Диоген Синопский, свободный циник

Содержание

Пять ключей к пониманию

Жить тем, во что веришь

Философия – это не игра ума, но образ жизни в полном смысле этого слова, считал Диоген. Еда, одежда, жилище, ежедневные занятия, деньги, отношения с властью и другими людьми – все это нужно подчинить своим убеждениям, если не хочешь потратить жизнь впустую. Это желание – жить как мыслишь – общее для всех философских школ Античности, но у циников оно было выражено наиболее радикально. Для Диогена и его последователей это прежде всего означало отвергнуть социальные условности и требования общества.

Следовать природе

Главное, утверждал Диоген, – жить в согласии с собственной природой. То, что требует от человека цивилизация, искусственно, противно его естеству, а потому философ-циник должен пренебречь любыми условностями общественной жизни. Работа, собственность, религия, целомудрие, этикет лишь осложняют существование, отвлекают от главного. Когда однажды при Диогене похвалили некоего философа, который жил при дворе Александра Македонского и, будучи фаворитом, обедал вместе с ним, Диоген лишь посочувствовал: «Несчастный, он ест тогда, когда это угодно Александру».

Упражняться в худшем

В летний зной Диоген сидел на солнцепеке или катался по раскаленному песку, зимой обнимал покрытые снегом статуи. Он учился переносить голод и жажду, сознательно причинял себе боль, стараясь ее преодолеть. Это не было мазохизмом, философ просто хотел быть готовым к любой неожиданности. Он считал, что, приучая себя к худшему, уже не будет страдать, когда это худшее случится. Он стремился закалить себя не только физически, но и духовно. Однажды Диоген, которому нередко случалось нищенствовать, стал просить милостыню… у каменной статуи. Когда его спросили, зачем он это делает, он ответил: «Я привыкаю к отказам».

Провоцировать всех

В мастерстве общественной провокации Диоген не знал себе равных. Презирая власть, законы и социальные знаки престижа, он отвергал любые авторитеты, в том числе и религиозные: ему не раз случалось присваивать в храмах дары, пожертвованные богам. Науки и искусства не нужны, ведь главные добродетели – достоинство и сила. Жениться тоже не нужно: женщины и дети должны быть общими, а инцест не должен никого волновать. Свои естественные нужды можно отправлять при всех – ведь не стесняются же этого другие животные! Такова, по Диогену, цена полной и истинной свободы.

Оттолкнуться от варварства

Где предел страстному желанию человека вернуться назад, к своему естеству? В своем обличении цивилизации Диоген доходил до крайности. Но радикализм опасен: такое стремление к «натуральному», читай – животному, образу жизни ведет к варварству, полному отрицанию закона и в итоге – к антигуманизму. Диоген учит нас «от противного»: ведь именно обществу с его нормами человеческого сосуществования мы обязаны нашей человечностью. Отрицая культуру, он доказывает ее необходимость.

Краткая биография

Имя: Диоген Синопский

Годы жизни: около 412 года до н. э. — 10 июня 323 года до н. э.

Государство: Древняя Греция

Сфера деятельности: Философия

Величайшее достижение: Вел аморальный, аскетический образ жизни, его философия граничила с безумием

Диоген Синопский — (приблизительно 404-323 до н. э.) греческий философ, известный тем, что ходил по Афинам со свечой в поисках честного человека.

Скорее всего, он был учеником философа Антисфена (445-365 гг. до н. э.).

По словам Платона, Диогену принадлежит фраза «Сократ сошел с ума» (предположительно).

Философ был выгнан из своего родного города за подделку денежных единиц (хотя некоторые историки склоняются к тому, что преступление было совершено его отцом).

Почему Диоген спал в бочке

      Не все древнегреческие философы звались Диогенами, и уж точно немногие спали в бочке. Диоген, который всем известен и который жил и спал в бочке, имеет прозвище Синопский, в дальнейшем повествовании просто Диоген. По записям Диогена Лаэртского, он родился в городе Синоп.

      Диоген Лаэртский, это античный философ и мыслитель, благодаря которому мы и знаем о жизни и философии Диогена Синопского. Сам же Диоген Лаэртский менее известен нам. Естественно, кто из нас обожает философию? А бочка Диогена, естественно Синопского и его поступки более эксцентричны и запоминаемы.

Биография

Диоген родился в городе Аполлония — это в древности знали все, правда, не знали в каком именно, ибо городов с таким названием в Античности было, как и Александрий, около двух десятков. Теперь принято считать, что он был уроженцем той Аполлонии, которую милетские колонисты во главе с философом Анаксимандром основали на Понте (Черное море) и которая сейчас превратилась в популярный болгарский курорт Созополь. Тем не менее римский софист Клавдий Элиан, живший во II в. н. э., то есть 600 лет спустя после Диогена, перечисляя в своих «Пестрых рассказах» (II, 31) известных атеистов и причисляя к ним и нашего философа, называет его «фригийцем«( ∆ιογένης ὁ Φρύξ). А Фригия находилась по античным меркам довольно далеко от вышеуказанной Аполлонии, занимая западную часть современной Турции, да и к тому же во Фригии была своя Аполлония, которая располагалась на границе с областью Писидия и раньше называлась Маргий.

Связать Диогена с фракийской (болгарской) Аполлонией было логично ввиду того, что ее основал философ Анаксимандр, а поскольку Диоген также принадлежал к традиции ионийской философской школы (и, по слухам, даже был учеником Анаксимена, который, в свою очередь, напомним, был учеником Анаксимандра) и принимая во внимание страсть древних греков ко всевозможным отождествлениями, родиться он, по их мнению, скорее всего должен был именно там.

Так или иначе, как отмечает лучший в мире специалист по Диогену французский историк философии Андрэ Лакс, «прозвище „Фригиец“ скорее всего стало результатом смешения эллинистического города во Фригии-Писидии с древним городом, основанным милетцами во Фракии на берегу Понта Эвксинского».

Также не исключено, что нашего Диогена просто перепутали с Диогеном из Смирны (малоизвестным поздним последователем Демокрита) — города во Фригии, и так вот Диоген-атомист отождествился с нашим Диогеном-неоионийцем, а Смирна отождествилась с Аполлонией (которая, напомним, также была и во Фригии), и все это вместе, будучи смешанным и сильно взболтанным, осело в пестром сознании представителя второй софистики Клавдия Элиана, который и сделал нашего Диогена «Фригийцем». То, что путаница существовала реально, видно, кстати, уже из текста Диогена Лаэртского, современника Элиана, который, перечисляя учеников Демокрита — гения атомизма — вставил туда вместо малоизвестного Диогена из Смирны очень известного Диогена из Аполлонии (неизвестно какой), на что бегло в примечании к своему английскому переводу «Жизни и изречений» еще сто лет назад указал Роберт Хикс, более подробно — уже в наше время — оговорил профессор Афонасин, а еще подробнее — Андрэ Лакс в новом издании книги про Диогена из Аполлонии.

С другой стороны, живший при императоре Ираклии, то есть спустя почти тысячу лет после Диогена, философ-неоплатоник Стефан Византийский в своем словаре «Этника» говорит, что Диоген родился в одной из Аполлоний на о. Крит и поясняет, что в той, которая раньше называлась Элевтерна, поскольку на Крите, помимо указанной, было еще четыре Аполлонии. И все бы хорошо, но дело в том, что на Крите говорили на дорийском диалекте древнегреческого языка, а сочинения Диогена написаны на Ионийском, и на эту несостыковку не преминул указать еще Эдуард Целлер, которого, правда, вскоре поправил Джон Бёрнет, совершенно справедливо заметив, что «ионийский диалект был обычным диалектом научных сочинений» и, следовательно, это не может быть доводом против.

Как бы там ни было, пока что мы верим в то, что Диоген родом из болгарского Созополя.

Диоген Лаэртский сообщает (IX,9), что его тезка Диоген из Аполлонии слушал (ἤκουσε) философа Анаксимена, то есть, получается, был его учеником. Это кажется маловероятным, поскольку, как считается, Анаксимен умер самое позднее в конце VI в. до н. э., тогда как Диоген никак не мог родиться раньше начала V в. В связи с этим профессор Евгений Афонасин, ссылаясь на вышеупомянутого Андэ Лакса, в своем новом переводе фрагментов Диогена предлагает (С. 568) понимать это «слушал» как «читал» или «учился», то есть так же, как это место понимает и профессор Андрей Лебедев в своем классическом переводе досократиков, а также некоторые другие иностранные переводчики. Есть, однако, версия, что Анаксимен умер гораздо позже, и в таком случае глагол ἤκουσε (слушал) нужно понимать не аллегорически, но прямо, то есть что Диоген в самом деле видел и слышал Анаксимена, ибо был его непосредственным учеником. Такой версии событий придерживается (С. 245–246) Филипп Тибодо, чью интереснейшую гипотезу у нас, увы, нет возможности здесь подробно разбирать.

Давайте теперь более точно разберемся с датами, которые присутствуют в скудных свидетельствах о жизни Диогена. Стобей, живший почти что тысячелетие спустя после Диогена, сообщает («Мнения философов», II, 13), что Диоген, рассуждая о звездах, говорит о «каменной звезде, свалившейся в Эгоспотамах и прочертившей огненный след».

Речь здесь идет об уже известном нам из жизни Анаксагора и предсказанном им падении метеорита в 465 г. до н. э. у речки Эгоспатамы, которая находилась напротив Лампсака, где спустя несколько десятилетий Анаксагор и умер.

Теофраст говорит («Физические мнения», фр. 2.), что Диоген излагал философию, следуя Анаксагору и Левкиппу, и что он был едва ли ни самый младший философ ионийского типа, из чего можно сделать вывод, что он родился после 500 г. до н. э., а расцвет его мог приходиться примерно на 460-е гг. Также физические теории Диогена высмеиваются в «Облаках» Аристофана, которые были поставлены в 423 г. до н. э., из чего следует, что к тому времени как минимум лет десять его сочинения должны уже были циркулировать в интеллектуальной жизни Афин. Таким образом, кульминация активности Диогена приходится на 30-е годы V в. до н. э.

Диоген Лаэртский, со ссылкой на Деметрия Фалерского, сообщает (IX, 9), что он чуть не погиб в Афинах из-за великой зависти к нему, что говорит о его предположительной вовлеченности в судебные процессы и расправы, связанные с Анаксагором и другими интеллектуалами. Однако нельзя исключать, что ввиду сходства имен его просто перепутали с Диагором Мелосским по прозвищу атеист, на учение которого наш Диоген оказал несомненное влияние, о чем свидетельствует найденный в 1962 г. среди остатков погребального костра так называемый «Папирус из Дервени» (греческая деревушка), написанный Диагором (подробности см. у проф. Ричарда Дженко здесь). Вот и все, что нам известно — как и при каких обстоятельствах он умер, увы, от нас сокрыл мрак истории.

Биография

Диоге́н Сино́пский (др.-греч. Διογένης ὁ Σινωπεύς; около 412 до н. э., Синоп — 10 июня 323 до н. э., Коринф) — древнегреческий философ, ученик Антисфена, основателя школы киников.

Главный источник сведений о Диогене — Диоген Лаэртский, составивший книгу популярных (и зачастую недостоверных) анекдотов о древнегреческих философах. Согласно его описанию, философ Диоген был сыном менялы Гикесия. Оказавшись в Дельфах, он вопросил оракула, чем ему заниматься, на что получил ответ: «переоценкой ценностей» (греч. παραχάραττειν τὸ νόµισµα). Первоначально он понял это изречение как «перечеканка монет», однако, будучи изгнанным, он осознал своё призвание в философии. В Афинах примкнул к Антисфену. Своё жилище он устроил возле афинской агоры в большом глиняном сосуде — пифосе, который закапывали в землю и в котором хранили зерно, вино, масло или хоронили людей. (Позднейшая историческая и художественная традиция приписала Диогену проживание в бочке, но древние греки бочек не делали). Однажды мальчишки разбили его дом. Позже афиняне предоставили ему новый пифос.

Споры с Платоном

Диоген неоднократно спорил с Платоном. Однажды топча циновку, он восклицал: «Топчу спесь Платона». Когда Платон изрёк, что человек — это «двуногое без перьев», то Диоген ощипал петуха и назвал его платоновским человеком. Платон, в свою очередь, называл его «обезумевшим Сократом». Возражая учению Платона о сущности вещей, Диоген говорил: «чашу вижу, а чашности — нет». Видя скудный образ жизни Диогена, Платон заметил, что даже в рабстве у тирана Сиракуз Дионисия он не мыл сам овощи, на что получил ответ, что если бы мыл овощи сам, то не оказался бы в рабстве.

Рабство у Ксениада

Диоген участвовал в Херонейской битве, но попал в плен к македонцам. На невольничьем рынке на вопрос, что он умеет, ответил: «властвовать людьми». Купил его некто Ксениад в качестве наставника своим детям. Диоген научил их верховой езде, метанию дротиков, а также истории и греческой поэзии. Умирая, он попросил своего хозяина похоронить его лицом вниз.

Афоризм с бочкой

1482156.jpg

Весь смысл представителей школы киников заключался в том, чтобы не зависеть от материальных благ, стать от них свободными. Дом также являлся определенной роскошью, поэтому Диоген, бочка которого сделала его знаменитым, решил избавить себя от этого материального излишества.

В иносказательном смысле знаменитый фразеологизм означает добровольную изоляцию от внешнего мира. Диоген, бочка которого стала ему домом, избавил себя от общепринятых благ и предрассудков. Этим он сделал свою жизнь простой и свободной.

Эпатаж

Диоген эпатировал современников, в частности, принимал пищу на площади (во времена Диогена публичный приём пищи считался неприличием) и открыто занимался рукоблудием, говоря при этом: «Вот кабы и голод можно было унять, потирая живот!». Однажды Диоген на городской площади начал читать философскую лекцию. Его никто не слушал. Тогда Диоген заверещал по-птичьи, и вокруг собралась сотня зевак. «Вот, афиняне, цена вашего ума», — сказал им Диоген. — «Когда я говорил вам умные вещи, никто не обращал на меня внимания, а когда защебетал, как неразумная птица, вы слушаете меня разинув рот». Диоген считал афинян недостойными называться людьми. Он насмехался над религиозными церемониями и презирал верящих снотолкователям. Демагогов и политиков он считал льстецами черни. Себя объявил гражданином мира; пропагандировал относительность общепринятых норм морали.

Афоризмы

Обращайся с вельможами, как с огнём; не стой ни очень близко, ни слишком далеко от них.Протягивая руку друзьям, не сжимай пальцы в кулак.Бедность сама пролагает путь к философии; то, в чём философия пытается убедить на словах, бедность заставляет осуществлять на деле.Неграмотных и непросвещенных вы обучаете так называемым изящ­ным искусствам, чтобы у вас, когда понадобятся, под руками были образованные люди. Почему же вы не перевоспитываете дурных, чтобы потом воспользо­ваться ими, когда появится нужда в честных людях, так же как вы нуждаетесь в головорезах, захватывая чужой город или лагерь?Злословец есть самый лютый из диких зверей; льстец — самый опасный из ручных животных.Быстрее всего стареет благодарность.Философия и медицина сделали человека самым разумным из животных; гадание и астрология — самым безумным; суеверие и деспотизм — самым несчастным.Те, кто содержат животных, должны признать, что скорее они служат животным, чем животные им.Смерть — не зло, ибо в ней нет бесчестья.Философия даёт готовность ко всякому повороту судьбы.Я — гражданин мира.

Смерть

Умер, согласно Диогену Лаэртскому, в один день с Александром Македонским.

На его могиле был воздвигнут мраморный памятник в виде собаки, с эпитафией:

Пусть состарится медь под властью времени — всё же
Переживёт века слава твоя, Диоген:
Ты нас научил, как жить, довольствуясь тем, что имеешь,
Ты указал нам путь, легче которого нет.

Жизненный путь философа

Жизнеописание мыслителя начинается с 412 года до нашей эры, когда он родился в городе Синопе в знатной семье. В юные годы Синопский мыслитель хотел перечеканивать с отцом монеты, за что был изгнан из родного города. Скитания привели его в Афины, где он стал приемником Антисфена.

В столице странный философ живет, проповедуя главный принцип античной философии – разграничение сути вещей от привычных образов. Его целью становится разрушение общепринятых понятий о добре и зле. Философ превосходит учителя по популярности, строгости образа жизни. Добровольное отречение от материальных благ он противопоставляет тщеславию, невежеству, алчности афинян.

Биография мыслителя рассказывает о том, как он жил в бочке. Но дело в том, что в Древней Греции не было бочек. Мыслитель жил в пифосе – большом керамическом сосуде, укладывал его на бок и спокойно принимал ночной отдых. Днем занимался бродяжничеством. В древности существовали общественные бани, там мужчина следил за гигиеной.

338 год до нашей эры ознаменовался Херонейской битвой между Македоний, Афинами и Фивами. Несмотря на то, что армии противников были одинаково сильны, Александр Македонский и Филипп Второй сокрушили греков. Диоген, как многие другие афиняне, оказался в плену у македонцев. Мудрец попал на невольничий рынок, где его в качестве раба купил Ксениад.

Скончался философ в 323 году до н. э. Какой была его кончина – остается додумывать. Существует несколько версий – отравление сырым осьминогом, укус бешеной собаки, недоработанная практика задержки дыхания. Философ с юмором относился к смерти, обращению после нее с покойниками. Однажды его спросили: «Каким способом вы бы хотели быть похороненным?» Мыслитель предложил: «Выбросьте меня за пределы города, дикие звери сделают свое дело». «Вам не будет страшно?» не унимались любопытные. «Тогда дайте мне дубину» продолжал философ. Зеваки удивлялись, как он воспользуется оружием в мертвом состоянии. Диоген иронизировал: «Тогда чего мне бояться, если я и так буду мертв».

На могиле мыслителя был воздвигнут памятник в виде бродячей собаки, прилегшей отдохнуть.

Философия в бочке или жизнь по Диогену

      Вот это наблюдение за мышью и явилось жизненным идеалом Диогена Синопского и основой его философии. Принялся он упрощать уже и до того простую свою жизнь. Он отказался от всего, что имел. А имел он очень много, ведь был сыном банкира! Шутка это. Собственно, в его распоряжении была сума, да чаша с миской, то есть кружка и тарелка.

      Но однажды, он увидел, что какой-то мальчишка пил воду с руки. И его сразу же осенило, что мальчишка перещеголял его в простоте жизни. Можно ведь обходиться вообще без кружки! Тут же кружка была выброшена за ненадобностью.

      В другой раз он увидел, что мальчик хлебал похлёбку из плошки, сделанной из корки хлеба. Значит можно обойтись и без миски! И вот уже и она полетела вслед за кружкой. Чем меньше ненужных вещей, тем лучше.

      Сам же философ поселился на городской площади Афин в глиняной бочке. Такие бочки назывались “пифос”. Размером они были вровень с человеком и служили для хранения зерна, вина или чего ещё другого, например, философа. Учитывая систему ценностей этого мыслителя античности, можно понять почему Диоген жил в бочке.

Дом для Диогена

      Этот мыслитель был приверженцем “жизни по разуму”. Он утверждал, что человек имеет всё для того, чтобы быть счастливым. Но большинство людей живут иллюзиями и глубоко несчастны. Счастье они видят в том, чтобы обладать богатством. Всю свою жизнь Диоген посвятил тому, чтобы развеять это представление о счастье и жизни.

      Сам великий мудрец вёл простую и аскетичную жизнь. Как видите у него не было никакого имущества в собственности. Своим примером он показывал, что счастье кроется в самом человеке, а не в его богатстве и вещах его окружающих.

Ещё немного о Диогене

Легендарный киник прославился множеством запоминающихся, а порой и скандальных поступков и изречений. Ему нравилось противопоставлять себя всему и всем.

Если мудрец узнавал о ком-то, кого превозносили официальные ораторы, он тут же готовил на него язвительную эпиграмму. Если видел, что на кого-то начата травля, готовил аргументы в его защиту. Изредка философу приходилось просить милостыню, но делал он это с царским достоинством. «Я не прошу, а забираю то, что мне положено», — говорил Диоген. 

Однажды ясным утром мудреца увидели на улицах полиса с зажжённым фонарём. Когда его спросили, куда он идёт, Диоген сообщил, что ищет Человека.

Самым ярким доказательством того, что философ не признавал церемоний, стала его встреча с Александром Македонским.

Прославленный полководец прибыл в Аттику и пожелал познакомиться с местной знаменитостью, но, узнав об этом, Диоген остался у себя. Тогда венценосец сам отправился к нему. На предложение просить у него всё, чего угодно философу, философ спокойно сказал: «Отойди, ты застишь мне солнце!».

Чтобы чувствовать себя счастливым, мудрецу было достаточно лишь самого необходимого.

В ряде источников есть упоминания о том, что после непродолжительного общения с философом, Александр Македонский сказал:

«Если бы я не был Александром, то хотел бы стать Диогеном».

Отношение к обществу

Диоген крайне критично и скептически относился к афинскому обществу и другим известным мыслителям того времени. Одна из выходок этого философа привела к появлению крылатого выражения «Фонаря Диогена». Таким способом мыслитель выражал свое презрительное отношение к обществу, состав которого был преимущественно из богатых, но малообразованных граждан. Днём он ходил с зажженным фонарем, громко выкрикивая на главной площади города «Ищу человека». Этим философ хотел сказать, что в Афинах не отыскать интересного собеседника.

Важнейшие работы:

Диоген Синопский (412-323 до н.э.) - биография, жизнь и вклады древнегреческого философа

  • О богатстве.
  • Афинский народ.
  • Елена.
  • Геракл.
  • О смерти.
  • Наука нравственности.

Во время одного из своих выступлений на рыночной площади жители Афин не слушали мыслителя, но как только он заверещал по-птичьи, сразу же вокруг него собралась огромная толпа. Философ заметил, что подобное является показателем уровня развития общества. Когда говорят умные вещи, люди просто игнорируют их, но стоит человеку заверещать словно петух, как за ним начинают с интересом наблюдать.

Детство и юность

О жизни Диогена известно мало, да и сохранившаяся информация спорна. То, что известно о биографии философа, поместилось в одну главу книги его тезки, позднеантичного ученого и библиографа Диогена Лаэртского «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов».

11_0Z07zcC.jpg

Согласно книге, древнегреческий философ родился в 412 году до нашей эры, в городе Синопе (отсюда и прозвище), расположенном на берегу Черного моря. О матери Диогена ничего не известно. Отец же мальчика Гикесий работал трапезитом – так в Древней Греции называли менял и ростовщиков.

Детство Диогена прошло во времена неспокойные – в родном городе постоянно вспыхивали конфликты между прогреческими и проперсидскими группировками. Из-за сложной общественной ситуации Гикесий начал подделывать монеты, но трапезита быстро поймали с поличным. Диогену, которого также собирались арестовать и наказать, удалось сбежать из города. Так и началось странствие парня, которое привело его в Дельфы.

04_lBNkYHu.jpg

В Дельфах уставший и измученный Диоген обратился к местному оракулу с вопросом, что же делать дальше. Ответ, как и ожидалось, был туманен: «Заняться пересмотром ценностей и приоритетов». В тот момент Диоген не понял этих слов, поэтому не придал им значения и отправился скитаться дальше.

Философия

Дорога привела Диогена в Афины, где на городской площади он столкнулся с философом Антисфеном. Неизвестно, как состоялось их знакомство, но Антисфен поразил Диогена до глубины души, а Диоген вызвал у Антисфена чувство неприязни. Тогда Диоген и решил остаться в Афинах, чтобы стать учеником философа.

10_PPVImH2.jpg

У Диогена не было денег (по некоторым источникам, их украл его товарищ Манес, вместе с которым Диоген прибыл в Афины), поэтому купить дом или хотя бы арендовать комнату он не мог себе позволить. Но это не стало проблемой для будущего философа: Диоген вкопал рядом с храмом Цибелы (недалеко от Афинской агоры – центральной площади) пифос – большую глиняную бочку, в которой греки хранили продукты, чтобы те не пропали (античная версия холодильника). В бочке (пифосе) Диоген и стал жить, что послужило основой для выражения «бочка Диогена».

Пусть и не сразу, но Диогену удалось стать учеником Антисфена – пожилой философ не смог избавиться от настырного ученика даже с помощью избиения палкой. В результате именно этот ученик прославил кинизм как школу античной философии.

01_XJ2lAmF.jpg

В основе философии Диогена лежали аскетизм, отказ от всех благ сущих, а также подражание природе. Диоген не признавал государств, политиков, религии и священнослужителей (эхо общения с дельфийским оракулом), а себя считал космополитом – гражданином мира.

После смерти учителя дела Диогена стали совсем плохи, горожане считали, что он тронулся умом, о чем свидетельствовали регулярные выходки. Известно, что Диоген прилюдно занимался онанизмом, возглашая, что было бы прекрасно, если и голод можно было бы утолить, погладив живот.

03_lLtaCB3.jpg

Во время беседы с философ назвал себя собакой, однако так Диоген называл себя и раньше. Однажды несколько горожан кинули ему, как собаке, кость и хотели заставить грызть ее. Однако результата они предсказать не могли – подобно собаке, Диоген отомстил задирам и обидчикам, помочившись на них.

Были и менее экстравагантные перформансы. Увидев неумелого лучника, Диоген сел около мишени, сказав, что это самое безопасное место. Голым стоял под дождем. Когда горожане пытались увести Диогена под навес, Платон говорил, что не стоит: лучшая помощь тщеславию Диогена проявится в том, чтобы не трогать его.

09_gC9mJU6.jpg

Обнаженный Диоген

История разногласий между Платоном и Диогеном занимательна, однако Диогену лишь раз удалось действительно красиво обставить оппонента – это случай с платоновским человеком и ощипанной курицей. В остальных же случаях победа оставалась за Платоном. Современные ученые придерживаются мнения, что выходец из Синопа просто завидовал своему более успешному оппоненту.

Также известно и о конфликте с другими философами, в числе которых – Анаксимен Лампсакский и Аристипп. В перерывах между стычками с конкурентами Диоген продолжал чудить и отвечать на вопросы людей. Одно из чудачеств философа дало имя другому крылатому выражению – «фонарь Диогена». Философ ходил днем с фонарем по площади, восклицая: «Ищу человека».

06_K3UUPeV.jpg

Таким образом он выражал отношение к окружающим людям. О жителях Афин Диоген часто нелестно отзывался. Однажды философ начал читать лекцию на рынке, но его никто не слушал. Тогда он заверещал по-птичьи, и вокруг него сразу же собралась толпа.

«Это уровень вашего развития, – заявил Диоген, – когда я говорил умные вещи, меня игнорировали, но когда я заверещал как петух, все с интересом стали наблюдать».

Когда начался военный конфликт греков с македонским царем Филиппом Вторым, Диоген покинул Афины, отправившись на корабле к берегам Эгины. Однако добраться туда не удалось – судно было захвачено пиратами, а все, кто на нем находились, были либо убиты, либо взяты в плен.

Из плена Диогена отправили на невольничий рынок, где его приобрел коринфянин Ксеанид для того, чтобы философ обучал его детей. Стоит отметить, что учителем Диоген был хорошим – помимо верховой езды, метания дротиков, истории и греческой литературы, философ научил детей Ксеанида питаться и одеваться скромно, а также заниматься физическими упражнениями для поддержания своей физической формы и здоровья.

02_mbOHDcu.jpg

Ученики и знакомые предлагали философу выкупить его из рабства, но он отказывался, утверждая, что так якобы иллюстрирует тот факт, что даже в рабстве он может быть «господином своего господина». На деле же Диоген радовался крыше над головой и регулярному питанию.

Умер философ 10 июня 323 года, находясь в рабстве у Ксеанида. Похоронили Диогена лицом вниз – как и просил. На его могиле, в Коринфе установлена надгробная плита из паросского мрамора со словами благодарности от учеников и пожеланиями вечной славы. Также из мрамора сделали собаку, символизирующую жизнь Диогена.

05_ZwYcwtN.jpg

Собакой представился Диоген Александру Македонскому, когда македонский царь решил познакомиться с прославленным философом-маргиналом. На вопрос Александра: «Почему собака?» Диоген ответил просто: «Кто бросит кусок – тому виляю, кто не бросит – того облаю, а кто обидит – того кусаю». На шутливый вопрос о породе собаки, философ тоже ответил не мудря: «Когда голоден – мальтийской (т.е. ласковый), когда сыт – милосской (т.е. злой)».

Синонимы

Первое значение фразеологизма можно заменить синонимичным выражениями:

  • гол как сокол;
  • ни кола, ни двора.

Второе значение (укрытие от людей) соотносится с такими идиомами, как:

  • залезть под панцирь;
  • уйти в свою скорлупу;
  • зарыть голову в песок;
  • замкнуться в себе.

У англичан есть похожее выражение: «вернуться в свою раковину».

Какой бы ни была философия жизни, из бочки, пусть и Диогеновой, всё же стоит порой выбираться на свет.

Хотя бы за тем, чтобы рассказать людям об истине, которую вы отыщете в глубинах самопознания.

Личная жизнь

Диоген отрицал семью и государство, утверждая, что дети и жены – общие, а между странами нет границ. Исходя из этого, сложно установить биологических детей философа.

Случаи из жизни Диогена

Сохранился известный рассказ: когда кто-то утверждал, что движения не существует, Диоген просто вставал и начинал ходить.

  • Однажды, уже будучи стариком, Диоген увидел, как мальчик пил воду из горсти, и в расстройстве выбросил из сумы свою чашку, промолвив: «Мальчишка превзошёл меня в простоте жизни». Он выбросил и миску, когда увидел другого мальчика, который, разбив свою плошку, ел чечевичную похлёбку из куска выеденного хлеба.
  • Диоген просил подаяние у статуй, «чтобы приучить себя к отказам».
  • Когда Диоген просил у кого-нибудь взаймы денег, то говорил не «дайте мне денег», а «дайте мои деньги».

Тупылев И. Ф. Александр Македонский перед Диогеном, 1787Тупылев И. Ф. Александр Македонский перед Диогеном, 1787

  • Когда Александр Македонский пришёл в Аттику, то, разумеется, захотел познакомиться с прославленным «маргиналом» как и многие прочие. Плутарх рассказывает, что Александр долго ждал, пока сам Диоген придёт к нему засвидетельствовать своё почтение, но философ преспокойно проводил время у себя. Тогда Александр сам решил навестить его. И, найдя Диогена в Крании (в гимназии неподалёку от Коринфа), когда тот грелся на солнце, подошёл к нему и сказал: «Я — великий царь Александр». «А я, — ответил Диоген, — собака Диоген». «И за что тебя зовут собакой?» «Кто бросит кусок — тому виляю, кто не бросит — облаиваю, кто злой человек — кусаю». «А меня ты боишься?» — спросил Александр. «А что ты такое, — спросил Диоген, — зло или добро?» «Добро», — сказал тот. «А кто же боится добра?» Наконец, Александр сказал: «Проси у меня чего хочешь». «Отойди, ты заслоняешь мне солнце», — сказал Диоген и продолжил греться. На обратном пути, в ответ на шутки своих приятелей, которые потешались над философом, Александр якобы даже заметил: «Если бы я не был Александром, то хотел бы стать Диогеном». По иронии судьбы Александр умер в один день с Диогеном 10 июня 323 года до н. э.
  • Когда афиняне готовились к войне с Филиппом Македонским и в городе царили суета и волнение, Диоген стал катать по улицам туда и сюда свою глиняную бочку, в которой жил. На вопрос, для чего он так делает, Диоген отвечал: «У всех сейчас хлопоты, потому и мне нехорошо бездельничать, а пифос я катаю, потому что ничего другого у меня нет».
  • Диоген говорил, что грамматики изучают бедствия Одиссея и не ведают своих собственных; музыканты ладят струны на лире и не могут сладить с собственным нравом; математики следят за солнцем и луной, а не видят того, что у них под ногами; риторы учат правильно говорить и не учат правильно поступать; наконец, скряги ругают деньги, а сами любят их больше всего.
  • Фонарь Диогена, с которым он бродил среди бела дня по людным местам со словами «Ищу Человека», стал хрестоматийным примером ещё в античности.
  • Однажды, помывшись, Диоген выходил из бани, а навстречу ему шли знакомые, которые только собирались мыться. «Диоген, — спросили они мимоходом, — как там, полно народу?». «Полно», — кивнул Диоген. Тут же ему встретились другие знакомые, которые тоже собирались мыться и тоже поинтересовались: «Привет, Диоген, что, много людей моется?». «Людей — почти никого», — покачал головой Диоген. Возвращаясь как-то раз из Олимпии, на вопрос, много ли там было народу, он ответил: «Народу много, а людей совсем мало». А однажды он вышел на площадь и закричал: «Эй, люди, люди!»; но когда сбежался народ, Диоген напустился на него с палкой, приговаривая: «Я звал людей, а не мерзавцев».
  • Диоген то и дело занимался рукоблудием у всех на виду; когда афиняне по этому поводу замечали, мол, «Диоген, всё понятно, у нас демократия и можно делать что хочешь, но не перегибаешь ли палку?», он отвечал: «Вот бы и голод можно было унять, потирая живот».
  • Когда Платон дал определение, имевшее большой успех: «Человек есть животное о двух ногах, лишённое перьев», Диоген ощипал петуха и принёс к нему в школу, объявив: «Вот платоновский человек!» На что Платон к своему определению вынужден был добавить «…и с плоскими ногтями».
  • Однажды Диоген пришёл на лекцию к Анаксимену Лампсакскому, сел в задних рядах, достал из мешка рыбу и поднял над головой. Сначала обернулся один слушатель и стал смотреть на рыбу, потом другой, потом почти все. Анаксимен вознегодовал: «Ты сорвал мне лекцию!» «Но что стоит лекция, — сказал Диоген, — если какая-то солёная рыбка опрокинула твои рассуждения?».
  • Диоген, увидев, как рабы Анаксимена Лампсакского носили много­численные пожитки, спросил, кому они принадлежат. Когда ему ответили, что Анаксимену, он возмутился: «И не стыдно ему, владея таким имуществом, не владеть самим собой?».
  • На вопрос, какое вино ему пить вкуснее, он ответил: «Чужое».
  • Однажды кто-то привёл его в роскошное жилище и заметил: «Видишь, как здесь чисто, смотри не плюнь куда-нибудь, с тебя станется». Диоген осмотрелся и плюнул ему в лицо, заявив: «А куда же плеваться, если нет места хуже».
  • Когда кто-то читал длинное сочинение и уже показалось неисписанное место в конце свитка, Диоген воскликнул: «Мужайтесь, други: виден берег!».
  • К надписи одного новобрачного, написавшего на своём доме: «Зевесов сын, Геракл победоносный, здесь обитает, да не внидет зло!» Диоген приписал: «Сперва война, потом союз».
  • Увидев неумелого стрелка из лука, Диоген уселся возле самой мишени и объяснил: «Это чтобы в меня не попало».
  • Однажды Диоген просил подаяния у человека со скверным характером. «Дам, если ты меня убедишь»,— говорил тот. «Если бы я мог тебя убедить,— сказал Диоген,— я убедил бы тебя удавиться».
  • Кто-то попрекал его порчей монеты. «То было время,— сказал Диоген,— когда я был таким, каков ты сейчас; зато таким, каков я сейчас, тебе никогда не стать». Кто-то другой попрекал его тем же самым. Диоген ответил: «Когда-то я и в постель мочился, а теперь вот не мочусь».
  • Увидев сына гетеры, швырявшего камни в толпу, Диоген сказал: «Берегись попасть в отца!».
  • В большой толпе народа, где также находился Диоген, какой-то юноша непроизвольно выпустил газы, за что Диоген ударил его палкой и сказал: «Послушай, мерзавец, неужели не сделав ничего, чтобы дерзко вести себя на публике, ты начал показывать нам здесь своё презрение к мнениям [большинства]?».
  • Однажды философ Аристипп, который нажил состояние, восхваляя тирана, увидел, как Диоген промывает чечевицу, и сказал: «Если бы ты прославлял тирана, тебе не пришлось бы питаться чечевицей!» На что Диоген возразил: «Если бы ты научился питаться чечевицей, то тебе не пришлось бы прославлять тирана!».
  • Однажды, когда Антисфен замахнулся на него палкой, Диоген, подставив голову, сказал: «Бей, но ты не найдешь такой крепкой палки, чтобы прогнать меня, пока ты что-нибудь не скажешь». С этих пор он стал учеником Антисфена и, будучи изгнанником, повёл самую простую жизнь.

Diogenes - La scuola di AteneDiogenes – La scuola di AteneДиоген, Жером, Жан-ЛеонДиоген, Жером, Жан-Леон : Философы : Философы Древней ГрецииДревняя ГрецияГрекиФилософы V век до н. э.Философы IV век до н. э.IV век до н. э.V век до н. э.

Смерть философа

Умер Диоген в 323 году до нашей эры в возрасте 89 лет. Он прожил насыщенную и невероятно долгую по тем временам жизнь. Умер этот великий философ и необычный человек в один день с Александром Македонским. Похоронен он, как и завещал, лицом вниз, его ученики и знакомые установили небольшую надгробную плиту с краткими словами благодарности и украсили её мраморной собакой, которая символизирует жизнь этого ученого.

Диоген Синопский внес существенный вклад в развитие философии, им были написаны многочисленные важнейшие труды в словесности и риторике, также он занимался проблемами общества, стараясь создать свод морально-этических законов. Биография этого мыслителя сегодня изучается в школах, поэтому потребуется подготовить различные доклады и рефераты, в которых кратко рассказывается об этом философе, описывается его учение и повествуется об интересных фактах из его жизни.

Предыдущая

БиографииИнтересные факты об И.А. Бунине – информация о жизни и творчестве писателя

Следующая

БиографииБабель Исаак Эммануилович (1894-1941) – краткая биография, жизнь и творчество писателя

Аскетизм, как образ жизни

Диоген неординарный философ, идеальным образом жизни которого был аскетизм. Мыслитель рассматривал его, как полную, неограниченную свободу, независимость от навязанных ограничений. Он наблюдал за тем, как мышка практически ни в чем, не нуждаясь, обитает в своей норе, довольствуется ничтожным. По ее примеру мудрец тоже сел в пифос, стал счастливым.

Когда соотечественники готовились к войне, он просто перекатывал свою бочку. На вопрос: «Чем ты занимаешься на пороге войны?» Диоген ответил: «Я тоже хочу что-нибудь сделать, так как у меня больше ничего нет – я катаю бочку».

Сочинения

Согласно Диогену Лаэртскому, после себя философ из Синопа оставил 14 философских трудов и 2 трагедии (в некоторых источниках число трагедий увеличивается вплоть до 7). Большинство из них сохранилось благодаря другим писателям и философам, использующим высказывания и изречения Диогена.

07_qsqgSdd.jpg

К числу сохранившихся сочинений относятся «О богатстве», «О добродетели», «Афинский народ», «Наука нравственности» и «О смерти», а к числу трагедий – «Геракл» и «Елена».

Предыдущие записи в этой рубрике:

  • Изба бабы Яги на Алтае

Жизненный устрой

Древнегреческий мыслитель родом из Синопа. Чтобы стать философом мужчина отправился в Афины. Там мыслитель познакомился с Антисфеном, попросился стать его учеником. Мастер хотел выгнать беднягу палкой, но молодой человек пригнулся и сказал: «Нет такой палки, которой Вы могли бы меня прогнать». Антисфен смирился.

Многие мудрецы вели аскетичный образ жизни, но Диоген превзошел учителям и всех остальных ученых отшельников.

Мужчина оборудовал себе жилище на городской площади, полностью отказался от домашней утвари, оставив себе только ковшик для питья. Однажды мудрец увидел, как мальчишка утоляет жажду с помощью ладоней. Тогда он избавился от ковша, покинул свою лачугу, пошел, куда глаза глядят. Приютом ему служили деревья, подворотни, пустой бочонок, устланный травой.

Диоген практически не носил одежду, пугая горожан наготой. Зимой занимался обтираниями, закаливанием, не прятался под одеяло, его просто не было. Люди считали чудака нищим, без роду без племени. Но мыслитель намеренно вел такой образ существования. Он считал – все, что нужно человеку дано ему природой, излишества только мешают жить, усыпляют разум. Философ активно участвовал в жизни афинян. Прослыв спорщиком, мужчина затевал разговоры о политике, общественных изменения, критиковал знаменитых граждан. Он ни разу не был посажен за решетку из-за огульных изречений. Умение выпутываться из сложных ситуаций посредством принуждения людей к размышлению являлось талантом мудреца.

Философствование и отказ от материального

Философия циников отражает истинные суждения Диогена об устройстве общества. Шокирующее, антисоциальное поведение вынуждало остальных задуматься о настоящих ценностях – почему человек отрекается от благ в пользу самоограничения.

Соотечественники уважали мыслителя, не смотря на дерзость, приходили к нему за советом, считали мудрецом, даже любили. Однажды маленький хулиган разбил бочку Диогена – горожане дали новую.

Взгляд философа был направлен на достижения человеком единения с природой, так как человек есть создание природы, изначально он свободен, а материальные излишества способствуют разрушение личности.

Как-то мыслителя, прохаживающегося по торговым рядам, спросили: «Вы же отказываетесь от материальных благ. Тогда зачем ходите здесь?» На что он ответил, что хочет увидеть предметы, которые ни ему, ни человечеству не нужны.

Философ часто прогуливался днем с зажженной «лампой», объясняя свои действия поиском честных людей, которых даже при свете солнца и огня невозможно найти.

2-9.jpg

Сидя в бочке, мудрец приблизился к сильным мира сего. Близко познакомившись с мыслителем, Македонский говорил: «Если бы я не был царем, я бы стал Диогеном». Он советовался с мудрецом о необходимости похода в Индию. Философ критично отнесся к плану правителя, предрекал заражение лихорадкой, по-дружески посоветовал полководцу стать его соседом по бочке. Македонский отказался, отправился в Индию и умер там от лихорадки.

Диоген пропагандировал свободу от искушений. Считал, что браки между людьми – ненужный пережиток, дети и женщины должны быть общими. Высмеивал религию, веру как таковую. Истинной ценностью видел доброту, но констатировал, что люди разучились проявлять ее, а к своим недостаткам относятся снисходительно.

Дискуссии с Платоном

Не все современники относились к нему с симпатией. Платон считал его умалишенным. Это мнение основывалось на образе жизни Синопского мыслителя, в меньшей степени на его философских идеях. Платон упрекал оппонента в бесстыдстве, порочности, нечистоплотности, омерзительности. Истина была в его словах: Диоген, как представитель циничного человека, бродяжничал, справлял при горожанах нужду, прилюдно занимался онанизмом, разнообразными способами нарушал законы морали. Платон считал, что во всем должна быть мера, не стоит выпячивать на показ столь нелицеприятные зрелища.

33-2.jpg

Относительно науки два философа вступили в спор. Платон высказался о человеке, как о животном без перьев на двух ногах. Диогену пришла в голову идея ощипать петуха и представить наблюдателям «нового индивидуума по Платону». Противник парировал: «Тогда по Диогену человек – смесь сумасшедшего, сбежавшего из психической больницы, и полураздетого босяка, бегущего за царской свитой».

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...