонкое и своеобразное. Вишну, хотя и превыше всякого потустороннего, зависимого бытия, не относится ни к небытию, ни к сверхбытию). По Мадхве, индивидуальная душа (джива) не может быть тождественна Брахману. Более того, она не является частью, отблеском или ещё чем бы то ни было Брахмана. Все существа делятся на множество категорий и подкатегорий в соответствии со степенью погруженности в сансару и способности к освобождению. Одни вечно свободны (Лакшми), другие освобождают себя (боги, предки и т. п.), третьи погружены в сансару. Из этих последних некоторые способны к освобождению, некоторые всегда будут скитаться в сансаре, а некоторые обречены на вечные адские муки.

Дуалистические взгляды ментальной каузальности

Ментальное состояние можно охарактеризовать двумя основными свойствами, которыми является субъективность и интенциональность. В этом плане физические объекты со своими свойствами могут быть доступны наблюдениям, а иногда они игнорируются, но в тоже время каждый объект, имеющий физическую форму, доступен для каждого человека. Ментальное состояние — это объединение духа, разума и эго человека, которое отправляет к богу на служение. Крайним ментальным состоянием называют обычное состояние человека, когда он воспринимает свою телесную и разумную активность и изучает любую активность своей души.

В учении дуализма указано, что ментальная субстанция не является физической и нематериальна. Но разве это возможно? В философии все склоняется к тому, что сознания человека основывается на ментальной субстанции, которая не имеет физической формы. Но в тоже время человеку необходима научная теория, которая опишет и объяснит все, что из себя представляет ментальное нечто, какие у него поведение и где его можно найти.

Дуализм в физике

Под дуализмом в квантовой механике подразумевают двойственную природу частицы как корпускулы и волны.

Адвайта-веданта[править]

«Адва́йта-веда́нта» (санскр. अद्वैत वेदान्त) — индийская философская система, наиболее известная разновидность веданты. Основной тезис: «Брахман реален, мир нереален, джива (индивидуальная душа) и Брахман — одно и то же».

Обоснование иллюзорности мира[править]

Уже в Упанишадах наряду с трактовкой Брахмана как Творца мира, обладающего всеми возможными позитивными характеристиками, появилась тенденция считать, что в действительности к нему неприложимы вообще никакие характеристики. Создатели адвайты-веданты рассуждали так: «Но если подлинно реальная сущность неописуема, то, описуемое нереально. Сновидение и „реальный“ мир неотличимы друг от друга: объекты „реального“ мира — это тоже определенные представления и потому несубстанциальны; они преходящи, а преходящее не может быть реальным; они точно так же вплетены в человеческую деятельность, как объекты сновидений в нашу деятельность во сне; пища, принятая во сне, не может утолить голод наяву, но и наоборот — „реальная“ пища не может удовлетворить голод во сне. Далее, в „реальном“ мире должны существовать причинно-следственные отношения, но таковые просто невозможны: если следствие содержится в причине, то оно уже есть, возникновение его „невозможно“; если же не содержится, то причина отлична от следствия и породить его не может, ибо неподобное не может породить неподобное.» Аналогично показывается, что причина и следствие не могут быть ни одновременными, ни разновременными.

Критика адвайты-веданты[править]

А почему это неподобное не может породить неподобное? Неподобное может породить неподобное! Мнение о том, что неподобное не может породить неподобное вызвана таким свойством человеческой психики, как склонность к сверхобобщению. Сверхобобщение — принятие во внимание нескольких нетипичных случаев и осуществление выводов о наличии целого закона на их основании без принятия во внимание случаев, представляющих группу адекватно. Люди заметили, что дети похожи на своих родителей, вот и обобщили, придя к выводу: «подобное порождает подобное». Да и потом, что такое «подобное» и «неподобное»? С чего это подобное обязательно должно быть абсолютно подобным, а неподобное абсолютно неподобным?! Даже дети неабсолютно подобны родителям — они чем-то отличаются от родителей. Эта логическая ошибка создателей и последователей адвайта-веданты называется «необоснованное исключение» (когда рассматриваются только два варианта, а третий упускается из внимания, как будто бы третьего не дано (например: «либо абсолютно подобно, либо абсолютно неподобно, третьего не дано.»). Подобный взгляд («либо то, либо это, третьего не дано»), это чистой воды дуализм. Таким образом, в адвайта-веданте сплошной дуализм при разговорах об отрицании дуализма (само слово «адвайта» в переводе с санскрита означает «отрицание дуализма» или «недвойственность» («а» на санскрите означает «не», а «двайта» — «двойственность» или «дуализм»). К тому же из самой адвайтской концепции Брахмана вытекает, что Брахман не является ни подобным чему-то ни неподобным ничему, ведь в адвайта-веданта утверждает, что Брахман определяется только через отрицательные характеристики: «Ни то, ни это, ни существующий, ни не существующий, ни целостный, ни нецелостный и т. д.».

Христианское учение о происхождении мира

Сущность христианского учения о сотворении мира состоит в том, что Бог создал этот мир из ничего (греч. οὐκ ἐξ ὄντων, лат. ex nihilo). Иначе говоря, произвел все существующее через творение.

Бог абсолютен, поэтому «вне» Его при творении ничего не было, и Он не нуждался для сотворения мира ни в каком материале. Свят. Феофил Антиохийский пишет: «Что великого, если Бог создал мир из готовой материи? И человек-художник, если получит от кого вещество, делает из него, что захочет. Могущество же Бога обнаруживается в том, что из ничего творит, что хочет» (Феофил Антиохийский, свят. К Автолику. С. 11. Кн. 2. 4).

Несовместимость дуалистических учений с Откровением Священного Писания состоит в том, что дуализм предполагает несовершенство Творца, отказывает Ему в обладании всей полнотой совершенства.

Христианское учение особо подчеркивает, что Бог, не нуждаясь в исходном материале, творит мир не только по его формам, но и по веществу. Свят. Василий Великий пишет: «Бог, прежде чем существовало что-либо из видимого ныне, положив в уме и подвигшись привести в бытие несущее, вместе и помыслил, каким должен быть мир, и произвел материю, соответственную форме мира» (Василий Великий, свят. Беседы на шестоднев. 2 // Василий Великий, свят. Творения. Т. 1. С. 15).

По материалам учебного пособия «Догматическое богословие», автор прот. Олег Давыденков, Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, Москва, 2013

Лада Савонина

Журналист, публицист, исполнительный директор общественного движения Возрождения Спасо-Андроникова монастыря, член правления благотворительного Фонда помощи инвалидам «Научный центр им. К.П. Орловского».

См. также[править]

  • Психофизическая проблема
  • Дуализм (философия разума) (англ.)
  • Квалиа
  • Зороастризм
  • Сатанизм
  • Дуальные отношения

Литература[править]

  • Любимов А.А. Дуализм // Новая философская энциклопедия / Предс. научно-ред. совета В.С. Степин. — М.: Мысль, 2000—2001.
  • Декарт Р. Сочинения: в 2 т.: пер. с лат. и фр. — М.: Мысль, 1989. — Т. 1. — 654 с. — ISBN 5-244-00022-5 5-244-00023-3.
  • Декарт Р. Сочинения: в 2 т.: пер. с лат. и фр. — М.: Мысль, 1994. — Т. 2. — 633 с. — ISBN 5-244-00022-5 5-244-00217-1.
  • Попов И.Н. Метафизика абсолютного дуализма: оратория преодоления. — Барнаул: Азбука, 2010. — 290 с. — 200 экз. — ISBN 978-5-93957-396-2.
  • Энциклопедия символов / сост. В.М. Рошаль. — М.: АСТ, 2005. — 1007 с. — 5100 экз. — ISBN 985-13-5049-4.
  • Riparelli E. Il volto del Cristo dualista. Da Marcione ai catari. — Bern; Berlin; Bruxelles; Frankfurt am Main; New York; Oxford; Wien: Peter Lang, 2008. — 368 с. — ISBN 978-3-03911-490-0.
  • Contemporary Dualism: A Defense / Edited by Andrea Lavazza and Howard Robinson. — New York: Routledge, 2014. — viii + 292 p. — (Routledge Studies in Contemporary Philosophy). — ISBN 978-0-415-81882-7.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...