Что такое утопия простыми словами, примеры утопии

Что означает слово «утопия»?

Слово утопия появилось в Древней Греции, где оно обозначалось так: «Топос» – место, «у-топос» – не место. В более широком понимании – место, которое не существует. Сегодня, это слово имеет несколько смыслов и используется по отношению к:

  1. Художественной литературе, описывающей модель фантастического мира, социально-идеального по задумке автора. Безупречный общественный строй. Примерами таких произведений могут служить: роман Ж. Верна «Таинственный остров, роман Дж. Лондона «Лунная долина».
  2. Существуют варианты применения термина в политическом смысле, при описании социальных проектов, призванных сделать жизнь населения лучше, но нереальных в осуществлении на практике. Например, теории В. И. Ленина о будущем индустриальном развитии России некоторые критики называли утопическими.
  3. Еще одно разговорное значение слова – мечта, которую невозможно осуществить, несбыточная. Например, когда вы утверждаете человеку, что его задумка нереальна, говорите: «Ты не сможешь – это утопия!» Таким образом, усиливая факт несостоятельности предстоящего события.

В любом из перечисленных случаев мы можем наблюдать определение слова, как отрицание реального положения дел.

Вид утопии из космоса

Утопия. Что такое утопия?

Утопия – это место или общество, которое представляет собой идеальный мир. Чертами совершенного государства наделяют либо существовавшие в прошлом цивилизации, либо общество предполагаемого будущего. Впервые понятие было употреблено писателем Т. Мором. Он упомянул его в своей книге «Золотая книжечка, столь же полезная, сколь и забавная о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия».

В ней оно использовалось как обозначение островка, на котором люди достигли идеальной жизни. Позже понятие стало обозначением для фантастического жанра, в котором рассматриваются образцовые государственные строи.

Предыстория

Впервые о недостижимом идеале начали задумываться еще в третьем тысячелетии до н. э. Концепция совершенного мира появилась в сказаниях народов западносемитского происхождения. Подобные идеи высказывались и в Древней Греции. В частности, об образцовом полисе рассуждал философ Платон в знаменитом диалоге «Государство». Также у греков существовал миф о «Золотом веке», в котором описывались люди, живущие в гармонии друг с другом и с природой.

В сказании упоминается тип «благородного дикаря», часто фигурирующего в подобных мифах. Такой тип людей, согласно приданию, соответствует идеальному человеку, не развращенному цивилизацией. В эпоху Ренессанса утопические концепции приобрели популярность и начали разрабатываться многими писателями и философами.

На простом языке примеры

Признаки и характерные черты

Её главный признак – это несбыточность. Она не зависит от социальных или исторических предпосылок, а является плодом фантазии автора. Поэтому ее воплощение в жизнь считается маловероятным. Также основной чертой считается абсолютное счастье и спокойствие людей. Они не испытывают голод, боль, у них не существует болезней и воин. Еще одним признаком является схожесть людей во взглядах и целях.

У такого человечества отсутствуют конфликты и разногласия, так как отсутствует индивидуальность человека. Любые процессы, которые возникают в таком обществе, протекают по определенным правилам и образцам. Цивилизация, как правило, не развивается – она изображается в статичном состоянии. Зачастую отсутствует прогресс или деградация в государствах – они неподвижно застыли во времени, и не существует предпосылок к каким-либо изменениям.

Модели и виды

За время существования термина возникли две модели утопического строя. Первая – технократическая. Ее важнейшим принципом считается научный прогресс и быстрое развитие технологий. Именно прогресс должен помочь цивилизации достичь гармонии и искоренить такие явления, как неравенство или внутригосударственные конфликты. Вторая – социальная. В ней главным способом достижения совершенства выступают сами люди. В создании утопии они опираются на единую философию, а их образ жизни подчинен нерушимым правилам и предписаниям.

Философские концепции

Утопическая реальность становилась частой темой для размышления у философов каждой эпохи. Помимо Платона о ней писал Диодор Сицилийский, историк и мыслитель. В своих работах он наделял различные острова чертами утопического государства. Плиний Старший так же брал за основу реально существующие места и описывал их жителей как образцовое общество.

Таким примером является остров Тапробана, который находится в Индийском океане. Идеи совершенной общины рассматривал испанский религиозный деятель и философ Васко де Кирога. Он считал, что идеальное человечество базируется на трех принципах:

  • абсолютное равенство между людьми,
  • отсутствие стремления к богатству,
  • а также полная умиротворенность.

Идеальный мир в литературе

  • Образ мира, в котором царит гармония и спокойствие, нашел отражение во многих произведениях мировой литературы. Одним из известнейших представителей жанра стал роман «О дивный новый мир» Олдоса Хаксли. В обществе, которое создал писатель, люди делятся на касты, в которые их определяют еще до рождения. Каждая каста занимается выбранной за них деятельностью и имеет определенные вкусы, цели и интересы. Основой философии социума является гедонизм – удовлетворение любых желаний и потребностей.
  • В романе «Современная утопия» Герберта Уэллса концепция утопического мира отходит от общепринятого образца. Уэллс рассматривает идеальное общество в динамическом развитии. Он упоминает, что совершенство можно достичь с помощью технологического прогресса. В романе, подобно Хаксли, он делит население на классы, занятые определенной работой. Но здесь класс не является навязанной людям нормой, в конкретную касту люди попадают, пройдя отбор. Отбор же производится на основе индивидуальных предрасположенностей человека.

В заключении можно сделать вывод, что всё это является красивой сказкой, несбыточной мечтой всего людского рода.

Название

Название жанра происходит от одноимённого произведения Томаса Мора – «Золотая книжечка, столь же полезная, сколь и забавная о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия» (1516 г.), в котором «Утопия» лишь название острова. Впервые же в значении «модель идеального общества» это слово встречается в книге путешествий английского священника Сэмюэла Перчеса «Паломничество» (Pilgrimage, 1613). Там же впервые употребляется и прилагательное «утопический» (utopian). Несмотря на столь позднее укрепление этого термина, первой утопией в истории европейской литературы считается модель идеального общества в диалоге Платона «Государство» (он же впервые использует слово Утопия в значении «место, которого нет» в трактате «Государство» (427–347 гг. до н. э.).

Утопия и антиутопия

антиутопия будущего

Рассмотрев, что такое утопия и каково значение ее, перейдем к еще одному термину – антиутопия. Под этим словом понимают государственный устрой, основанный на негативных факторах. То есть он отрицает возможность существования утопии, показывая, какой катастрофой обернется стремление к ней. При изначальной тенденции общества к идеалу формируется его полная противоположность.

Синоним антиутопии – дистопия, что означает “плохое место” (от греч dis topos). Определение слова “утопия” имеет однозначный ответ – это несуществующее место.

Главные герои антиутопических произведений противопоставляют себя режиму. Подобных примеров в литературе сотни. Самые известные истории этого жанра – “451 градус по Фаренгейту” (Р. Брэдбери), “1984” (Дж. Оруэлл), “Голодные игры” (Коллинз) и многие другие.

Утопизм (Лопухов, 2013)

УТОПИЯ (УТОПИЗМ) — несбыточные мечтания, стремления к построению недостижимых, идеальных общественных систем, идеальных взаимоотношений между людьми. Утопический социализм, например, исходил из древней мечты людей достичь на Земле всеобщего равенства, счастья, свободы, справедливости на основе введения общественной собственности, коллективного труда, эгалитарного (уравнительного) распределения материальных благ и безгосударственного самоуправления народов. Наиболее ярко идеи утопического социализма представлены в учениях Мюнцера, Кампанеллы, Мабли, Морелли, Сен-Симона, Фурье, Оуэна.

Классификация и признаки утопии

Многие специалисты-словесники разделяют разные утопии по присущим им признакам:

  • Технократические, суть которых в описании общественного строя, где каждый человек обеспечен всем необходимым благодаря технологическому прогрессу. Такая модель подразумевает отсутствие денег у населения за их ненадобностью. Жизнеобеспечение и экономика строится на доступных человеку ресурсах.
  • Социальные, подразумевающие возможность изменения людьми собственного общества, пришедшего в итоге, к социальному равенству и справедливости. Проще говоря, к коммунизму, когда человек человеку – товарищ и брат независимо от дохода. Это миф о возможности отменить вообще частную собственность, рыночные отношения и даже государство и религию. Все равны перед коммунизмом, труд человека только во благо общества, а не ради собственного заработка.
  • Эгалитарные – утопии, предполагающие уравнивание всех по отношению к себе. Соответственно, эгалитарное общество – общество массового уравнивания. Например, родители относятся к своим детям не как к маленьким людям, а как ко взрослым, с соответствующими обязанностями.

Главной чертой утопии является то, что создавая ее, автору нет необходимости учитывать границы реального мира. Здесь все будет зависеть от фантазии создателя.

Основные черты - запредельная мечта человечества

Утопия и антиутопия (НФЭ, 2010)

УТОПИЯ И АНТИУТОПИЯ (от греч. ού  – отрицательная частица и τόπος – место, т.е. место, которого нет) – изображение идеального общественного строя либо в якобы уже существовавшей или существующей где-то стране, либо как проекта социальных преобразований, ведущих к его воплощению в жизнь. Термин «утопия» ведет свое происхождение от сокращенного названия книги Т. Мора (1516). В 19 и 20 вв. этот термин приобрел характер отрицательного обозначения всех сочинений и трактатов, содержащих нереальные планы радикального переустройства общественных отношений.

Утопия и христианство

Литераторы считают христианство самой грандиозной утопией. Ведь заповеди Божьи учат нас не воровать, не убивать, не завидовать, уважать близких своих и относиться ко всем как к равным. Если бы все следовали библейским заповедям, это привело бы к образованию идеального общества.

Впрочем, утопические мотивы встречается во всех религиях нашего мира. Кроме этого их можно также найти в мифологии разных народов и даже в сказках, как народных, так и авторских.

Критика жанра[править]

Создатель одной из наиболее известных антиутопий Джордж Оруэлл считал, что все без исключения написанные утопии непривлекательны и весьма безжизненны. Согласно Оруэллу, все утопии похожи тем, «что они постулируют совершенство, но не в состоянии достичь счастья». В своем эссе «Почему социалисты не верят в счастье» Оруэлл соглашается с мыслью философа Н. Бердяева, который заявил, что «так как создание утопии стало людям по силам, перед обществом встала серьёзная проблема: как утопии избежать»[4]. Это цитата из работы Бердяева «Демократия, социализм и теократия» в более расширенном варианте стала эпиграфом к роману Хаксли «О, дивный, новый мир»: «Но утопии оказались гораздо более осуществимыми, чем казалось раньше. И теперь стоит другой мучительный вопрос, как избежать окончательного их осуществления […] Утопии осуществимы. […] Жизнь движется к утопиям. И открывается, быть может, новое столетие мечтаний интеллигенции и культурного слоя о том, как избежать утопий, как вернуться к не утопическому обществу, к менее „совершенному“ и более свободному обществу.»

Словарь Ушакова

Утопия

утопия, утопии, жен. (от греч. и – не и topos – место).

1. Несбыточная мечта, неосуществимая фантазия.

2. Литературное произведение, рисующее идеальный общественный строй будущего (лит.). Историк 18 в. муж. М.Щербаков написал утопию под названием “Путешествие в землю Офирскую”. (От названия вымышленной страны Utopia с идеальным общественным строем в одноименном романе англ. писателя Томаса Мора (15 – 16 вв.).)

Утопия (Кириленко, Шевцов, 2010)

УТОПИЯ (греч. u topos — место, которого нет) — подробное и всестороннее описание воображаемого, но имеющего гипотетические пространственно-временные координаты общества, являющегося воплощением идеала, желаемого будущего. Различные оттенки смысла, вкладываемого в понятие утопия, возникли при переводе греческого термина на латынь. Термин «утопия» происходит от названия книги Т. Мора, написанной в 1516 г.

Большинство утопий основано на принципе тесной связи человека и условий его жизни. Причина несчастий человека кроется не столько в его низменной природе, сколько в неблагоприятных условиях; человек способен изменяться при изменении условий его жизни; нет непреодолимого противоречия между благом индивида и благом общества; разум — основной «родовой» признак человека, поэтому, опираясь на разум, возможно на рациональных началах обустроить общественную среду…

Известные произведения

  • «Государство», Платон.
  • «Утопия», Томас Мор.
  • «Город Солнца», Томмазо Кампанелла.
  • «История севарамбов», Дени Верас.
  • «Новая Атлантида», Фрэнсис Бэкон.
  • «Что делать», Николай Чернышевский (Четвёртый сон Веры Павловны).
  • «Остров», Олдос Хаксли.
  • «Туманность Андромеды», Иван Ефремов.
  • «Полдень, XXII век», А. и Б. Стругацкие.
  • «И не осталось никого», Эрик Фрэнк Расселл.
  • «Выбраковка», Олег Дивов.
  • Цикл «Меганезия», А. Розов.

Особенности утопий в эпоху Просвещения

Основой утопизма в философии эпохи Просвещения, стал мотив путешествия в далекие неизведанные земли. Он родился из средневековых традиций описания жития святых, чьей главной целью было достижение райского сада, т. е. путешествие длиной в жизнь. Из эпохи Ренессанса, была взята и развита традиция помещать воображаемый мир на другую планету, в основном, на Луну. Государственные устои лунных жителей отличаются от земных. Главный герой произведения, попадая на Луну и знакомясь с их традициями, понимает, что такая жизнь ему нравится больше, и мечтает создать такое же государство на Земле.

Сама суть утопии постепенно изменилась. Из фантазии на тему путешествий в пространстве, она превратилась в мечту о путешествии во времени. Для этого требовалась крепкая научная база и настоящая научная революция. Основоположником нового восприятия науки стал Френсис Бэкон. Его недописанная работа «Новая Атлантида» стала первой в мире научной утопией. Он отходит от пространственного философствования к конкретному представлению о новом обществе, считающего своей главной целью развитие науки. Лондонское научное сообщество взяло описание «Дома Соломона» за основу и использовало его для создания Незримой коллегии, которая в последствие стала Королевским сообществом.

фото 903

После Английской революции, развитие утопического жанра многократно ускорилось. В это же время появился сатирический жанр негативной утопии. Его классический представитель Джонатан Свифт, который в своих произведениях высмеивал стремление найти обетованную землю.

Жанр утопии в русской литературе

Зарождение

В истории русской литературы существует также довольно прочная традиция создания утопических произведений, связанная с такими именами, как Сумароков, Радищев, Одоевский, Чернышевский, Достоевский, Салтыков-Щедрин и др. В России утопия появилась лишь в XVIII веке – в эпоху создания отечественной литературы нового времени и с этого периода начала активно развиваться, отвечая потребности русской общественной мысли. Русская утопия нередко была растворена в литературных произведениях других жанров – социальных романах, фантастических рассказах (например, утопические мотивы в «Путешествии из Петербурга в Москву» Радищева). Русская литература более богата утопическими произведениями, чем об этом принято думать. Причем эти произведения разнообразны и по своему социальному содержанию, и по своим жанровым особенностям. Здесь мы находим и утопии в духе популярного в XVIII столетии «государственного романа», и декабристскую, и просветительскую, и славянофильскую утопии, и произведения в духе утопического социализма, и сатирические утопии, предвосхитившие ставший популярным во второй половине XIX – начале ХХ века жанр антиутопии, и другие виды утопической литературы.

Большинство европейских утопий строились как путешествие или неожиданное посещение неведомой страны, которая не обозначена на географической карте. Собственно, этот традиционный сюжетный ход заимствует, например, Михаил Щербатов, описывая свою «землю Офирскую» («Путешествие в землю Офирскую»). Но чаще всего в русской литературе рассказывается о будущем, которое герой видит во сне. На этом приеме строятся рассказ Сумарокова «Сон «Счастливое общество», знаменитое описание сна из «Путешествия из Петербурга в Москву» Радищева («Спасская Полесть»), «Сон» Улыбышева, четвертый сон Веры Павловны из романа «Что делать?» Чернышевского, «Сон смешного человека» Достоевского и др.

В 1858 году А. Герцен издал в Лондоне в одной книге два сочинения – «О повреждении нравов в России» Щербатова и «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева. Он не случайно объединил эти два произведения, так как оба они являлись, по сути, документами русской критической мысли, политического радикализма. К числу декабристских утопий относится прежде всего повесть «Сон» (1819) писателя и литературного критика Александра Улыбышева, примыкавшего к декабристам, и «Европейские письма» Вильгельма Кюхельбекера. Последние написаны от  лица американца, путешествующего по Европе XXVI столетия и рассуждающего о прошлом и настоящем европейских стран. По широте охвата истории, по своему просветительскому пафосу и вере в великое будущее России утопия Кюхельбекера. Предваряет более позднюю утопию Владимира Одоевского «4338 год».

Развитие

Характеризуя развитие русской утопической литературы, нельзя обойти стороной проблему антиутопии. Чаще всего негативные утопии в России XIX века описывали всевозможные отрицательные последствия технического и научного прогресса, механизации труда и стиля жизни, предупреждали об опасности мировых войн, могущих повернуть историю вспять. Мотивы утопии явственно присутствуют у Салтыкова в некоторых рассказах: «Сон в летнюю ночь», «Скрежет зубовный», где сны выступают в ироническом контрасте с реальностью. Как сатирическую утопию можно рассматривать и некоторые страницы «Истории города Глупова». Сатирической утопией является и повесть «Жизнь человека через сто лет» Григория Данилевского. Дальнейшая эволюция русской литературной утопии тесно связана с общественной атмосферой в России конца XIX – начала ХХ века. Поражение первой русской революции (1905-1907) вызвало серьезный идейный разброд в среде русской интеллигенции и усугубило пессимистические настроения в общественном сознании и литературе. Эти настроения дают себя знать и в развитии русской утопической  прозы. Показательна в этом отношении, например, повесть Николая Федорова «Вечер в 2217 году» (1906). Труд лишен радости, сводится к бессодержательным, механическим операциям. Население разбито на сотни и тысячи, причем каждый должен носить свой рабочий номер. Стандартизации подчиняется и личная жизнь людей. Даже такая интимная область человеческих отношений, как любовь, подчинена единственной цели – выращиванию полноценного и здорового потомства. Семьи не существует, она давно отмерла как смешной и романтический пережиток.

Советская утопия

Мотивы, связанные с утопией, все чаще звучат в творчестве известных русских писателей. Несколько утопических произведений пишет Валерий Брюсов. Среди них – «Земля», «Республика Южного Креста», «Семь земных соблазнов». Здесь читатель сталкивается с впечатляющими описаниями научно-технического прогресса: высотными домами, машинами, дирижаблями, электрическим и даже «радиоактивным» освещением. В творчестве Брюсова преобладает негативная утопия. Такова, например, «Республика Южного Креста». Социалистическую утопию представляет роман «Красная Звезда» Александра Богданова. В нем писатель изобразил основанное на коммунистических началах общество будущего, которое герой, профессиональный революционер, находит на Марсе.

Советская утопия вобрала в себя те традиции русской утопической литературы, которые обозначились уже в конце XIX – начале ХХ века. С одной стороны, насущная для русской литературы тяга к социалистической утопии, с другой – это антиутопия. Видимо, не случайно в один и тот же 1920 год были опубликованы две важные утопии – антиутопический роман Е. Замятина «Мы», положивший, по сути дела, начало развитию этого жанра в мировой литературе ХХ века, и роман Александра Чаянова «Путешествие моего брата Алексея Чаянова в страну крестьянской утопии», продолживший традиции русской и европейской литературной утопии. Кстати, оба писателя за свои романы подверглись репрессиям.

Во многих социально-фантастических и утопических романах 20-х годов – В. Итина «Страна Гонгури», Я. Окунева «Грядущий мир», А. Беляева «Борьба в эфире» В. Никольского «Через тысячу лет», Я. Ларри «Земля счастливых» и других – содержатся попытки нарисовать будущее как грядущую победу коммунистического общества во всем мире. Однако социальный образ будущего в них, как правило, подменялся научно-техническими прогнозами, футурологическими предсказаниями. После бурного подъема и развития утопической литературы в 20-х годах наступил резкий спад, и начиная с 30-х годов утопии довольно редко появляются на книжных прилавках. Возрождению этого жанра в последние годы во многом способствовало развитие научной фантастики.

Утопия (Конт-Спонвиль, 2012)

УТОПИЯ (UTOPIE). То, что не существует нигде (дословно «ни в одном месте»: u-topos). Значит, утопия — это идеал? В некотором смысле да, но идеал запрограммированный и организованный, распланированный с маниакальной точностью деталей. Это идеал, не желающий быть идеалом и претендующий на звание пророчества или инструкции. Утопиями принято называть идеальные общества. В этом случае утопия выступает в качестве политической фикции, служащей не столько для осуждения существующего общества (для этого не нужна никакая утопия), сколько для того, чтобы предложить другое общество, продуманное до мельчайших подробностей, так что остается только осуществить замысел. Таковы утопии Платона, Томаса Мора (которому принадлежит честь изобретения этого слова) или Фурье…

Что такое утопия в философии?

Здесь следует рассказать о Платоне – его вкладе в фундамент утопической мысли. Он первый сформировал утопические модели, от которых затем отталкивались авторы.

  1. Платон предлагал такую схему государства, в которой идет преобразование социальных отношений путем их критики.
  2. Мир, созданный Платоном, разделен на два уровня: видимый и невидимый. Видимый – реальное общество и государство, а невидимый – образующий высший мир, существующий наряду с материальным телесным, но познаваемый с помощью восприятия. Мир же видимый – это лишь пример мира невидимого, идеи которого – модели видимых вещей.
  3. Суть платоновского государства: существует ли идеальное общество изначально, основанное на независящих от времени, места обстоятельствах?
  4. Платон не предусматривает счастья для человека, только истину соответствия предмета его предназначению. Именно в этом он видит совершенство общества.

Таким образом, Платон формулирует главный смысл утопии, ее проблему: каким должно быть общество, чтобы соответствовать истинному своему понятию. На этом и будут основываться будущие утопические проекты.

Философ на берегу утопического города

Литература[править]

  • Святловский В. В. Каталог утопий. М.— Пг., 1923. С. 5.
  • Фрейденберг О. М. Утопия // Вопросы философии, 1990, № 5, с. 141—167
  • Маннхейм К. Идеология и утопия // Маннхейм К. Диагноз нашего времени. — М., 1994. — С. 7-276.
  • Утопия и утопическое мышление: Антология зарубежной литературы / Сост. В. Чаликова. — М.: Прогресс, 1991. — 405 с.
  • Чернышов Ю. Г. Социально-утопические идеи и миф о «золотом веке» в древнем Риме: В 2 ч. Изд. 2-е, испр. и доп. — Новосибирск, изд-во Новосибирского университета, 1994. 176 с.
  • Русские утопии / Сост. В. Е. Багно. СПб.: Terra Fantastica, 1995. — 351 с.
  • Аинса Ф. Реконструкция утопии: Эссе / Пред. Федерико Майора; Пер. с франц. Е. Гречаной, И. Стаф; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького РАН. — М.: Наследие — Editions UNESCO, 1999. — 206 с — ISBN 5-9208-0001-1
  • Российская утопия: От идеального государства к совершенному обществу Философский век. Альманах. Вып. 12/ Отв. редакторы Т. В. Артемьева, М. И. Микешин. — СПб.: Санкт-Петербургский Центр истории идей, 2000.
  • Философский век. Альманах. Вып. 13. Российская утопия эпохи Просвещения и традиции мирового утопизма Философский век. Альманах. Вып. 13/ Отв. редакторы Т. В. Артемьева, М. И. Микешин. — СПб.: Санкт-Петербургский Центр истории идей, 2000.
  • Баталов, Эдуард Яковлевич Американская утопия (на английском языке). — М., 1985.
  • Баталов, Эдуард Яковлевич В мире утопии: Пять диалогов об утопии, утопическом сознании и утопических экспериментах. — М., 1989. [1]
  • «Утопия и утопическое» — материалы круглого стола // Славяноведение. — 1999. — № 1. — С. 22-47.
  • Утопия и утопическое в славянском мире. — М., 2002.
  • Геллер Л., Нике М. Утопия в России / Пер. с фр. — СПб.: Гиперион, 2003. — 312 с.
  • Гуторов В. А. Античная социальная утопия. Л., 1989.- 288 с. ISBN 5-288-00135-9
  • Артемьева Т. В. От славного прошлого к светлому будущему: Философия истории и утопия в России эпохи Просвещения. — СПб.: Алетейя, 2005. — 496 с.
  • Панченко Д. В. Ямбул и Кампанелла (О некоторых механизмах утопического творчества) // Античное наследие в культуре Возрождения. — М., 1984. — С. 98-110.
  • Мартынов Д. Е. К рассмотрению семантической эволюции понятия «утопия» // Вопросы философии. 2009. №.5. С. 162—171
  • Маркузе Г. Конец утопии // «Логос». 2004, № 6. — С. 18-23.
  • Мортон А. Л. Английская утопия. Пер. О. В. Волкова. — М., 1956.
  • Мильдон В. Санскрит во льдах, или возвращение из Офира: Очерк рус. лит. утопии и утопического сознания. — М.: РОССПЭН, 2006. — 288 с — (Российские Пропилеи). — ISBN 5-8243-0743-1
  • Егоров Б. Ф. Российские утопии: Исторический путеводитель. — СПб.: Искусство-СПБ, 2007. — 416 с — ISBN 5-210-01467-3
  • Китайские социальные утопии. М., 1987.-312 с. ил.
  • Чернышов Ю. Г. Была ли у римлян утопия? // Вестник древней истории.1992.№ 1. С. 53-72.
  • Шадурский М. И. Литературная утопия от Мора до Хаксли: Проблемы жанровой поэтики и семиосферы. Обретение острова.— М.: Изд-во ЛКИ, 2007. — 160 с — ISBN 978-5-382-00362-7
  • Штекли А. Э. Утопии и социализм. М., 1993.- 272 с. ISBN 5-02-009727-6
  • Штекли А. Э. «Утопия» и античные представления о равенстве // Античное наследие в культуре Возрождения. — М., 1984. — С. 89-98.
  • «Мир Фантастики и Фэнтези», Борис Невский «Грезы и кошмары человечества. Утопия и антиутопия»
  • Дэвид Пирс, «Гедонистический императив» (1995)
  • История литературы США, М., ИМЛИ РАН, 2003, раздел «Утопический роман».
  • Путь к утопии в американском романтизме — в кн. Шогенцукова Н. А. Лабиринты текста, Нальчик, 2002.

Утопия и антиутопия (Фролов, 1991)

УТОПИЯ и АНТИУТОПИЯ (греч и — не, нет и topos — место, буквально— «место, которого не существует»). Утопия — модель определенного вымышленного, но опирающегося на некоторые реальные социальные структуры об-ва как воплощения социального идеала. Вследствие практической неосуществимости такого идеала понятие «утопия» приобрело метафорический характер и стало синонимом любого научно не обоснованного проекта (социального, технического и т. п.). Утопические представления сопутствуют всей истории социальной мысли, начиная с представлений о «золотом веке» древнегреческого поэта Гесиода (8—7 вв.

Утопия и религия

Никакая религия не обходится без утопии. Соответственно, самой первой грандиозной утопией стало христианство. Ведь если перечитать библию, можно понять, что цель ее – создание безупречного человека и формирование таким образом совершенного общества.  Чему нас учат заповеди:

  • Не укради.
  • Не завидуй.
  • Не сделай себе кумира. То есть все равны друг перед другом.
  • Не убивай.
  • Уважай родителей своих и близких.

Не такие ли пункты могли стать основой конституции идеального государства.

Рассуждать об утопии можно долго, делая выводы и обоснования, приводя примеры. Тема эта еще не раскрыта до конца. Что такое утопия разобрать до основания можно, наверное, лишь придумав свой вариант развития событий. Может быть, тогда, нам все же и удастся создать идеальный безупречный вариант общественного строя.

Основа конституции и религии

Видео: любить всех – это утопия?

Далее в ролике профессор Анатолий Ватман расскажет, возможно ли любить всех сразу, или это утопия, а также о значении этого слова:

Предложения со словом «утопия»

Сдается, в романтических грезах Россия видится Алексею опять во власти только не коммунистической утопии, а эдакого просвещенного мракобесия.

Почему в моей стране массами вновь овладевают утопии и обожествление власти, почему история не хочет найти альтернативу насилию, почему вновь столь грубо и цинично растаптываются идеи свободы?

К такому Пушкину, хочет сказать Леонтьев, просто не имеет отношения пушкинская утопия Достоевского.

Виды утопии

Различают две разновидности утопии:

  1. Технократическая. То есть социальные проблемы решаются путем ускорения научно-технического процесса.
  2. Социальная, которая предлагает решение проблемы через изменение общественного строя.

Утопия и научная фантастика

утопия будущего

Мнения литературоведов об утопии и научной фантастике разнятся. Одни считают, что они тесно связаны между собой, но относятся к разным жанровым категориям. Другие уверены, что классическая утопия трансформировалась в научную фантастику под гнетом современности. Ведь многие произведения писателей-фантастов либо представляют собой романы-утопии, либо выполняют их функцию – изображение мира, противоположного нашему. К примеру, “Туманность Андромеды”, “Час Быка” Ефремова, а также “Полдень, 22-й век” братьев Стругацких.

А вот во второй половине 80-х годов появляются две антиутопии, которые характеризуют будущее как полную катастрофу. Это “Невозвращенец” Набокова и “Москва-2049” Войнича. При этом сами произведения очень разные. Первая представляет собой мрак и ужас, вторая наполнена безудержной фантазией автора и сатирой. Это подтверждает, что утопия как жанр продолжает жить в литературе.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...