Что такое рационализм

Содержание

Понятие рационализм и его происхождение

фото 760

Впервые этот термин употребил Френсис Бэкон, в то время как философы, живущие до него, пытались объяснить это понятие. Рационализм в философии не принадлежит к какому-то конкретному течению, поскольку роль разума признают многие философы. Но взгляды на него отличаются: они могут быть умеренными, когда человек признает, что разум занимает важное место в познании, но не единственное; и радикальным, когда человек признает важность только разума.

Рационалисты придерживаются мнения, что опыт не имеет значения, если нет разума. Также они считают, что при наличии разума человек совершает открытия, даже если у него нет опыта. Рационалисты считают, что признаки достоверного знания нельзя получить исходя из опыта. К этим признакам относятся:

  • всеобщность;
  • необходимость.

Трактовка этого термина различается в зависимости от конкретного мыслителя и исторической эпохи, когда оно было сформировано. Так как философия – наука, зависимая от уровня культуры и потребностей общества в определенный момент времени, то понятия, входящие в нее, меняются с ходом времени.

Читайте также

21. Становление и развитие позитивизма, его этапы и представители (О. Конт, Г.Спенсер, Д.С.Милль, Э.Мах, Р.Авенариус, Богданов.)

21. Становление и развитие позитивизма, его этапы и представители (О. Конт, Г.Спенсер, Д.С.Милль, Э.Мах, Р.Авенариус, Богданов.)Одно из самых влиятельных направлений современной классической философии. Позитивизм (pozitivus — положительный) возник в 1830–1840 гг во Франции. Его

КРИЗИС РАЦИОНАЛИЗМА В СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ[133]

КРИЗИС РАЦИОНАЛИЗМА В СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ[133](Виндельбанд. Прелюдии)В хорошем русском переводе появилась книга, признанная почти классическим и самым изящным изложением системы критического идеализма. «Прелюдии» Виндельбанда занимают видное место в современной

2. Становление и развитие марксистской социальной философии и ее проблематики

2. Становление и развитие марксистской социальной философии и ее проблематикиПараллельно с позитивистским развивалось марксистское направление социальной философии, представленное в трудах К. Маркса (1818—1883), Ф. Энгельса (1820—1895) и их последователей. Главной его

56. Рене Декарт – основатель рационализма

56. Рене Декарт – основатель рационализмаРене Декарт (1596–1650) – французский математик и философ. Сводил роль опыта к простой практической проверке данных интеллекта. Источником познания и критерием его истинности признавал разум (мышление).Он стремился разработать

§ 1. Становление «нового рационализма»

§ 1. Становление «нового рационализма»По-видимому, известную роль в формировании специфических моментов концепции Мейерсона сыграли факты его биографии. Если неокантианцы были либо математиками по образованию, либо группировались вокруг математических школ, а

23. Движение. Движение как способ существования материи. Становление, изменение, развитие. Основные формы движения

23. Движение. Движение как способ существования материи. Становление, изменение, развитие. Основные формы движенияДвижение в философии — это всякое изменение вообще.В это понятие входят:1. Процессы и результаты взаимодействий любого рода (механические, квантовые,

Становление и развитие коммунистической формации

Становление и развитие коммунистической формации«Анти-Дюринг» дает ориентиры и для исследования ряда проблем развития коммунистической формации, рубежей ее зрелости, особенностей ее этапов. Речь прежде всего идет о соотношении социализма и коммунизма, об

Становление и развитие первобытного строя

Становление и развитие первобытного строяВоспроизведя в своей книге разработанную Морганом структуру эпохи дикости, Энгельс в значительной мере проясняет и углубляет ее материалистическую сущность. Он анализирует формирование речи, переход к постоянному

Глава 13. ПОСТУЛАТЫ РАЦИОНАЛИЗМА

Глава 13. ПОСТУЛАТЫ РАЦИОНАЛИЗМАМы только что сказали, что именем науки и философии, квалифицируемых как «рациональные», современные люди думают исключить всякое «таинство» из мира, как они его себе представляют, и можно было бы сказать, что чем ограниченнее концепция,

Уязвимость веберовского рационализма

Уязвимость веберовского рационализмаПо мнению Вебера, наиболее податливой для систематизации и порядка («рационализирования») была «внешняя организация» мира. К ней он относил экономику, право, технику, науку, государственное устройство. Одновременно ученый пытался

Глава № 9. Философия права, ее становление и развитие в западноевропейской традиции

Глава № 9. Философия права, ее становление и развитие в западноевропейской традиции§ 1. Предпосылки европейской философии праваИстоки «философии права» следует искать в античности, где субъектом законодательной и исполнительной власти выступало народное собрание

Глава 10. Становление и развитие философии права в отечественной традиции

Глава 10. Становление и развитие философии права в отечественной традиции§ 1. Исторические этапы развития отечественной философско-правовой мыслиГенезис правовой мысли следует связывать с расцветом киевской государственности (XI век), когда наставник Ярослава Мудрого

Уязвимость веберовского рационализма.

Уязвимость веберовского рационализма.По мнению Вебера, наиболее податливой для систематизации и порядка («рационализирования») была «внешняя организация» мира. К ней он относил экономику, право, технику, науку, государственное устройство. Одновременно ученый пытался

Глава II. Догматические предпосылки докантовского рационализма

Глава II. Догматические предпосылки докантовского рационализмаДекарт начинает свою философскую систему доказательством того, что всякое переживание, поскольку мы относим его к внешнему миру, может оказаться недостоверным. Палка, погруженная в воду, кажется

Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.

Что есть рационализм в классическом его понимании?

признаки рационального человека

Есть вопрос и ответ на него. Проблема и ее решение, которое можно найти при помощи разума. Нет нематериального или же не созданного для понимания в этом мире, поскольку вся Вселенная материальна. Примерно так можно описать рационализм. Это своеобразная установка для последователя, который оценивает окружающее пространство исключительно в качестве вопросов и ответов. Он пытается постигнуть происходящее, руководствуясь своим ментальным сознанием.

Также рационализм – это превалирование доводов разума над голой убежденностью. Фактически данная идея стоит у истоков философии, призванной объяснить разумному человеку то, как устроен мир. Нередко рационализм проявлял себя в натуре и поведении великих математиков и физиков, которые как раз занимаются тем, что делят и систематизируют окружающее пространство, давая возможность понять и принять его.

Рационализм (Брокгауз и Ефрон)[править]

Рационализм – признание за человеческим разумом высшего и решающего значения: 1) в практической жизни людей и народов, 2) в науке и 3) в религии. В первом отношении Р. сталкивается с житейским консерватизмом и с “историческим воззрением”, во втором – с эмпиризмом, в третьем – с традиционализмом, супранатурализмом и мистикою. Во всех этих столкновениях необходимо с обеих сторон различать право от притязаний. Несомненно, что в известном смысле разуму принадлежит решающий голос оттносительно всякого явления и в жизни, и в науке, и в религии. Пределы верховных прав разума зависят от самой его природы, поскольку он есть сила контролирующая, а не творческая. Ни в жизни, ни в науке, ни в религии разум не рождает и не перерождает из самого себя никакого действительного содержания, а только обусловливает формально своими логическими требованиями самосознание и самооценку данной действительности, а через это делает ее способною к переходу в новые, лучшие образы бытия. Когда против Р. утверждается, что жизнь получает свои высшие начала не из разума, а из истории, то следует решить, приписывается ли здесь истории определенный смысл или нет; если приписывается, то этот действительный смысл в своем развитии составляет столько же рациональное, сколько и историческое основание человеческой жизни; если же никакого определенного смысла за ходом истории не предполагается, то нет мерила для различения между случайными и необходимыми историческими явлениями и против Р. выставляется только слепой произвол. Верховные права разума в области науки оспариваются во имя опыта; но и тут есть недоразумение. Мы все познаем из опыта, но самый опыт обусловлен природою разумного мышления, так как если бы мы не мыслили по принципу тождества, противоречия, достаточного основания, то эмпирические данные не могли бы сохраняться и слагаться в определенное умственное целое. Принциниальное противоречие между Р. и традиционализмом возникает тогда, когда, с одной стороны, известные предания заранее признаются неприкосновенными для всякой разумной критики, а с другой стороны, всякое предание заранее отвергается как неразумное. Не будучи источником какого-нибудь предания, разум является необходимым условием для оценки достоинства и значения всяких преданий. Если в каком-нибудь обществе стала раскрыта множественность противоречащих преданий, подлежащих сравнению друг с другом, то выбор между ними необходимо требует рассуждения, зависящего от разумных условий достоверности. Таким образом, безусловное противоположение между Р. и традиционализмом не может быть последовательно удержано. Столкновение Р. с супранатурализмом происходит от недоразумений в понятии чуда (см.). Р. как безусловный принцип доходит до крайнего утверждения и самоопровержения в панлогизме Гегеля (см.), по которому разумное отчетливое мышление (включающее в себя и рассудок, как главный служебный момент) признается не только формальным условием всякого человеческого познания (это значение принадлежит ему в действительности), а настоящей причиной самого бытия, всецелой и себе довлеющей. Возведенный в это абсолютное значение, человеческий разум не обнаружил, однако, положительной творческой силы, и философский Р. после двусмысленного сближения с материализмом (см. Фейербах) не поддерживает более своих абсолютных притязаний в области знания и бытия. В специальном смысле Р. обозначает направление в протестантском германском богословии, возникшее сначала (в XVIII в.) под влиянием английского деизма, а потом развившееся преимущественно на почве критического изучения Свящ. Писания. См. Христианство.

Зарождение идеи рационализма

Сократ. Первые идеи рационализма появились в эпоху античности. Например, в философии известного древнегреческого философа Сократа прослеживается рационалистическое понимание мира и человека, который, прежде всего, должен познать себя. По мнению Сократа, знание – это благо, а невежество – зло. Для того, чтобы человек вел себя нравственно, ему нужно знать о том, что хорошо, а что плохо. Зная как поступать хорошо, люди не будут делать по-другому, ведь никто не станет сознательно совершать ошибки.

maxresdefault-min.jpg

Сократ

Рационализм Сократа называют этическим, поскольку его учение ориентировано на понимание нравственного самоопределения человека, основой которого выступает его разум, знание. Сократ не оставил после себя никаких записей, потому что обучал людей, проводя с ними живые беседы. Однако мы знаем об основных взглядах учителя, благодаря его последователям. Одним из знаменитых его учеников был Платон, произведения которого написаны в виде диалогов.

Платон. Платон полагал, что материальный, видимый и осязаемый мир есть лишь отражение мира идей. Поскольку материальные вещи изменчивы и непостоянны, то они не соответствуют устойчивым понятиям. Например, понятие прекрасного. В реальном мире существует множество прекрасных вещей: цветы, красота женщины, и т.д. Но это качество «прекрасного» непостоянно: цветок завянет, женщина постареет и ее внешность изменится.

00000894.jpg

Платон

Поэтому Платон рассудил, что объекты чувственного мира не могут быть источником понятий. Поскольку само понятие «прекрасного» неизменчиво, его объектом должно быть тоже нечто постоянное. И далее Платон предположил, что существует некий мир идей, в котором находится душа до рождения. В отличие от мнения, что постижение мира основывается на телесных чувствах и ощущениях (как считало большинство древнегреческих философов), Платон решил, что только разумная часть души может познавать.

Например, человек видит благодаря органам зрения, ощущает прикосновение и т.д., это является чувственным познанием. Вместе с тем, существуют и другие знания, недоступные телесному восприятию. Каким органом тела можно познать справедливость или тождество? Платон делает следующий вывод: познание есть припоминание душой того, что она созерцала, находясь в мире идей. Таким образом, в основе учения Платона о постижении мира лежит идея о рациональном, а не чувственном познании.

Суть рационализма

рациональный человек это

Рациональный человек – это вовсе не фанатик и не последователь культа. Само течение не обладает характерными чертами идеи, пригодной для формирования круга последователей. Можно сказать, что рационализм – это курс, который человек может выбрать сознательно. Правда, способен сделать это тот, кто убежден в царствовании разума над иррациональным стремлением придать той или иной вещи нематериальную и необъяснимую природу.

Не стоит наделять рациональное мышление чертами негативизма, поскольку эту не так. Сторонник этого мировоззрения не отрицает факт, но пытается найти ему объяснение с помощью разума. Рациональные и иррациональные люди – это заядлые оппоненты в дискуссии. Некоторые сторонники второго лагеря даже указывают на Канта, ошибочно полагая того рационалистом, принявшим тот факт, что существует необъяснимое. Впрочем, не стоит путать иррационалистов с обычными фанатиками.

Сократ

Nosce te ipsum — самое известное изречение, которое относят к Сократу. Философ основным принципом обозначил «познание самого себя», поэтому к его заслугам относят так называемое «открытие человека» — он первым обратил на человека достаточное внимание и сместил акценты с вопросов мироустройства и космогонии на вопрос человека.

К рационализму его относят постольку, поскольку под познанием он понимал именно разумное познание. А знаменитый метод такого познания как раз описан в диалогах Платона — метод наводящих вопросов.

Кем представляются рационалисты

рациональный человек характеристики

Зачастую это люди, деятельность которых напрямую связана с мыслительным процессом. Характеристики рационального человека – это открытость мышления, пытливость ума, готовность постигать новое и страстное желание получать знания. Они скептически относятся к прописным истинам, навязанным обществом и подвергают сомнению любой факт, который не был доказан, например, математической теоремой, то есть способом, возможным к повторению.

Нередко рационализм просыпается в перфекционистах, поскольку и тех и других не устраивает определенный объект, вернее, его природа, в сложившейся картине мира. В попытке восстановить свой баланс они стремятся любой ценой придать характеристику предмету, что порой вызывает непонимание у людей более творческих, воспринимающих окружающее таким, какое оно есть, не задавая вопросов.

Примечания[править]

  1. Lisa Montanarelli (book reviewer). Spinoza stymies ‘God’s attorney’ — Stewart argues the secular world was at stake in Leibniz face off, San Francisco Chronicle (January 8, 2006). Проверено 8 сентября 2009.
  2. Kelley L. Ross. Baruch Spinoza (1632-1677). History of Philosophy As I See It (1999). — «Хотя для Спинозы все есть Бог, и все есть Природа, его дуализм активного и пассивного позволяет нам понять, если мы того желаем, нечто большее, чем просто традиционные термины. Natura Naturans – это самая божественная сторона Бога, вечная, неизменная и незримая, в то время как Natura Naturata – это наиболее естественная сторона Бога, преходящая, изменяющаяся и видимая.»  Проверено 7 декабря 2009. Архивировано из первоисточника 2 марта 2012.
  3. ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 Anthony Gottlieb. God Exists, Philosophically, ‘The New York Times: Books’ (July 18, 1999). Проверено 7 декабря 2009. «Спиноза, голландский мыслитель XVII века, еврей по происхождению, не только проповедовал философию терпимости и доброжелательности, но и сам вел подобный образ жизни. И при жизни, и после его подозревали в атеизме, но даже его враги вынуждены были признать, что он вел жизнь святого.».
  4. ↑ 4,0 4,1 4,2 ANTHONY GOTTLIEB. God Exists, Philosophically (review of “Spinoza: A Life” by Steven Nadler), The New York Times — Books (7 сентября 2009). Проверено 7 сентября 2009.
  5. ↑ 5,0 5,1 5,2 Michael LeBuffe (book reviewer). Spinoza’s Ethics: An Introduction, by Steven Nadler, ‘University of Notre Dame’ (5 ноября 2006). Проверено 7 декабря 2009. «Spinoza’s Ethics is a recent addition to Cambridge’s Introductions to Key Philosophical Texts, a series developed for the purpose of helping readers with no specific background knowledge to begin the study of important works of Western philosophy…».
  6. EINSTEIN BELIEVES IN “SPINOZA’S GOD”; Scientist Defines His Faith in Reply, to Cablegram From Rabbi Here. SEES A DIVINE ORDER But Says Its Ruler Is Not Concerned “Wit Fates and Actions of Human Beings.”, ‘The New York Times’ (April 25, 1929). Проверено 8 сентября 2009.
  7. Spinoza, “God-Intoxicated Man”; Three Books Which Mark the Three Hundredth Anniversary of the Philosopher’s Birth BLESSED SPINOZA. A Biography. By Lewis Browne. 319 pp. New York: The Macmillan Com- pany. $4. SPINOZA. Liberator of God and Man. By Benjamin De Casseres, 145pp. New York: E.Wickham Sweetland. $2. SPINOZA THE BIOSOPHER. By Frederick Kettner. Introduc- tion by Nicholas Roerich, New Era Library. 255 pp. New York: Roerich Museum Press. $2.50. Spinoza, ‘The New York Times’ (November 20, 1932). Проверено 8 сентября 2009.
  8. Spinoza’s First Biography Is Recovered; THE OLDEST BIOGRAPHY OF SPINOZA. Edited with Translations, Introduction, Annotations, &c., by A. Wolf. 196 pp. New York: Lincoln Macveagh. The Dial Press., ‘The New York Times’ (December 11, 1927). Проверено 8 сентября 2009.
  9. IRWIN EDMAN. The Unique and Powerful Vision of Baruch Spinoza; Professor Wolfson’s Long-Awaited Book Is a Work of Illuminating Scholarship. (Book review) THE PHILOSOPHY OF SPINOZA. By Henry Austryn Wolfson, ‘The New York Times’ (July 22, 1934). Проверено 8 сентября 2009.
  10. ROTH EVALUATES SPINOZA, ‘Los Angeles Times’ (Sep 8, 1929). Проверено 8 сентября 2009.
  11. SOCIAL NEWS BOOKS. TRIBUTE TO SPINOZA PAID BY EDUCATORS; Dr. Robinson Extols Character of Philosopher, ‘True to the Eternal Light Within Him.’ HAILED AS ‘GREAT REBEL’; De Casseres Stresses Individualism of Man Whose Tercentenary Is Celebrated at Meeting., ‘The New York Times’ (November 25, 1932). Проверено 8 сентября 2009.

Средневековье и эпоха Возрождения

Религия занимала важное место в обществе, а божественное начало является источником бытия и целью, к которой стремятся люди. Основными представителями этого времени являлись Фома Аквинский, Николай Кузанский, Эразм Роттердамский, Лютер, Цвингли и другие.

Фома Аквинский признавал подчинение разума божественному началу, но в научных знаниях, таких как математика, природа или этика, он занимал главенствующую позицию и являлся признаком разумного человека.

Николай Кузанский выдвинул идею о том, что человеческий разум бесконечно приближается к божественному в развитии, но никогда не приблизится. Хотя человек не достигнет той полноты, которой обладает божественный разум, он никогда не прекратит приближаться к нему.

В эпоху Возрождения развивается идея гуманизма, которая противоречит идеям Реформации, и воспринимается как идея, которая подорвет веру человека в Бога.

Рационализм и эпоха Просвещения

Родоначальником рационализма в узком смысле является Рене Декарт. Cogito ergo sum, с латыни «мыслю, следовательно существую», а также ego cogito (по сути, первая часть предыдущего предложения) — или «я мыслю» (что в дальнейшем Кант обозначит как известнейший паралогизм) — кредо французского философа, то, что он обнаруживает в ходе дедукции и метода рационального сомнения.

Инфографика Рационализм Рене Декарта

Я мыслю, и это единственное, в чём я не могу сомневаться — таков ход его рассуждений. Соответственно, только знания, полученные в ходе интеллектуального, а не чувственного познания и проверенные в ходе сомнений истинны.

Декарт являлся дуалистом, в основе его картины мира лежат вещь мыслящая (res cogitans), или человеческое сознание; и вещь протяжённая (res extensa) — природа, природные предметы.

Бенедикт Спиноза — ещё один рационалист — в своей философии пытался преодолеть этот дуализм, положив в основу мира единую субстанцию.

Субстанция Спинозы тождественна природе и тождественна Богу. Протяжённость и мышление — понятия, которые мы видим у Декарта — выступают главными атрибутами.

Гносеологическая концепция Спинозы описывает три вида познаниячувственное, которое является самой низкой ступенью; рациональное, позволяющие познавать модусы атрибутов; и интуитивное, скорее близкое к религиозному, а потому доступное только малой группе людей.

инфографика Онтология Спинозы

Похожие работы

  • Философия Нового времени – эмпиризм
  • Философия нового времени
  • Философия Нового времени: понятие эмпиризма и рационализма
  • Философия Нового времени: философские мысли
  • Философия Нового времени: основатели
  • Философия Нового времени
  • Эмпиризм и рационализм философии Нового времени
  • Философия Нового времени: основы эмпиризма и рационализма

Иммануил Кант

Немецкий классический философ внёс новый смысл в понятие рационализма. Он понимал, что критика предыдущих философов ни к чему не приведёт, и изучать нужно саму познавательную способность.

Кант признавал важность опыта, поскольку именно через наши чувства мы взаимодействуем с миром вещей, однако именно в мышлении мы познаём, синтезируем представления в единые образы и так далее.

Кант критиковал предшественников рационалистов и эмпириков, хотя и многое заимствовал у них. Главная их ошибка в недооценивании одной или другой формы познания — Кант же признаёт важность обеих.

Рационалист же он по праву, поскольку признаёт главенство человеческого разума и верит в возможности разума, до определённых пределов.

Инфографика Кант и дилема

Принципы рационализма

как стать рациональным человеком

Течение во многом формируется благодаря тем или иным краеугольным камням, заложенными его исследователями и основателями. Таким фундаментом в случае с рационализмом выступают его принципы:

  • Знание добывается разумом. Любая информация, навык должны постигаться умом человека. Фактически знание является продуктом исследования того или иного объекта мыслью индивида. Оно бесценно. Именно знание является главной ценностью сторонников рационализма.
  • Мир материален. Рационалисты верят, что весь окружающий мир материален и пригоден к познанию. Объекты, отдаленные от человечества, являются лишь вещами, скрытыми от мысли, но узнать их можно, воспользовавшись новым знанием. Таким образом цикл познания замыкается. Поэтому некоторые люди называют рационализм бесконечной гонкой за знанием ради самой информации, а не высшей цели.
  • Наука превыше всего. Все в этом мире может быть опознано и исследовано с помощью научного инструментария. Рационалисты ставят науку в качестве единственно возможного способа познать себя и мир.
  • “Духовное” не существует без материального. Под духовным в этом случае подразумевается, например, чувство прекрасного или хороший вкус. Они являются продуктом ментального восприятия человека, которое, в свою очередь, базируется на мыслительном процессе, разуме, материальном по своей природе.
  • Нравственность является продуктом материального, поскольку призвана воспретить и препятствовать нанесению урона объекту, способному породить мысль.

Рациональные люди нередко дисциплинированы и во многом полагаются на свой разум. Не стоит ждать от них поддержке в спиритизме или окультизме, сторонник этого течения просто не поймет говорящего. Впрочем, как уже упоминалось ранее, рационалисты открыты для нового знания.

Основы течения

рационализм это

Большинство исследователей сходятся во мнении касательно того, где именно появился рационализм. Его основоположником стал Сократ (приблизительно 469-399 до н. э., Древняя Греция), который призывал познать себя до того, как исследовать мир. Хоть он и не был убежденным сторонником мировоззрения, но все же сформировал его основы. Позднее, идею рационализма довели до ее логического завершения ученые Декарт, Лейбниц, Спиноза, сторонники точных наук и привнесшие в свои отрасли определенный фактор упорядоченности. Эпоха “Просвещения” считается периодом, когда рационализм вышел на первое место. Человек обрел возможность мыслить о возвышенном и заниматься изысканиями, поскольку более не находился в постоянном поиске пропитания или же в попытках выжить. Это открыло путь науке.

Карл Поппер

Карл Поппер многими оценивается как один из последних рационалистов. Его критический рационализм заключался в определении научности знания, с этой целью он разработал метод фальсификации.

Суть метода состоит в том, что научно обоснованным может называться знание, которое успешно проверяется или фальсифицируется (опровергается) с помощью эксперимента. Данная концепция во многих отраслях научного знания до сих пор остаётся актуальной.

Противопоставление эмпиризму

рациональное мышление

Несмотря на то что идеи рационализма и эмпиризма нельзя противопоставлять в первичном их виде, сторонники этих двух идей мировоззрения нередко вступают в конфронтацию касательно методики познания мира. Так, к примеру, рационалисты выступают за придание объекту качественной характеристики на основе лишь мыслительного процесса, тогда как эмпирик должен его потрогать, попробовать, испытать. Противопоставление мысли опыту нелогично, но все же имеет место. Непосредственно сам Лейбниц в своей работе “Монадология” отмечает:

“Мы все на три четверти эмпирики.”

Это указывает на то, что сторонники рационализма нередко являются эмпириками и наоборот.

Бенедикт Спиноза

Это философ – рационалист из Нидерландов, родившийся в 1632 году и умерший в 1677 году. Он отвечал на главные вопросы, интересующие человечество, исходя из рационалистической идеи. Он также провозгласил, что Бог существует только в философском смысле.

Спиноза придерживался мнения, что мир познаваем. Но человек познает его поверхностно, если руководствуется только своими чувствами. При помощи разума человеку открывается истина.

Одно из известных произведений Бенедикта Спинозы – «Этика», которое впоследствии многие философы подвергли критике. Спиноза использовал дедуктивно-геометрический метод в своем произведении, то есть сначала объяснил простые понятия, затем сформировал аксиомы, из которых вывел теоремы.

Спиноза считал, что взаимоотношения между людьми – это рациональная необходимость. Идея Спинозы не нашли отражения у многих других философов. Многие из них считали его геометрический метод сложным для понимания. Гете говорил о том, что в некоторых местах он не понимал мыслей Бенедикта. Альберт Эйнштейн интересовался его идеями.

Готфрид Вильгельм Лейбниц

Философ из Саксонии, родившийся в 1646 году в Лейпциге и умерший в 1716 году. Он придерживался мнения о врожденности души, и предшествии интеллекта опыту. Но он не в полной мере поддерживал теорию Декарта о том, что в определенном мире душа человека знала все.

По мнению Лейбница, мы не рождаемся с актуальным знанием, а постигаем его в течение жизни. Но в нас заложен определенный потенциал к познанию.

Этот мыслитель выделил два вида истины:

  • разума;
  • факта.

Истиной разума являются те факты, противопоставление которым невозможно из-за логики. Они построены на неизменных теориях и истинах, которые исключают третий вариант. Сюда относятся законы математики и логики.

Истины факта – это суждения, которым можно противоречить. Тот факт, что человек идет – истина, но он остановится – и это уже не будет истиной.

Чтобы найти истину достаточно существующих теорий, а чтобы найти истину факта, необходимы основания, доказывающие, что суждение является верным.

Вклад Канта

рациональные и иррациональные люди

Сторонники идей Канта наверняка осведомлены о том, что этот философ начинал в качестве рационалиста. Позднее он трансформировал классическую идею познания мира через мысль и опыт в нечто единое – трансцендентальный идеализм. В его понимании определение природы объекта с помощью разума и опыта является взаимодополняющими понятиями, служащими единственной цели – поиску знаний. Он создал определение “вещь в себе”, что означает некий объект, который невозможно определить и приписать ему характеристики. Более того, такой предмет не следует изучать. Он считал, что работа разума начинается тогда, когда мысль доходит до порога известного.

Понимание мировоззрения

Стать рациональным человеком не так просто. Для этого нужно потрудиться. Итог во многом зависит от принятия индивидом мировоззрения этой категории людей. Признаки рационального человека – это вовсе не рост, вес или же тип темперамента. Важно также понять, это не культ – рационалистом может быть, например, учитель, шахтер, бизнесмен и даже уборщик, который ночью читает труды по биологии. Эти люди не стремятся получить признание, их истинный Грааль – это понимание всего сущего, бесконечное знание, характеристики всех объектов. Научится этому чрезвычайно трудно, кроме того, процесс предполагает отказ от принятых ранее истин. Рациональный человек – это тот, кто ставит под сомнение все, включая собственную осведомленность.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...