Что такое постмодерн?

Постмодернистская модель философии

фото 550Возникновение постмодерна относится к пятидесятым годам ХХ века, когда началось проявление пост индустриализации в различных странах мира – Италии, США, Японии, но впервые течение приобрело осознанную, общепринятую форму после выхода в свет книги «Состояние постмодерна» Лиотара в конце семидесятых. Издание подвергалось критике, у него появились приверженцы, общественное признание.

Уже в восьмидесятых годах сформировалось становление направления, которое распространилось по всему миру, стало модным, триумфально востребованным. Трудно в то время было не стать его представителем.

Постмодернистская философия характеризуется такими принципами – профессиональная востребованность, финансовый успех, которых необходимо достичь как можно раньше. Ради них адепты были готовы идти на жертвы. Правила морали перестали обладать ценностью, духовность потеряла значимость. Важными стали клиенты, потребители. Интеллигенция прильнула к простому народу (аморфной массе), на ее место пришли интеллектуалы одного дня.

Мода, реклама считаются основополагающими аспектами культуры. Мода заменяет собою религию, мифологию, науку, философию, оценивает по внешнему виду, эффектности, устанавливает рамки. Что не соответствует моде – не имеет возможности на существование. Недостатками последней считаются мимолетность, скоротечность. Благодаря им философия постмодернизма неустойчива, зыбка.

фото 551

Отдельное место занимает в прорывном течении политика. Неотъемлемой частью постмодернизма является театрализация. Во всех сферам жизни она играет ключевую роль, выставляет общественные процессы в виде яркого постановочного шоу, спектакля. Политика не исключение – серьезная активная деятельность уступает место театральному зрелищу, которое выступает местом эмоциональной разрядки социума. Оно лишено глубины, поиска истины, поэтому не приводит к революциям. Речь больше не идет о жизненно важных вопросах, бытии. Центровая роль игрового направления не уменьшается, наоборот, возрастает, так как подвергает общество настроенческому азарту. Политика становится религией прогрессивного модернизма.

Развитие постмодернизма

Истоки постмодернизма — это сам закономерный исторический процесс. Конец XX века характеризуется стремительным развитием науки и техники, из-за этого многие истины, казавшиеся незыблемыми, становятся предрассудками старших поколений. Переживают кризис религия и традиционная мораль, все каноны и устои требуют пересмотра. Однако они не огульно отрицаются, как в эпоху модернизма, а переосмысливаются и находят свое воплощение в новых формах и смыслах. Это связано еще и с тем, что человек получил почти неограниченный доступ к всевозможной информации. Теперь, умудренный опытом и отягощённый знанием, он стар с рождения. Все то, что предки воспринимали серьезно, он видит в свете иронии. Это своеобразная защита от той информации, которую раньше умело маскировали и недоговаривали СМИ. Постмодернистский человек видит и знает больше, чем его предки, поэтому он склонен скептически относиться ко всему, что его окружает. Отсюда и основная тенденция постмодернизма – все сводить к смеху, ничего не принимать всерьез.

Отношение к природе и обществу к концу 20 века тоже меняется: человек чувствовал себя практически всемогущим в природе, но при этом он — винтик во всей общественной системе, один из миллионов. Однако революции, войны, стихийные катаклизмы показали людям, что не все так однозначно. Стихии берут верх над беспомощными землянами, а государство можно и обойти, используя потайные закоулки всемирной сети. Нет больше необходимости в постоянной работе, можно путешествовать и развивать свое дело одновременно. Однако не все могут переключиться на новый лад, а потому возник кризис мировоззрения. Люди больше не ведутся на старые трюки властей и рекламных слоганов, но им нечего противопоставить этому затхлому миру. Так, период модерна закончился и начался новый – постмодерн, где несочетаемое мирно соседствует друг с другом в эклектичной пляске на могиле прошлого. Таков облик постмодернизма в истории.

Родина постмодернизма — США, именно там развивались поп-арт, битники и другие постмодернистские течения. Исходное начало в статье Л. Фиднера «Пересекайте границы – засыпайте рвы», где автор призывает к сближению элитарной и массовой культуры.

Что было до постмодерна?

Если существует нечто после модерна, можно предположить, что и до модерна что-то существовало. Этим чем-то является премодерн. В целом, всю историю человеческой мысли можно разделить на три категории: премодерн (традиционное общество), модерн (общество Нового времени) и постмодерн (постиндустриальное общество). 

Отличительной чертой премодерна является его неразрывная связь с Богом. Именно поэтому подход к истине является абсолютным. Существует только правда и ложь, и ничего между ними. Ведущим сектором экономики является сельское хозяйство, а в роли регуляторов социальной жизни выступают религия и традиция. При этом формами правления являются монархическая и патриархальная, а общество находится в прединдустриальном этапе своего развития. Важно понимать, что премодерн является не столько временным отрезком в истории человечества, сколько концепцией общества, которое до сих пор существует.

На смену премодерну приходит модерн. Но какие же цели он преследует? Начиная с середины восемнадцатого века, в современной европейской истории было время больших социальных, политических и экономических изменений. Произошло становление капитализма, индустриализации, новых наук. Все это стало возможным благодаря следующим идеям. 

Во-первых, это идея существования человека, как рационального, автономного индивида, другими словами ”Я”, которое думает и действует независимо от других людей. Эта идея, которая кажется нам вполне естественной и очевидной, лежит в основе всех современных социальных и политических учений. Второй основной идеей модерна является понятие разума и знания, потому как это некий путь к свободе человека и его счастью. 

Новое время отрицает все пункты своего предшественника. Во главе всего стоит человек и из религиозного общества превращается в секулярное, светское. Человек больше не является ”тварью божей”, напротив, он становится творцом. Истина становится относительной, а мораль светской. Основным регулятором социальной жизни является закон, а общество превращается индустриальное. Жажда навсегда разорвать связь с премодерном, с религией, с Богом, приводит к пику модерна, к словам Фридриха Ницше: “Бог умер! Бог не воскреснет! И мы его убили! Как утешимся мы, убийцы из убийц! Самое святое и могущественное Существо, какое только было в мире, истекло кровью под нашими ножами — кто смоет с нас эту кровь?”.Под этим высказыванием немецкий философ подразумевает, что в погоне за ”совершенством” общество потеряло всякие моральные нормы и устои. Произошел нравственный кризис человечества. Вскоре модерн исчерпывает себя и наступает эпоха постмодерна.

Философия Нового века

Философия постмодернизма неоднозначна, поверхностна, сводится к отрицанию цели, как таковой. Цель теряет логическое назначение, также как нормы морали. Ни одна теория познания существования не имеет большей значимости, нежели другая. Мир, как считали модернисты, многополярен, фрагментарен, без ядра. Связей между фрагментами нет. Важна лишь эстетика. Прежние ценности устаревают. Новые не появляются, так как понятие истины стирается. Личность приобретает неограниченную свободу, что порождает хаос. Разум вырождается в рассудок, которым руководит техника. Гуманизм сменяется варварством «технической пустыни».

Философы постмодернисты олицетворяют интеллектуалов вдохновителями учения, поскольку они подверглись радикальному изменению. При модерне интеллектуалы главенствовали во всех сферах, при постмодернизме они утратили данную привилегию. Интеллектуалы больше не выступают генераторами идеи, выполняя более приземленную функцию – карьерный рост. Человек больше не аскетичен, не думает о будущем, живет одним днем. У постмодернистского мировоззрения отсутствует ядро, которым в древности была мифология, в средневековье – религия, в новом обществе – наука, философия. Постмодернизм упростил значение последней, не предложил никакой альтернативы. Это затруднило возможность человека ориентироваться и само утверждаться.

Основные принципы

Анализ постмодернизма стоит начать с основных принципов, которые определяют его развитие. Вот они в максимально сокращенном варианте:

  • Эклектичность (сочетание несочетаемого). Постмодернисты ничего нового не создают, они причудливо скрещивают то, что уже было, но считалось, что эти вещи не могут составлять единое целое. Например, платье и военные сапоги на шнуровке – коктейль, привычный нашему взору, а еще 60 лет назад такой наряд мог вызвать шок у прохожих.
  • Плюрализм культурных языков. Постмодернизм ничего не отрицает, он все принимает и толкует по-своему. В нем мирно уживаются тенденции классической культуры с современными формами, взятыми из модернизма.
  • Интертекстуальность – глобальное использование цитат и отсылок к произведениям. Есть искусство, целиком и полностью слепленное из выписок и реплик другого авторства, и это не считается плагиатом, ведь этика постмодернизма очень гуманна по отношению к подобным мелочам.
  • Декононизация искусства. Стерлись границы между красивым и уродливым, в связи с этим развилась эстетика безобразного. Фрики завоёвывают внимание тысяч людей, вокруг них формируются толпы фанатов и эпигонов.
  • Ирония. В рамках данного явления нет места серьезности. Например, вместо трагедии появляется трагикомедия. Люди устали переживать и расстраиваться, им хочется защититься от агрессивной среды мира в юморе.
  • Антропологический пессимизм. Нет веры в прогресс и гуманность.
  • Шоутизация культуры. Искусство позиционируется, как развлечение, в нем очень ценится зрелищность.

Понятие и идея

Постмодернизм – социально-психологическая реакция на отсутствие положительного результата от прогресса. Цивилизация, развиваясь, в то же время разрушает сама себя. В этом и заключается его концепция.

Основная идея постмодернизма — совмещение и смешение различных культур, стилей и направлений. Если модернизм рассчитан на элиту, то постмодернизм, характеризуясь игровым началом, делает свои произведения универсальными: массовый читатель увидит занимательную, иногда скандальную и странную историю, а элитарный – философское содержание.

Г. Кюнг предлагает использовать этот термин во «всемирно-историческом плане», не ограничиваясь только сферой искусства. Постмодернизм руководствуется концепцией хаоса и распада. Жизнь – замкнутый круг, люди действуют по шаблону, живут по инерции, они безвольны.

Философия

Современная философия утверждает конечность всех представлений человека об окружающем мире (технике, науке, культуре и т.д.). Все повторяется, а не развивается, поэтому современная цивилизация обязательно разрушится, прогресс не несет ничего положительного. Вот основные философские течения, питающие нашу эпоху:

  • Экзистенциализм – одно из философских течений постмодернизма, провозглашающее бытие иррациональным, ставящее ощущения человека во главу угла. Личность постоянно находится в кризисном состоянии, ощущая тревогу и страх в результате взаимодействия с окружающим миром. Страх – это не только отрицательное переживание, но необходимое потрясение. Пример.
  • Постструктурализм – одно из философских течений постмодернизма, характерен негативный пафос относительно всяких позитивных знаний, рациональных обоснований явлений, особенно культурных. Главная эмоция в этом течении – сомнение, критика оторванной от жизни традиционной философии.

Человек постмодернизма сосредоточен на своем теле (принцип телоцентризма), все интересы и потребности сошлись в нем, поэтому проводятся эксперименты. Человек — не субъект деятельности и познания, не является центром Вселенной, потому что все в ней стремится к хаосу. Люди не имеют доступа к реальности, значит, не могут постигнуть истину.

Эпоха постмодерна

Постмодерн является антитезой модерна. Это конец традиционных структур и институтов. Это потеря веры в идею прогресса, идею о том, что мы постоянно движемся вдоль единственного пути к определенной всеобщей цели. Вместо этого делается акцент на плюрализм, на разнообразие и на различие. Если модерн акцентировал внимание на упорядоченности, согласованности, стабильности, автономии и универсальности, то постмодерн отдает предпочтение разобщенности, разнообразию, прерывистости, случайности, и прагматизму. Постмодерн стремится разрушить прежние источники власти и силы. Ведь власти нельзя доверять. 

Постмодерн пытается установить менее иерархический подход, при котором источники власти будут иметь более диффузный характер. Он опирается на недоверие истинности восприятия мира органами чувств и отрицает правду как таковую, утверждая, что сколько существует людей столько существует и истин. Форму правления в постиндустриальном обществе можно обозвать нетократией. Нетократия – некая форма управления обществом, при которой главную роль играют не материальные ценности, а обладание информацией. Так как в наше время именно информация может обеспечить человека властью над социумом. Центральным звеном постмодерна становится  уже не сам субъект, так как он ”мертв”, а его роль.
Очень важно разобраться в терминах ”постмодерн” и  ”постмодернизм”. Постмодерн – культурная концепция, парадигма, которая заменила модерн. В то время как постмодернизм- совокупность взглядов в современной философии, искусстве, литературе, опирающихся на понятие ”новой чувствительности”, которое в свою очередь опровергает многие сложившиеся установки культуры Нового времени. Эти два термина напрямую связаны между собой и один не может существовать без другого.

Противопоставление плюрализма монизму

Плюрализм обозначает множественность и является противоположностью монизма. Если монизм подразумевает превосходство целого над частным, то плюрализм предполагает доминирование единичного, индивидуального. Это способствует развитию личности, индивидуальности мышления. Термин допускает одновременное существование принципиально противоположных начал, взаимно исключаемых мнений. Он отступает от самого понятия философии, исполняет роль регулятора взаимоотношений социальной жизни.

Принцип плюрализма отвергает истину единую для всех, предлагает модель равенства.

Интерес к многополярности мнений возник не просто так. Плюрализм выступает отображением нашей социально культурной действительности: изучения феноменального до исследования основ мироздания.

фото 552

Сопоставление монизма плюрализму характеризуется разностью онтологических и гносеологических подходов. Монизм опирается на единство человеческого разума – люди равны, потому что разумны. Метафизический монизм заявляет, что мир един, но единство не предначертано условиями существования, а создается заново последующими поколениями философов. Им предстоит переосмыслить теорию бытия, не выходя за границы настоящего пространства и времени.

Постмодернизм в философии

Философского течения, которое можно было бы назвать постмодернизмом , как такового не существует. Постмодернизм подразумевает под собой скорее умонастроение, некий определенный стиль. Большинство идей постмодернизма укладываются в постструктурализме. Постструктурализм – философское течение, основывающиеся на политической нестабильности и разочаровании в общественном прогрессе и науки.  Один из немногих философов, называвших себя постмодернистами,  Жан-Франсуа Лиотар написал целую книгу, посвященную этой теме: ”Состояние постмодерна”(1979). В данной работе Лиотар рассматривает “состояние знания в современных наиболее развитых обществах” в эпоху “постмодерна”. 

В первых главах книги философ рассматривает знание в информационных обществах и выдвигает гипотезу о деформации статуса знаний в эпоху постмодерна. О представлении абсолютно нового типа рациональности, который точно отвечает информатизации общественности. Технологические же изменения в области знаний, согласно Лиотару, будут нести две функции: исследование и передача сведений. Затем Лиотар показывает нам другую проблему – легитимации знания, о которой также упоминали такие философы как Пьер Бурдьё, Мишель Фуко, Ролан Барт и другие. 

Легитимация знания – термин отражающий связь между  производством знания, его контролем и признанием в рамках определенных социальных институтов и властных отношений. Лиотар считает, что способ легитимации, традиционно используемый наукой становится абсолютно ненужным в условиях постмодернистского общества. Также Лиотар выдвигает тезис о языковых играх – закономерностях, которые определяют наши социальные взаимодействия и помещают нас в постоянно меняющиеся позиции и роли, зависящие от типа используемого дискурса. 

Другой  философ-постструктуралист Ролан Барт написал эссе “смерть автора”, которое является ключевым как для постструктурализма, так и для постмодернизма. Ведь можно сказать, что одним из базисов постмодернизма является тезис о трех смертях: о смерти Бога, о смерти субъекта и о смерти автора. В своем эссе Барт критикует чтение и критику, которые опираются на личности автора. Ведь ничто не должно менять восприятие читателя. Политические и религиозные взгляды автора, сексуальные предпочтения, этническая принадлежность – все это должно отпасть на момент чтения. 

Читатель должен рассматривать произведение вне зависимости от личностных характеристик автора. Барт проводит некую аналогию между тканью и текстом, говоря о том, что ”текст-ткань из цитат”, которые взяты из ”бесчисленных центров культуры”, а не из персонального опыта одного лишь человека, автора. 

Барт задается вопросом возможно ли выделить в тексте именно то, что пытался вложить туда автор? Барт сам дает ответ на этот вопрос – нет, невозможно. С каждым новым прочтением, с каждым новым взглядом на текст мы находим все большее количество новых идей и смыслов. В конце Барт упоминает о так называемых ”автоматических письмах”- когда автор создает нечто, сам не подозревая этого, к нему в голову просто приходит некая идея, которую он сразу же записывает, а лишь потом анализирует. И как в данном случае можно связывать автора с его трудами?

Фредерик Джеймисон (американский литературный критик и теоретик марксистской политической системы) в своем труде описал постмодернизм, как ”процесс спатиализации культуры под давлением организованного капитализма”. В своей работе ”Постмодернизм и общество потребления” Джеймисон рассуждает о двусмысленности постмодернизма, концепции охватывающей многие, если не все, средства массовой информации. Джеймисон уточняет, что постмодернизм – реакция на высокий модернизм. Автор рассуждает о ”пастише”- некой имитации, некой иронии, негласной основе постмодерна.

Невозможно однозначно ответить на вопрос о полезности концепции постмодерна в нашей жизни. С одной стороны, наше общество превратилось в общество потребления. В нем больше нет четкости и определенности, на смену им пришли аморфность и размытость. Одна сплошная ошибка нарратива. Нас настиг виртуальный капитализм – главное знак, а не товар. В нашем мире виртуальность превращается в реальность. 

Согласитесь, все это звучит довольно пессимистично. Но, с другой стороны, эпоха премодерна, как и модерна, несет в себе не меньше разрушения, как морального, так и физического. А может мы и вовсе живем в эпоху постпостмодернизма? Или же метамодернизма? На эти вопросы нет однозначного ответа. Ведь все относительно…

Доминантные идеи Нового времени

Чтобы понять основные идеи Новой эпохи необходимо сравнить постмодернизм с предшествующим ему модерном. Модернисты основывалось на принятии античности, поддержании взаимосвязи прошлого с настоящим. Постмодернизм – революционное, агрессивное направление. Его особенность — пропаганда разрыва с традициями, классикой. Мыслители предложили полный отказ применения научной истины, в качестве последней инстанции. Единственно верным источником толкования выступает отсутствие непреложных истин.

Постмодернизм как явление

В литературе

Литературный постмодернизм – это не объединения, школы, течения, это группы текстов. Определяющие черты в литературе – ирония и «черный» юмор, интертекстуальность, приемы коллажа и пастиша, метафикция (письмо о процессе письма), нелинейный сюжет и игра со временем, склонность к технокультуре и гиперреальности. Представители и примеры:

  • Т. Пинчони («Энтропия»),
  • Дж. Керуак («На дороге»),
  • Э. Олби («Три высокие женщины»),
  • У. Эко («Имя Розы»),
  • В. Пелевин («Generation P»),
  • Т. Толстая («Кысь»),
  • Л. Петрушевская («Гигиена»).

В философии

Философский постмодернизм – противостояние гегелевской концепции (антигегельянство) , критика категорий этой концепции: единого, целого, универсального, абсолютного, бытия, истины, разума, прогресса. Самые известные представители:

  • Ж. Деррида,
  • Ж.Ф. Лиотар,
  • Д.Ваттимо.

Ж. Деррида выдвигал мысль о размывании границ философии, литературы, критики (тенденция эстетизации философии), создал новый тип мышления – многомерное, разнородное, противоречивое и парадоксальное. Ж.Ф. Лиотар считал, что философия не должна заниматься какими-то конкретными проблемами, должна отвечать только на один вопрос: «Что такое мыслить?». Д .Ваттимо утверждал, что бытие растворяется в языке. Истина сохраняется, но понимается исходя из опыта искусства.

В архитектуре

Архитектурный постмодернизм  вызван исчерпанностью модернистских идей и социальным заказом. В городской среде отдается предпочтение симметричной застройке с учетом особенностей окружающей среды. Особенности: подражание историческим образцам, смешение стилей, упрощение классических форм. Представители и примеры:

  • П. Айзенман (Коламбус-центр, Виртуальный дом, Мемориал жертв Холокоста в Берлине),
  • Р.Бофиль (аэропорт и здание Национального театра Каталонии в Барселоне, головные офисы компаний Cartier и Christian Dior в Париже, небоскрёбы Shiseido Building в Токио и Dearborn Center в Чикаго),
  • Р.Стерн (улица Central Park West, небоскреб Carpe Diem, Президентский центр им. Джорджа У. Буша).

В живописи

В картинах постмодернистов главенствовала основная идея: между копией и оригиналом нет особой разницы. Поэтому авторы переосмысливали свои и чужие картины, создавая новые на их основе. Представители и примеры:

  • Й. Бойс («Деревянная девственница», «Дочь короля видит Исландию», «Сердца революционеров: Прохождение планеты будущего»),
  • Ф. Клементе («Сюжет 115», «Сюжет 116», «Сюжет 117),
  • С.Киа («Поцелуй», «Атлеты»).

В кино

Постмодернизм в кино переосмысляет роль языка, создается эффект достоверности, сочетание формального повествования и философского наполнения, приемы стилизации и ироничных ссылок на предыдущие источники. Представители и примеры:

  • Т.Скотт («Настоящая любовь»),
  • К. Тарантино («Криминальное чтиво»).

В музыке

Музыкальный постмодернизм характеризуется сочетанием стилей и жанров, самокопанием и ироничностью, стремлением стирать границы между элитарным и массовым искусством, главенствует настроение конца культуры. Появляется электронная музыка, приемы которой стимулировали развитие хип-хопа, пост-рока и других жанров. В академической музыке главенствуют минимализм, прием коллажа, сближение с популярной музыкой.

  1. Представители: Q-Bert, Mixmaster Mike, The Beat Junkies, The Prodigy, Mogwai, Tortoise, Explosions in the Sky, Дж. Зорн.
  2. Композиторы: Дж. Кейдж («4′33″»), Л. Берио («Симфония», «Опера»), М. Кагель («Инструментальный театр»), А. Шнитке («Первая симфония»), В. Мартынов («Opus posth»).

Автор: Мария Блинова

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...