Что же такое филогенез – психология или игра?

Суть и понятие

Онтогенез и филогенез в психологии — два взаимосвязанных процесса формирования психики. Филогенезом называют историческое развитие живых существ. Процесс эволюции рассматривается как множество генетических линий. Некоторые из них продолжают развиваться, другие исчезают из-за вымирания.

Филогенез в психологии

Определение филогенез в психологии используется при изучении процесса от начала появления и дальнейшее развитие психики. В психологии филогенез можно встретить в более точном его определении — филогенетическое развитие.
Теория филогенетического развития предложена и разработана А. Н. Леонтьевым. Рассматривается поведение индивидуума на протяжении всего эволюционного пути. Фиксируется развитие сознания в результате социального и культурного развития индивидуума.

Во время изучения филогенеза ученые испытывают сложности:

  • Как выделить этап развития психики животных.
  • Как выявить общие условия развития.
  • Как выделить этапы развития сознания.
  • Как установить соотношения основных этапов филогенеза.

Простыми словами все психические структуры проходят сложный путь изменения. Изменения психики идет от простой к сложной форме.
Свидетельство эволюции — это появление наивысшей формы, каким является сознание. Сознанием и умением логически мыслить обладают только люди. А. Н. Леонтьев определил четыре стадии развития психики:

  1. Сенсорное восприятие
    – то есть способность чувствовать.
  2. Перцептивное
    – способность воспринимать предметы в целом, то есть организм реагирует на образы или объекты.
  3. Интеллектуальное
    – способность мыслить, действовать после принятия решения.
  4. Сознательное
    – это высший уровень. Он появился у людей в результате физического труда.

Особенностью развития психики является:

  • Каждая следующая ступень развития открывает путь к дальнейшему росту. Первоначальное зарождение психики происходит с восприятия отражения предмета. Но далее восприятие фиксирует, каким образом предметы относятся друг к другу.
  • У животных наблюдаются различные биологические и психологические линий развития. Даже наивысшая ступень эволюции животного не свидетельствует о том, что данный индивид обладает высоким уровнем развития психики.

Этапы развития детской психологии

3.

4.

4.1.

4.2.

4.3.

5.

5.1. ?

5.2.

5.3.

6.

См. также

  • Филогенетика
  • Онтогенез
  • Эволюция

Значение филогенеза

Филогенез — это одно из самых главных звеньев в развитии всего живого. С момента появления на научном поприще он занял важнейшее место в понимании эволюции и развития не только человеческого рода, но и всех живых организмов. Исследования данного явления необходимы для развития общей теории эволюции и построения естественной системы организмов. Основа, на которой строятся доктринальные положения филогенеза, заключена в теорию естественного отбора. В данный момент следует говорить о том, что филогенез всевозможных групп организмов изучен неравномерно, что определяется различной сохранностью останков и ископаемых, на основе которых можно было бы достоверно выстраивать филогенетическое (родословное) древо. В настоящее время наиболее изученным является филогенез высших групп позвоночных. Если же говорить о беспозвоночных животных, то из них к наиболее изученным можно отнести моллюсков, членистоногих, плеченогих и некоторых других.

Безусловно, в свете проявления большого интереса к происхождению мира, его составляющих и, в частности, человека такое научное явление, как филогенез, имеет огромное значение для познания человечеством самого себя и окружающего мира.

Филогенез людей

Человек развивался на протяжении миллионов лет. На пути его развития постепенно вытеснялся биологический процесс другим, небиологическим. Человек развивается сугубо индивидуально за период своей жизни. И этапами служит его возраст.
Трансформации физиологического уровня сопутствуют тенденции:

  • сложное поведение – активные двигательные способности;
  • индивидуальное обучение и дальнейшее самосовершенствование;
  • сложные формы психического отражения.

Психика людей отличается от животных наличием сознания. Культурная эволюция способствует формированию сознания и личности. У людей эволюция сознания есть результат мозговой деятельности, физического труда и речи. Чтобы сознание развивалось стабильно необходимо самосовершенствование.
Эволюция сознания не является быстрым процессом. От рождения психика человека трансформируется. С возрастом растет физическая сила и развивается психика. Когда человек достиг 60-65 лет рост замедляется, а затем происходит снижение.

Вначале еле заметное снижение. Чем человек становится старше, тем снижение больше. Все трансформации изучает возрастная психология.

Труд, материальное состояние, духовное состояние человека – эти составляющие позволяют оптимально судить о достижениях психического развития.

Развитие в филогенезе психики от инстинктов через навыки к интеллекту

Основной вопрос филогенеза – это развитие психики, которое привело к разумному поведению индивида. Таким образом, поведение человека прошло через определённые этапы:

  1. Филогинез в психологииИнстинктивное (в основе которого – только инстинкты): такое поведение позволяет неосознанно приспосабливаться к окружающей среде за счёт биологических потребностей. Инстинкты есть у живых существ с разным уровнем развития.
  2. Поведение на основе навыков . Такое поведение проявляется в результате научения или получения индивидуального опыта. Навыки развиваются на базе инстинктов, поэтому их можно выработать уже у высших беспозвоночных.
  3. Разумное поведение, в основе которого лежит интеллектуальная деятельность. Зачатки «интеллекта» проявляются у некоторых животных (шимпанзе, дельфины) исходя из биологических потребностей, на основе инстинктов.

Стадии

Филогенетическое развитие протекает в 3 стадии:

  1. Элементарная сенсорная. Наблюдается у многоклеточных и простейших организмов, которые живут в воде. Делится на два уровня — высший, низший. Простейшие могут реагировать на отдельные свойства явлений и предметов окружающего мира. Изначально проявляется низкий уровень, на котором животное раздражается. Это естественная реакция на изменения окружающей среды. После этого проявляется высший уровень, на котором животное проявляет чувствительность, адекватно реагирует на проявления окружающей среды, ощущает предмет или явление. Движения становятся целенаправленными.
  2. Перцептивная. Делится на три уровня — наивысший, высший, низший. Деятельность проявляется воздействием на предметы или явления целиком, а не на их отдельные стороны. Низший уровень перцептивной психики проявляется у моллюсков, рыб, насекомых. Высший и наивысший уровни характеризуется формированием элементарного мышления. Они проявляются у млекопитающих, птиц.
  3. Интеллектуальная. Наивысший уровень перцептивной психики. Живые существа могут находить способы решения задачи, запоминать результативные варианты, применять их в похожих ситуациях.

Интеллектуальное поведение человека отличается тем, что ему свойственно придумывать новые способы решения задач, постоянно развиваться. Интеллектуальные действия животных не похожи на аналогичные действия человека.

История исследования

Особенности становления психики — краеугольный камень для психологической науки с середины XIX века. Чарльз Дарвин первым выявил три стадии развития психики.

Следующий исследователь, который внес вклад в изучение филогенеза, — И. М. Сеченов. Он поставил перед собой задачу проследить за историей развития психических процессов. Он рассматривал не только особенности людей, но и других живых существ. В своей работе «Элементы мысли» он призывал других исследователей заниматься разработкой эволюционной психологии по учениям Дарвина.

Еще один ученый, который внес вклад в развитие данного направления, — А. Н. Северцов. В своем труде «Эволюция и психика» он провел анализ приспособления живых существ к окружающей среде.

Эволюционный подход продолжил изучать и развивать В. А. Вагнер. Он разрабатывал эволюционную психологию на основе данных о психической жизни живых существ.

Литература

  • Иванов А. В. Происхождение многоклеточных животных. — Л., 1968
  • [dyno-world.ru/library/osnpal/osnovi-paleontologii1.html Рауп Д., Стэнли С. Основы палеонтологии]. — М., 1974
  • Северцов А. Н. Морфологические закономерности эволюции. — М. — Л., 1939
  • Северцов А. Н. Главные направления эволюционного процесса, 3 изд. — М., 1967
  • Тахтаджян А. Л. Происхождение и расселение цветковых растений. — Л., 1970
  • Федотов Д. М. Эволюция и филогения беспозвоночных животных. — М., 1966
  • Шмальгаузен И. И. Проблемы дарвинизма, 2 изд. — Л., 1960
  • Юдин К. А’. О понятии «признак» и уровнях развития систематики животных // «Тр. Зоологического института», 1974, т. 53

Способы

Методы:

  1. Neural network abstract 3d rendering

    Молекулярной биологии. Часть из них разработал, применял в своих научных целях Чарльз Дарвин. Он использовал биохимические показатели, чтобы установить систематическую принадлежность тех или иных форм.

  2. Генетические методики. Этот может быть прямое определение генетической совместимости форм или анализ цитогенетических особенностей.
  3. Экологические методики. Совокупность способов изучения условий взаимоотношений, проживания живых существ.
  4. Методы систематики. С их помощью специалисты выясняют систематическое расположение той или иной формы.
  5. Эмбриологические методики. Существует разные методы изучения эволюционного процесса.
  6. Морфологические методы. Если живые существа похожи внутренне, они относятся к одной форме, имеют сходства в функционировании сознания.
  7. Биогеографические методы. С помощью этих методик можно проанализировать процесс развития живых организмов в разных масштабах.
  8. Палеонтологические методы. С их помощью изучаются смены фауны, флоры, экосистемы, эволюции.

Для получения общей информации о филогенезе, эволюции методики изучения комбинируются.

Филогенез игры

Один из важных вопросов в филогенезе человеческого индивида – это игра. Она наряду с трудом, помогает ребенку развиваться, в соответствии с тем поведением и той деятельностью, что требует общество. Что такое филогенез игры?

В первобытное время важным рычагом в формировании сознательной деятельности стал труд, и для рожденного младенца, существа сознательного и ориентированного на выживание, не было места игре. Природа диктовала детям самостоятельность и необходимость совместного труда со взрослыми, где не было нужды для ролевой игры. Дети входили в жизнь общества и попросту овладевали орудиями труда и заодно – всеми отношениями со взрослыми.

С переходом к усложнению способов и форм труда (земледелие, скотоводство и т.д.), произошло разделение труда. Здесь уже детям приходилось упражняться с уменьшёнными «тренировочными» орудиями труда, что позволяет уже говорить об элементах игровой деятельности.

И вот уже с усложнением форм разделения труда и развития производства, становится невозможным быстрое введение детей в процесс труда. И теперь уже процесс овладения сложными, не по возрасту, орудиями откладывается на более поздний срок. В связи с этим и возникают первые игрушки (упрощённые и уменьшённые копии орудий труда), как средства развития ловкости, точных и метких движений, зрительной и двигательной координации. А следующим этапом в развитии игры стали символические игрушки, с помощью которых дети уже смогли создавать, играя, все жизненные сферы.

На примере филогенеза игры мы наблюдаем, в первую очередь, изменившуюся социальную составляющую этого процесса. Так, ребенок первобытного примитивного человека в игре, якобы тренируется к той деятельности, которая далее позволит ему выжить: охота, рыбалка, распознавание звериных следов. А вот игра уже ребенка « homo sapiens » демонстрирует направленность на будущую социальную активность и в игре демонстрирует все спектры социальных отношений.

Ссылки

  • Филогенез / А. С. Северцов // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.</span> (Проверено 27 февраля 2013)
  • [bio.1september.ru/articlef.php?ID=200601211 Павлинов И. Я. Становление современной филогенетики]

3.

, , . : , , . , , (, 2005).

, . , , : . . , 60- XIX , . , (,1967; , 1984). , , – , (, , 2004).

, , . , , , (plausible) .

, , NP– , (Felsenstein, 1982). , : , – . , . , . , , , , (, 2005).

, , . , , (Hennig, 1966; Wiley, 1981; , 1990). , , , , . , , , . , , . , . , .

, , . – , , (, 1967). , : , , , . , , -, – , .

, . . , .

. .. (1969), . . (Zimmermann, 1948): , , . , . , (. 4).

(). , . , – , , . , – (, . ), .

, , , . . , . , , , . , . (. 2), , : , , . , , , .

(, 2003). (, 1985). .. , (, 2005).

, , () . , . . ( ., 1999), , , . () (Faith, 1992; , , 2004). , , , .

() () (Eldredge, Cracraft, 1980; , , 2004). , . , , () . (, 2003). , , ( ) . .

, , .

4.

, , . , , , : , . , , , , , .

. () . ; .

, , . , () (Eldredge, Cracraft, 1980; , 1990).

, . , . , , .. , , (Wiley, 1981). , (, 1986). , , , (, 1990, 2005).

. : , . , , (. 4.3). ( = ) , ) – ) . – , . , – : , .

, : . (, 2005), , . , .

, , , , . (. 4.1); , .

, , : , , () . , , . . .

, , .. . , .. . , , ( ).

: , ( ) . , , . , .

.

4.1.

. ( ) , : ) ; ) , ; ) (Abel, 1929). . ( ) , (Huxley, 1958). , (, 1982) (Zimmermann, 1959). , (, 1984; , 1990, 2005), .

, , : (Hennig, 1966; Wiley, 1981) . , : , , , , .. (1939), (…, 1991).

, () , (, 1990, 2005).

( ) , .. () , . : , , ( ) . , , . / , (Brooks, Wiley, 1986).

(, , , ) , , . , , . . , ( ) , .

(Bock, 1986). , , (, ) . , ( ) .

, , , . , . , : . , . , . – – .

– , : . (, 2005). , , , .

: , . , , , ( ) . , (. 4.2) , , , .

, .

, , , ( ) . , , : , . , , .

– : . , , : . , , , , , , , .

. -, . ( , ) , , .

, – : – (, 2005). , :

) ( ). , . : , – , , , ;

) : ( );

) ( ). , ().

– (. 4.2) . , .

– – , , .. (, 2005). , . , , , . , (, 1996; , 2004). (, 2005).

4.2.

, (Dayrat, 2003). . , , (Eldredge, Cracraft, 1980).

, , . , , .. . , , .

– . , (, ), , , . , , () . , , , , . , ( ) , . -, . , , , : .

, . , . .

. , , .. ( , . ). . , .

, , . () , , . , . , – () , . , : .

, , , . , ) ) .

, , , , , . , , , , , . , .

, – , , , (, 2005). , , , – , , , . , : ) (, -, ), ) , ) . , , . , ( ) , .

, , (Hillis, 1987; , 2005). , (. ), . , .

, . , , . , (. 5.2), . , .

– , , . , : , . : ( ).

( ) , (Miles, Dunham, 1993). , () ( ) . , , , .. , .

4.3.

. : . (, 1986); .

. . ( ), ( ) (, 1998).

– , (, ..) (, ). , . , . , ; – .

. , . , : . , – , .

, , . , . (Hennig, 1966) , , .

– (. 4.1) (). , , , . , , .. , , . , . , .

, . : , (, ), , .

, . , : . , , , – , (. 4.1). , , , , – , .

, , , . . , . , , – . , .

, , , , . , . , , , , ( ) () . (Hillisetal., 1996; Nei, Kumar, 2001).

(Bromham, Penny, 2003). , , . , : . , , , . , – .

, , . . , . .

, : . . . , , , . : , .

, : . , , (, ) , . , , , , .

, . , (, , ..), , , . , – . , , , . , , , . , , .

5.

, , , . , , .

. , , : . , – , , , .

, , . , , , , . , , , , , . , , , .

, , , , -. , . , : ().

, – . (. 4.1), , . : (1), , , .

, . , . , , , .

5.1. ?

, . , , , – . , , , , (, 2005).

, – , – . , . , (, , 1996), , , , . , , .

– ( ) . : , . , – , , . , , . , , , . , , , , , .

. . , . , , , , .

, , -, – , – . (. 1); , , , (Criscietal., 2003).

, . , , , , . , (. 5.2).

, . , , , .

, , – , , , , . , .

5.2.

, – , . , , , .

, ; (, 2005). , . , , , . (, 2002; , 2005): , . , .

(), . , . , , ().

, , , . ; .

(.. ), , , , , . , . , , .

( ) , . ( ) , , , , . .

() : (Sober, 1988). ( ) . – , .

, , () . , .

. ( – , , ..), . , . . . , , : .

, () . – , , .

, – (. 4.1), , . , – , .

, , , , , . , ; . , , , (, 1990).

. , , , , ( ) , .

. , , , , apriori ( ) .. . , .

, – : . , , . (.. ), , (, 1990).

, . , , . , , , (, 2005). . (. 4.1) .

, , . (,1969). , , . , (compatibilityanalysis) (, 1990).

– . , , -, . ( ), () . , (, -, ) () ()(Nei, Kumar, 2000).

, , . , , : , . , , , . , , , . , .

, , , , . , , . . .

, , : (Wiley, 1981; Farris, 1983). . , .

, , , , . , . , , .

, , . , , : .

, , , . , , , , , , . , , : , . (, ) , .

. , , : , . . , , .

. , (. 1), . , , . , .

. , , . , .

5.3.

(. 1) , . , , , ( ) . , , , .

, , . () . (Sober, 2004). , , , ( ) . , , . .

: ) , , ) , . , (., 1990), , . : .

, (Camin, Sokal, 1965; Farris, 1983). ( , . ), . , ; , ( . 5.2.1). , , , ad hoc. , , , . , , .

, . (Farris, 1983; , 2005), , , . , , : posthoc . – .

, , , , . , , , (. 5.2). , ; , , , .

, , , : , , . , , , . , , (. 5.2).

, ( ) . , : . , , : ( ) . , , .

– . , , , (. 5.2). , , – , , (, ) (. 5.2).

, , . , . , , , (Felsenstein, 2004).

6.

: , , …

– : , , , , , .

– -: .

, , , , , . , , , . ! , , , – …

XIX . , , , . : , , , .

, – – , . , , , ? -, , ( , . , 1990, 2005), , – ( – , ). , , . , , , .

– , , , . , , , . , , ?

.

-, , . ( ) ( ). , – , .

-, , , .. , : . , , , .

: , , . , ( ?) . , , .


.. . .: , 1986. 224 .

.. . .: , 2003. 144 .

… – // / . .. , .. . .: , 1983. . 405421.

. : . .: , 1988. 783 .

.. // . / . . , . . .: , 1986. . 1341.

.., .. // . / . . . : Fineday Press, 2004. . 269294.

.. . .: , 2003. 542 .

.. . .: – , 2003. 360 .

.., .., .. // ( ) / . .. . : , 1999. . 35-40.

.., .. , . .: , 1988. 236 .

.. // . .: .
. -,
1986. . 3166.

.. , . .: , 1996. 436 .

.. // . . . 1998. . 59, 3. . 249262.

.. , . .: , 1982. 277 .

.. // . . . 1978. . 39, 4. . 495508.

.. // / . .. . .: , 1984. . 732.

.. : . .: , 1991. 288 .

.. ( ). .: – , 1990. 160 c.

.. // . . . . . 1992. . 29. . 223246.

.. // . . . 1998. . 59. 6. . 586605.

.. // . . . 2004. . 65, 4. . 334366.

.. ( .. ) // . . . 2004. . 65, 2. . 187192.

.. ( ). .: – , 2005. 391.

.. ( .. …) // . . . 2005. . 66, 5. . 436-441.

.., .. // . 2004. 4. . 21-24.

.. // / . .. , .. . .: , 1967. . 342441.

.. ? // . . . 2005. .66, 2. . 146163.

.. // : / . .. . .: , 2000. . 57-74.

.. // . . . -. 2002. .73. . 1108.

.. . .: – , 1939. 610 .

. / . .. , .. . : . , 1991. 312 .

.. . .: , 2003. 744 .

.. // . . 1984. 3. .316.

.. // / . .. . .: , 1988. . 155183.

., . 1996. // / . .. . .: . . 158198.

.. . .: , 1969. 493 .

.. . .: , 1985. 256 .

Bromham L., Penny D. The modern molecular clock // Nature Rev. 2003. Vol. 4, 3. P. 216224.

Abel O. Palaeobiologie und Stammesgeschichte. Jena: Fischer, 1929. 423 s.

Brooks D.R., Wiley E.O. Evolution as entropy. Chicago: Univ. Chicago Press, 1986. 335 p.

Camin J.H., Sokal R.R. A method for deducing branching sequences in phylogeny // Evolution. 1965. Vol. 19, N 3. P. 311326.

Cartmill M. Hypothesis testing and phylogenetic reconstruction // Ztschr. zool. syst.-evol. Forsch.. 1981. Bd 19, H. 2. S. 7396.

Crisci J.V., Katinas L., Posadas P. Historical biogeography. An introduction. Harvard : Harvard Univ. Press, 2003. 264 p.

Dayrat B. The roots of phylogenty: how Haeckel build his trees? // Syst. Biol. 2003. Vol. 52, 4. P. 515-527.

Eldredge N., Cracraft J. Phylogenetic patterns and the evolutionary process. N.Y.: Columbia Univ. Press, 1980. 349 p.

Faith D.P. Conservation evaluation and phylogenetic diversity // Biol. Conserv., 1993. V. 61, 1. P. 110.

Farris J.S. The logical basis of phylogenetic analysis // Advances in cladistics. Vol. 2. / Eds. N.J. Platnick, V.A. Funk. Bronx, N.Y. : New York Bot. Garden,1983. P. 736.

Felsenstein J. Numerical methods for inferring evolutionary trees // Quart. Rev. Biol., 1982. V. 57, 2. P. 379404.

Felsenstein J. Inferring phylogenies. Sunderland, Mass.: Sinauer Assc., 2004. 664 p.

Gaffney E.S. An introduction to the logic of phylogenetic analysis // Phylogenetic analysis in paleontology / Eds J. Cracraft, N. Eldredge. N.Y.: Wiley & Sons, 1979. P.79111.

Hennig W. Phylogenetic systematics. Urbana: Illinois Univ. Press, 1966. 263 p.

Heylighen F. Epistemological constructivism // Principia Cybernetica Web / 1997. Eds Heylighen F. et al. URL: http://pespmc1.vub.ac.be/CONSTRUC.html.

Hillis D.M. Molecular versus morphological approaches to systematics // Annu. Rev. Ecol. Syst., 1987. V. 18. P. 2342.

Hillis D.M., Moritz C., Mable B.K. (eds). Molecular systematics. 2d ed. Sunderland, Mass.: Sinauer Assc., 1996. 655 p.

Huxley J. Evoluitonary process and taxonomy with special refernce to grades // Systematics today / Ed. O.J. Hedberg. Uppsala: Univ. arasfiffet, 1958. P. 2139.

Kluge A.G. The relevance of parsimony to phylogenetic inference // Cladistics: perspectives on the reconstruction of evolutionary history / Eds T. Duncan, T.F. Stuessy. N.Y.: Columbia Univ. Press, 1984. P.2438.

Kluge A.G. Philosophical conjectures and their refutation // Syst. Biol., 2001. V. 50. 3. P. 322330.

Lovtrup S. On phylogenetic classification // Acta zool. Cracow. 1975. V. 20, 14. P. 499523.

Miles D.B., Dunham A.E. Historical perspectives in ecology and evolutionary biology: the use of phylogenetic comparative analysis // Annu. Rev. Ecol. Syst. 1993. Vol. 24. P. 587619.

Nei M., Kumar S. Molecular evolution and phylogenetics. Oxford: Oxford Univ. Press, 2000. 333 p.

OHara R.J. Homage to Clio, or toward an historical philosophy of evolutionary biology // Syst. Zool. 1988. Vol. 37, 2. P. 142155.

OHara R.J. Population thinking and tree thinking in systematics // Zool. Scripta. 1997. Vol. 26, 3. P. 323329.

Queiroz A. de, Gauthier J. Toward a phylogenetic system of biological nomenclature // Trends Ecol. Evol. 1994. Vol. 9, 5. P. 657681.

Sneath P.H.A., Sokal R.R. Numerical taxonomy: principles and practice of numerical classification. San Francisco: W.H. Freeman, 1973. 573 p.

Simpson G.G. Principles of animal taxonomy. N.Y.: Columbia Univ. Press, 1961. 247 p.

Sober E. Reconstructing the past. Parsimony, evolution, and inference. Cambridge: MIT Press, 1988. 265 p.

Sober E. The contest between parsimony and likelihood // Syst. Biol. 2004. Vol. 53, 4. P. 644-653.

Wiley E.O. Phylogenetics: the theory and practice of phylogenetic systematics. N.Y.: Wiley & Sons, 1981. 439 p.

Zimmermann W. Grundfragen der Evolution. Frankfurt a.M. : Klostermann, 1948. 221 s.

Проблематика

При изучении могут возникать проблемы:

  1. Фото 2200Выявление общих факторов эволюции.
  2. Установка связи между отдельными частями филогенеза. Это относится к онтогенезу, частной человеческой психике.
  3. Выявление главных этапов эволюции психики животных.
  4. Выделение этапов эволюции форм сознания.

Филогенез изучается исторической психологией, этнопсихологией, зоопсихологией.

Какие науки изучают возникновение и эволюцию сознания?

Изучением возникновения сознания, его эволюции занимается:

  • психология;
  • социология;
  • философия;
  • история;
  • анатомия;
  • биология.

Фото 2201Из более сложных направлений выделяются философия сознания, нейропсихология, нейрофизиология, нейробиология.

Отрывок, характеризующий Филогенез

– Un enfant? – закричал сверху француз. – J’ai entendu piailler quelque chose au jardin. Peut etre c’est sou moutard au bonhomme. Faut etre humain, voyez vous… [Ребенок? Я слышал, что то пищало в саду. Может быть, это его ребенок. Что ж, надо по человечеству. Мы все люди…]

– Ou est il? Ou est il? [Где он? Где он?] – спрашивал Пьер.

– Par ici! Par ici! [Сюда, сюда!] – кричал ему француз из окна, показывая на сад, бывший за домом. – Attendez, je vais descendre. [Погодите, я сейчас сойду.]

И действительно, через минуту француз, черноглазый малый с каким то пятном на щеке, в одной рубашке выскочил из окна нижнего этажа и, хлопнув Пьера по плечу, побежал с ним в сад.

– Depechez vous, vous autres, – крикнул он своим товарищам, – commence a faire chaud. [Эй, вы, живее, припекать начинает.]

Выбежав за дом на усыпанную песком дорожку, француз дернул за руку Пьера и указал ему на круг. Под скамейкой лежала трехлетняя девочка в розовом платьице.

– Voila votre moutard. Ah, une petite, tant mieux, – сказал француз. – Au revoir, mon gros. Faut etre humain. Nous sommes tous mortels, voyez vous, [Вот ваш ребенок. А, девочка, тем лучше. До свидания, толстяк. Что ж, надо по человечеству. Все люди,] – и француз с пятном на щеке побежал назад к своим товарищам.

Пьер, задыхаясь от радости, подбежал к девочке и хотел взять ее на руки. Но, увидав чужого человека, золотушно болезненная, похожая на мать, неприятная на вид девочка закричала и бросилась бежать. Пьер, однако, схватил ее и поднял на руки; она завизжала отчаянно злобным голосом и своими маленькими ручонками стала отрывать от себя руки Пьера и сопливым ртом кусать их. Пьера охватило чувство ужаса и гадливости, подобное тому, которое он испытывал при прикосновении к какому нибудь маленькому животному. Но он сделал усилие над собою, чтобы не бросить ребенка, и побежал с ним назад к большому дому. Но пройти уже нельзя было назад той же дорогой; девки Аниски уже не было, и Пьер с чувством жалости и отвращения, прижимая к себе как можно нежнее страдальчески всхлипывавшую и мокрую девочку, побежал через сад искать другого выхода.

Когда Пьер, обежав дворами и переулками, вышел назад с своей ношей к саду Грузинского, на углу Поварской, он в первую минуту не узнал того места, с которого он пошел за ребенком: так оно было загромождено народом и вытащенными из домов пожитками. Кроме русских семей с своим добром, спасавшихся здесь от пожара, тут же было и несколько французских солдат в различных одеяниях. Пьер не обратил на них внимания. Он спешил найти семейство чиновника, с тем чтобы отдать дочь матери и идти опять спасать еще кого то. Пьеру казалось, что ему что то еще многое и поскорее нужно сделать. Разгоревшись от жара и беготни, Пьер в эту минуту еще сильнее, чем прежде, испытывал то чувство молодости, оживления и решительности, которое охватило его в то время, как он побежал спасать ребенка. Девочка затихла теперь и, держась ручонками за кафтан Пьера, сидела на его руке и, как дикий зверек, оглядывалась вокруг себя. Пьер изредка поглядывал на нее и слегка улыбался. Ему казалось, что он видел что то трогательно невинное и ангельское в этом испуганном и болезненном личике.

Связь с онтогенезом

Связь между онтогенезом и филогенезом отражается в биогенетическом законе, который был представлен известными исследователями Ф. Мюллером и Э. Геккелем.

Онтогенез — индивидуальное развитие живых существ. Он начинается с появления зиготы и продолжается на протяжении жизни. Характеризуется онтогенез тем, что в теле живого организма происходят изменения. Они зависят от условий жизни, наследственности.

Во время филогенеза накапливаются, отбираются, закрепляются изменения индивидуального развития от предшествующих поколений. Поэтому животные развиваются аналогично предкам.

В психологической науке под филогенезом подразумевается процесс изменения, развития психики в ходе эволюции. Большинство видовых биологических особенностей человека являются устойчивыми, но психика развивается постоянно. На нее влияет особенности культурной и социальной жизни индивида. Через духовную, материальную культуру человек может воплощать достижения психического развития.

Чем полезны эти знания?

В психологии определением филогенез называют сам процесс трансформации психики в результате эволюции. Филогенетические трансформации проходят в результате перестройки онтогенезов индивида. Онтогенез рассматривает развитие особей, в отличие от филогенеза.
Люди населяют планету Земля примерно 7,53 миллиарда лет. За этот период сменилось около 1600 поколений. 1200 поколений вело пещерный образ жизни. Обучаться по книгам могли только 22 поколения. Пользоваться электроэнергией научились всего пять поколений назад. Использовать электронику в обучении начали совсем недавно.

Дагирова Лидия · 09 окт, 2019

Физиологический уровень развития психики

На этом уровне развития психики выделяется несколько этапов:

  • Первый этап рассматривает начало зарождающейся на Земле жизни, когда уже наметились две основные формы изменчивости прообразов нервных клеток с окружающей средой. Одноклеточные организмы разделились на две самостоятельные ветви, реализуемые у растений и животных. На данном этапе простейшему организму присуща такая форма физиологического отражения окружающей среды, как раздражимость. Она лежит в основе разделения на ветви. Раздражимость представляет собой изменение физиологического состояния организма под влиянием тепловых, световых, химических раздражителей;
  • На следующем этапе раздражимость вызывает процессы приспособления, которые уравновешивают состояние организма со средой. Мир растений остановился на физиологической форме отражения, а мир животных продолжил процессы усовершенствования, в результате чего сформировался новый тип раздражимости – чувствительность. Она выступает как общая способность организма к ощущению и защитному реагированию на действие раздражителя. С появлением чувствительности начинается эволюция психического отражения окружающего мира;
  • В пределах третьего этапа развития психики возникают ощущения, проявляющиеся в отражении нервной клеткой конкретных температур, световых, химических характеристик предметов и явлений, воздействующих на неё;
  • На последнем этапе возникает качественно новый вид физиологического отражения объективной действительности, в основе которой лежит объединение нервных ощущений в систему. В результате возникает восприятие. Продолжающееся объединение нервных клеток приводит к образованию нового совершенного органа – мозговой трубки, а затем спинного и головного мозга. Таким образом, наряду с физиологическим отражением появляется психическое отражение мира.

( 2 оценки, среднее 5 из 5 )

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...