Что такое истина и как ее найти?

Содержание

Философское восприятие истины

фото 682

Осознать понятие правдивости несложно. На повестке дня возникает вопрос «что же такое истина», начинаются догадки, домыслы, разность мнений. Человеческая неодинаковость, контрастность напрямую отображается на суждениях. Нельзя позволить данным обстоятельствам отразиться на важности ответов.

Понятие истины является отображением действительности в умозаключениях. При чем, независимо от мнения человека, суждение изначально является либо правдой, либо ложью.

Целью философского понимания истины является также ее исследование. В результате исследовательского процесса достигается научная сущность. Рассматривается тесная взаимосвязь между философским познанием и научными дисциплинами.

Читайте также

Критерии общественного прогресса

Критерии общественного прогрессаРаздумья мировой общественности о «пределах роста» значительно актуализировали проблему критериев общественного прогресса. Действительно, если в окружающем нас социальном мире не все так просто, как казалось и кажется прогрессистам,

2. Особенности и критерии науки

2. Особенности и критерии наукиНаука как самостоятельная форма духовной культуры характеризуется рядом специфических черт, отличающих ее от других форм духовной культуры. Перечислим наиболее важные особенности науки.1. Наука изучает только то, что есть, т. е. уже

Консистентность и другие критерии

Консистентность и другие критерииХотя теории и не доказуемы (абсолютно), имеются, однако, другие критерии, в соответствии с которыми они могут проверяться и оцениваться(80). Для формальных теорий, напр., в математике, необходимым условием является внутренняя

(7) Критерии мотивов

(7) Критерии мотивовДо сих пор я доказывал, что объяснять совершение действия на основе определенного мотива следует не некой таинственной причиной, но подведением его под некоторую предрасположенность или линию поведения. Но этого еще недостаточно. Примем эту формулу

1. Истина как одна истина и как много истин.

1. Истина как одна истина и как много истин. – То, что экзистенция различает истины, – истину, которую я знаю как убедительную, истину, к которой я причастен (идея), истину которая я сам есмь, – позволяет ей самой стать действительной. Только убедительная, в силу рациональности

27. Проблемы истинного знания в философии. Истина, заблуждение, ложь. Критерии истинного знания. Характеристика практики и ее роль в познании

27. Проблемы истинного знания в философии. Истина, заблуждение, ложь. Критерии истинного знания. Характеристика практики и ее роль в познанииЦель любого философского познания — достижение истины. Истина — это соответствие знания тому, что есть. Следовательно, проблемы

Критерии формационного подхода

Критерии формационного подходаМатериалистическое понимание истории как целостная концепция выступало в трудах основоположников марксизма не только как теория общества и его истории, но и как метод познания общественно-исторических явлений. Одним из важнейших

2. Критерии

2. Критерии Самое существенное теперь — осознать и четко провести следующее различение: одно дело — знать, какой смысл имеет термин «истина» или при каких условиях некоторое высказывание называется истинным, а другое дело — обладать

2. Истина веры и научная истина

2. Истина веры и научная истинаНе существует противоречия между верой в ее истинной природе и разумом в его истинной природе. А это значит, что не существует сущностного противоречия между верой и познавательной функцией разума. Познание во всех его формах всегда

3. Истина веры и историческая истина

3. Истина веры и историческая истинаХарактер исторической истины сильно отличается от характера естественно-научной истины. История сообщает об уникальных событиях, а не о повторяющихся процессах, которые можно подвергать постоянной проверке. Исторические события не

5. Истина веры и ее критерии

5. Истина веры и ее критерииВ каком смысле возможно тогда говорить об истине веры, если она не поддается оценке с позиции какой-либо другой истины, например, научной, исторической, философской? Ответ на этот вопрос следует из природы веры как состояния предельной

3. Философ и общество: истина и «истина»

3. Философ и общество: истина и «истина»Ибн-Рушд, как об этом только что говорилось, предостерегал философов от посвящения в свои сокровенные мысли теологов. И это понятно: поскольку в действительности богословы еще располагали реальной силой, они могли принести

Понятие истины в философии

EstonianBusiness Sсhool

Кафедрауправления международным бизнесом

Истина в философии и науке

Философская истина

Это проявление смысла универсального бытия через бытие человека, в единстве его чувственных, рациональных, эстетических, нравственных и религиозных сил.

В отличие от философии, научное познание ориентировано на истину в ее частности. Знание в чисто гносеологическом плане относительно независимо от ценностей добра и красоты.

Научная, объективная истина (или гносеологическая форма истины)

Это соответствие наших знаний действительности, адекватное отражение объективной реальности в человеческом мышлении.

Или, другими словами, – истина есть знание об объективном содержании действительности. Объективная истина – это такое содержание знания, которое не зависит от человека и человечества (то есть здесь утверждается независимость от человека не самого знания, а его содержания, именно в этом заключается суть объективности научных знаний).

Истина как процесс является объективной по содержанию, но субъективной по своей форме.
Объективная истина является единством абсолютного и относительного моментов, или – единством абсолютной и относительной истины.

Что такое истина?

Истина — это объективное знание, которое соответствует действительности и не зависит от оценочного мнения познающего. Это абстрактное понятие, существующее в человеческом познании в данный момент времени. Истину невозможно описать словами, так как наш язык сильно ограничен. Ее нельзя увидеть или пощупать, ее можно осознать или постичь. Истиной может именоваться само знание и понятая действительность.

Установить истинность утверждения помогают вспомогательные критерии – метод ее проверки и обоснования. Это объективность, конкретность, общественная практика, соответствие законам природы, логичность, ясность. Но главным критерием истины признается не само знание, а возможность применить его на практике: все что подтверждается – верно, опровергается – ложно. Хотя этот критерий тоже ограничен, ведь практика привязывается к знаниям, которые постоянно дополняются и корректируются.

В русском языке правда и истина не только пишутся по-разному, но имеют разные значения. Хотя словари трактуют эти слова как синонимы, различия все же есть:

Истина Правда
дает знание об общих законах бытия дает знание об отдельных фрагментах общей картины
объективная субъективная
единственная у каждого своя
является философской и религиозной категорией относится к бытовым понятиям
возвышенная земная и будничная

Понятие истины и основные определения

Понятие истины является одним из ключевых элементов философии, в частности, такого его раздела, как эпистемология или теория познания. Согласно наиболее простому и лаконичному понятию, истина — это одна из характеристик мышления в отношении к объекту мышления. То есть если мысль соответствует предмету, то она является истинной. В конечном счёте проблема истинности сводится к возможности получения достоверных данных о некотором объекте.

Постановкой проблем эпистемологии и последующим их решением занимались многие философские школы. На основании сведений, собранных этими школами, и разработанных концепций, можно сказать, какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «истина». При этом необходимо учитывать, что во многом сами определения этих школ связаны с их подходом к постулированию понятия истинного. В конспективном виде их можно представить в следующих предложениях, содержащих информацию об истине, высказанных в разное время различными философами:

  1. Определение понятия истиныФ. Бэкон: «Все знание о мире обосновывается только опытом» (эмпиризм).
  2. Д. Юм: «Только при помощи ощущений можно познавать мир» (сенсуализм).
  3. Р. Декарт: «Достоверное знание может быть почерпнуто только из самого разума» (рационализм).
  4. И. Кант: «Вещь в себе непознаваема» (агностицизм).
  5. М. Монтень: «Получать достоверные знания о мире нельзя» (скептицизм).

С развитием общества менялись не только представления о содержании понятия, но и набор фактов и событий, который можно было бы считать истинным. Так, в Древнем Египте считалось вполне очевидным, что после смерти душа человека отправляется в загробный мир на суд Осириса. В Древней Греции люди считали, будто олимпийские боги часто вступают в контакт со смертными женщинами, отчего рождаются герои (например, Геракл). Средневековое сознание делало возможным существование людей с пёсьими головами, а многие мыслители и учёные находились в поисках философского камня — то есть вещества, способного обратить все в золото.

Сейчас все эти представления кажутся глупыми суевериями, однако для людей прошлых эпох они составляли такую же реальность, как для нас молекулярная картина мира и теория эволюция. Это подталкивает к простому выводу: истина может быть как абсолютной, так и относительной, и соотношение этих категорий изменяется во времени.

Историческое развитие истинности

История понятия начинается с античности, когда истина была тесно переплетена с диалектикой, заблуждениями. Впервые заговорил о правдивости древний философ Аристотель. Мыслитель рассматривал понятие, как интенциональное соглашение между разумом и фактической действительностью.

Традиционную концепцию истинности представлял Платон. Цитата мудреца гласит: «Человек, характеризирующий предметы таковыми, каковыми они являются, утверждает истину, человек характеризующий предметы по-другому – врет».

Но ложь и заблуждение не равноправные догматы. Заблуждение появляется в результате неполномерного восприятия действительности, отсутствия всесторонней осведомленности, не достаточной информативности происходящего. Личность часто заблуждается, делая это непредумышленно. Заблуждение даже способствует поиску правды. Ложь человек использует направленно в собственных интересах: ради самозащиты, самооправдания, личной выгоды, руководствуется другими нелицеприятными мотивами.

Позже философ Кант классифицировал понятие, как свойство личности, заключающееся в согласии собственного мышления с собственными умозаключениями, что характеризуется субъективной личностной адекватностью.

Августин считал, что любое познание является изначально истинным.

Материалистические и идеалистические философы отожествляли реальность с мировой объективностью.

Мыслитель Юм, как представитель Нового времени, сравнивал истинность с агностицизмом.

Философ, живший в двадцатом веке, Хайдеггер пришел к выводу – конечная истина неподвластна человеку и останется загадкой мироздания.

фото 682

Философия и этика

Таллинн 2010

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

1. Истина в моём понимании

2. Определение истины

2.1. Виды истин

2.1.1. Абсолютная истина

2.1.2. Относительная истина

2.1.3. Объективная истина

3. Понятие истины в философии

3.1. Истотрия понятия истины

3.2. Проблема истины в философии и роль научнойрациональности

Заключение

Список литература

Абсолютная истина

Термин «абсолютная истина» имеет три значения:

  • полное, точное, исчерпывающее знание, то есть истина «в последней инстанции» (в этом смысле абсолютная истина – идеал познания, принципиально недостижимый)
  • определенная сумма элементарных знаний («вечных истин»), имеющие характер констатации фактов (например, «Волга впадает в Каспийское море», «Марс является планетой Солнечной системы» и т.п.);
  • знание, которое сохраняет свое значение, а не опровергается, а лишь дополняется и уточняется с последующим развитием науки.

Абсолютность истины не может пониматься как абсолютно завершенное и окончательное знание.

Абсолютность истины означает ее устойчивость, постоянство, неопровержимость.

Имеется в виду, что любое знание, которое претендует на истинность, включает в себя нечто такое, что найдено на века, что является безусловным и бесспорным достоянием человечества. Вместе с тем, мир является бесконечным и неисчерпаемым, а потому бесконечным, неисчерпаемым и неокончательным является и его познание. Поэтому любое истинное знание будет уточняться, дополняться, углубляться. Относительная сторона истины заключается именно в такой её неполноте, неокончательности.

Но истина всегда конкретна, то есть исторически обусловлена и многопланова.

Абстрактный подход к ней превращает истину в заблуждение. Ошибочным, ложным знанием становится та истина, которая распространена за пределы его действия.

Введение

Во все временачеловечесто пыталось узнать и постичь истину. Человек развивая сознание, всегдаищет истину. В поисках истины он учится осознавать себя и мир, в которомродился и существует. Каждый человек индивидуален и борется за свою правду,поэтому и возникает постоянные подмены понятий истины. А изначально, зачастую,человек не видит разницу между этими понятиями, как истина и правда, откуда ивозникает проблема в постижении истины. Так в чём же заключается  истина?Нередко мы задаёмся этим вопросом, когда хотим добиться правды и правосудия.Тут то и возникает вся сложность остаться объективным, не поддаться эмоциям ине мыслить только так как ты привык и как ты считаешь верным.

Так что же всё-такитакое истина и существует ли она? Какое определение, какой смысл в неговкладывает философия? Смысл, к тоторому еще с древних времён неустанностремилась философская смысль. Как говориться: многие пытались «расколоть» этоттаинственный «философский камень». На столько сложно узнать итину, она стала настолько таиственной, что именно такие люди, как философы, отдавали и отдаютогромное количество секунд, минут, часов, дней, месяцов, лет, и из века в век,чтобы раскрыть эту тайну. Очень долго не получалось найти однозначный ответ. Ичто мы имеем на сегодняшний день? Мы только можем знать точно, что такое истина,но в чём конкретно заключется истина, на мой вгляд, нельзя сказать по сей день.

То, что истина этоверное отражение объективной действительности в сознании человека,воспроизведение её такой, какой она существует сама по себе, вне и независимоот человека и его сознания, человек принимает и соглашается, но найти, увидетьи разглядеть истину невероятно сложно.

Я же хочу поговорить одуховной истине. Что есть духовная истина?

На мой взгляд, истина –это однозначность в решении. Такая однозначность, которая согласуется ссердцем. Что это значит? Допустим, некто говорит о мере греха, которую он видитв другом человеке. Он говорит о том, что кажется ему истинным. То есть егосердце не сопротивляется выводам разума. И это я называю истиной. Но! Такаяистина будет относительной. Для него, для размышляющего о грехе человека,наверняка его суждения будут не противоречащими его же познаниям. И это значит,что он – находит в своих словах истину. Думаю этот вывод понятен.

Теперь, что же такоеабсолютная истина?  Как это можно представить- абсолютная истина, это выводыразума о чём-либо, согласующиеся с истинным сердцем. С таким сердцем, которое,подобно сердцу Бога. Это легко понять на следующем примере.

Вот он: человек (любой)рассуждает о красоте. Рассуждает, пользуясь знаниями концептуального,философского, текстологического и иных порядков. В этом случае этот человекпытается различить с помощью разума логику и меру чувственного наполнения впредъявленном на его суд шедевре. Такой человек будет выискивать элементыкрасоты, чарующие его личную суть. То есть – этот человек будет механически опознаватьэлементы красоты, позволяющие ему сказать искренне слова восхищения этимшедевром.

По-другому о том же:человек всегда ограничен в своих оценках мерой своего знания, мерой своейсердечности и мерой согласованности этих двух важных составляющих в своей сути.Никто в мире не сможет выявить красоту в предъявленном ему шедевре – не обладаяразумным видением и сердечным вниманием, соответствующим порядку этогопредъявленного шедевра. По-простому о том же: я, например, не видела раньшенекоторых черт характера в близких мне людях, общаясь с ними потому, что былане знаком с такими чертами, как с образами духовной целостности.

Я не различала тех чертхарактера в близких мне людях при своём общении с ними, к которым была иногда сердечноневнимательна и к которым не чувствовала притяжения. Иными словами, я быласлепа и глуха по отношению к таким чертам характера. Но с годами получаешьопредеделённый опыт и знания, и начинаешь различать эти черты характера.Потому, что начала понимать ценность таких черт. Потому, что начинаешь видить ипрочувствывать степень могущественности этих черт в сердцах людей. Всё этоприходит к нам только через личный опыт. Через опыт боли, разочарований ипоражений.

Критерии истины и истинного

Разумеется, под всех подстроиться невозможно, поэтому для каждой философской школы, соприкасавшейся с проблематикой эпистемологии, требовалось создать определённые критерии, по которым можно было бы с некоторой определённостью делать вывод об истинности или ложности того или иного факта. На данный момент в качестве таких критериев принимается:

  1. Слово истина представлениеЧувственный (эмпирический) опыт: истина может подтверждаться только чувствами человека, а не абстракциями и логическими построениями.
  2. Соответствие законам логики.
  3. Согласованность с системой фундаментальных знаний, соответствие ранее открытым законам науки.
  4. Эффективность знания, то есть его способность приносить пользу.
  5. Ясность и отчётливость.
  6. Простота и экономичность формулировки.
  7. Согласованность знания, то есть отсутствие противоречий по поводу одного и того же факта в различных отраслях науки.
  8. Практика, то есть деятельность человека, направленная на преобразование мира: истинно лишь то, что проверено опытом и на практике.

Понятие слова истинаКак можно заметить, некоторые из этих критериев являются взаимоисключающими: например, эмпирический критерий находится в конфронтации с логическим. Связано это как раз с многообразием философских школ в эпистемологической сфере. Если первый критерий был выдвинут школой сенсуалистов, то второй использовался рационалистами. Однако, разумнее говорить не о взаимоисключении, а о взаимодополнении. Истинность факта по одному критерию вполне может быть дополнена истинностью по другому.

Например, знание о том, что огонь горячий, может быть получено в результате чувственного опыта, то есть непосредственного контакта с огнём. То же самое можно вывести логически, оказавшись на пепелище. Научный критерий, оперируя сведениями о способности кислорода окислять различные вещества, тоже способен подвести к исходному соображению.

В связи с этим можно сформулировать ещё один критерий истины: истинным может быть лишь то, что отвечает всем или большей части приведённых выше критериев.

Разобравшись с тем, каковы содержательные понятия вкладываются в категорию истинного и критерии, по которым эта категория определяется, следует обратиться к другому немаловажному вопросу: в каких формах представлена истина в мире?

Существует также нетрадиционные концепции.

Кун, Пуанкаре воспринимали правдивость, как последствие соглашения, так родилась конвенциональная теория.

Мах, Авенариус характеризовали истинность непротиворечивостью изложения, способностью сплоченности познаний, что положило начало когерентной теории.

Пирс, используя здоровый прагматизм, рассматривал истину, как эффективность обучаемости, то есть полезность науки, дающая стимул к успеху, выводы философа стали основой прагматической теории.

Марксистское восприятие правды совершает попытку объединения прагматизма и классических теорий.

Истина в споре.

Утверждение, что истина рождается в спорах, тоже вызывает немало споров. Ведение дискуссии – это искусство, которым владеют далеко не все. Любое неаккуратное слово способно разрушить семью, дружбу, коллектив, а спорящих превратить в заклятых врагов. Несложные правила помогут грамотно высказать свое мнение и не выйти за пределы разумного:

  • Правда не всегда соответствует фактам.
  • Если обратиться к главным ценностям, можно обратить спор в поиски истины.
  • Иногда достоверность не стоит утраты доверительных отношений.
  • Многие спорят просто так, потому что предпочитают несогласие.
  • В бесконечных прениях рождается не истина, а истинное лицо человека.
  • Если вы спорите с идиотом, вероятно, он поступает так же.
  • Чем больше вы подключаете эмоции, тем меньше шансов отстоять свою правду.
  • Иногда умение слышать и слушать поможет разрешить спор лучше любых доводов.
  • Чистая правда должна преподноситься корректно.
  • Лучшая альтернатива спору – диалог.

Верный признак того, что спор прошел плодотворно – ощущение взаимного согласия и большего понимания оппонента.

Выводы:

  • Истина – отражение объективной реальности и воспроизведение ее такой, как она существует сама по себе.
  • Истинную красоту можно обнаружить в самом себе с помощью несложных практик.
  • Спор приводит к истине только в том случае, когда ведется корректно и уважительно.

Пройти тест на психологический возраст

Другие статьи подобранные для вас:

Что такое безысходность и почему это сложная тема, усложненная отчаянием и бессилием. Как взаимодействуют эти чувства и как выбраться из этого состояния

Что такое предвзятое отношение – это результат эволюции, воспитания или навязанного мнения? 3 шага для тех, кто хочет избежать ловушки предвзятости.

Что такое эрудиция и почему это продукт памяти, а не ума? Эрудированность, интеллект, живой ум, широкий кругозор – в чем различия?

Что такое проницательность профессиональная и житейская? 5 способов развить свои способности и стать проницательным человеком.

Что такое благотворительность и чем она отличается от спонсорства? Признаки фонда-однодневки и лжеволонтеров, даже если у них есть свой сайт.

Что такое бритва Оккама? Как принцип бритвы Оккама работает в бизнесе, программировании, психотерапии и личной жизни?

Что такое презрение? Почему выражение презрения может быть маскировкой нелюбви к себе? 3 упражнения, чтобы повысить самооценку.

Что такое эффект плацебо и как он работает? Как, на кого и насколько сильно он действует? Четыре случая, когда не стоит надеяться на самовнушение.

Что такое нирвана и доступна ли она западному человеку? Советы для тех, кто хочет достичь счастья и избавиться от страданий.

Что такое уважение и какие его виды бывают? Как распознать неуважение и что с этим делать? Чем важно самоуважение и внимание к ценностям другого?

Уровни постижения истинного восприятия

Исторически сложилось рассмотрение истины на разных уровнях понимания: онтологическом, логико-семантическом, ценностно-экзистенциальном, гносеологическом уровнях.

С точки зрения онтологии истинность суждений выступает способностью подлинного бытия противостоять иллюзорному.

Логика и семантика определяют правдивость, как безупречную последовательность умозаключений, основанную на достоверности, корректности.

На ценностно-экзистенциальном уровне истина выступает прочувствованной ценностной константой, то есть жизненным кредо, которое не бывает двойственным, и, правоту которого демонстрирует своими поступками человек.

Гносеология предполагает изучение истинности со стороны научных, философских знаний.

2. Определениеистины

Чтобы дальше работать иразбирать разные темы и вопросы об истине, хотелось бы тщательней углубиться впонитие истины.

Истина – отражение объекта познающимсубъектом, воспроизведение его таким, каким он предположительно существует сампо себе, как бы вне и независимо от познающего субъекта и его сознания. Истинойможет называться само знание (содержание знания) или сама познанная действительность. Вцелом, истина есть универсальная абстрактная категория, понятие, используемое,в частности, как в религии и философии, так и в рамках научного познания.

Можно сделать множествопримеров для того, чтобы на практитке было легче понять, что же такое истина. Яприведу лёгкий и часто применяемый пример: ребёнок сидит за столом изавтракает. Ему захотелось взять конфету, и он потянулся к вазе, а локтемзацепил чашку, стоящую на краю стола. Чашка упала и разбилась. Входит мама,видит разбитую чашку и спрашивает, кто её разбил. Ребёнок отвечает, что он неразбивал. Мама утверждает, что разбить чашку мог только он. Столкнулись двеправды: ребёнок прав, потому что он не разбивал чашку и даже к ней не прикасался;мама права, потому что кроме ребёнка чашку никто разбить не мог. А истиназаключается в том, что чашка была разбита случайно, её никто не разбивалспециально.

Сделаю вывод, что мы невсегда можем связать воедино причину и следствие, что и становиться результатомтого, что у людей разные истины и происходит недопонимания.

2.1. Виды истин

Говоря об истине идавая ей определения, мы не должны забывать, что истина была разделена нанесколько видов. Зная и и понимая эти различия нам легче будет в постиженииистины.

2.1.1.  Абсолютнаяистина

Абсолютная истина — источник всего, то, из чего всеизошло. Абсолютная истина не есть истина как процесс, она статична, неизменна(если она динамична, то она может стать более или менее абсолютной,следовательно, становится относительной истиной). Именно познание абсолютнойистины есть то благо, к которому должна стремиться философия, однако чащенаблюдается уход современной философии от онтологических вопросов. Человеческийразум всегда будет ограничен определенными рамками, и у него нет возможностираскрыть полностью абсолютную истину. В некоторых религиях (в частности, вхристианстве) эта проблема преодолевается тем, что абсолютная истина самаоткрывается человеку, поскольку признается личностность последней (абсолютнаяистина есть Бог). Другого адекватного решения вопроса об абсолютной истинефилософия предложить не смогла, т.к. философские системы ограничены повышеуказанной причине ограниченности создавшего их человеческого разума, исоздаваемые ими категории, претендующие на название “абсолютнаяистина”, отрицают сами себя (кстати, в диалектическом развитии), что вприводит к нигилизму. Последний в общих чертах сводится к утверждению, что”всякая истина относительна”, которое тоже характеризуетсясамоотрицанием, поскольку носит характер абсолютный.

Есть такоестихотворение “Что есть истина?”. Оно ходило в рукописях в средегонимых христиан СССР. Описывает Пилата, который спрашивает Иисуса: “Чтоесть истина?” и не выслушав ответ тут же разворачивается и уходит к толпе.

«Веками слышитсявопрос:

Скажите, что естьистина?

Я – Истина, – сказалХристос,

И это слово истинно!

Раз шел в преториидопрос,

Народ кричал неистово.

Глас слышит Мой, -сказал Христос, –

Такой ответ как будтопрост,

Пилат в нем видитискренность,

И все же задает вопрос:

А что такое истина?

Так, глядя Истине вглаза,

Мы гоним ее истово,

Забыв, что Сам Христоссказал:

Я – Путь и Жизнь иИстина!»

Иисус сделал переворот,указав что истина это не “что”, а “кто”. Истина – живая.Пилату это в голову не приходило…

Тут, я думаю, можносделать один из выводов, что в глазах, понятиях человека всегда истина будетразной пока у нас разная информация и разные знания, разные ценности и чувства.

2.1.2.  Относительнаяистина

Относительная истина — философское понятие, отражающееутверждение, что абсолютная истина (илиистина в последней инстанции) труднодостижима. Согласно этой теории, можнотолько приближаться к абсолютной истине, и по мере этого приближения создаютсяновые представления, а старые отбрасываются. Теории, утверждающие существованиеабсолютной истины, часто называют метафизикой,относительной истины — релятивизмом. Понятиеотносительной истины используется в учении о диалектике.Разновидностью относительной истины является правда. Относительнаяистина всегда отражает текущий уровень нашего знания о природе явлений.Например, утверждение «Земля вертится» -абсолютная истина, а утверждение о том,что вращение Земли происходит с такой-то скоростью,- относительная истина,которая зависит от методов и точности измерения этой скорости.

2.1.3.  Объективная истина

Объективная истина — это такое содержание наших знаний,которое не зависит от субъекта по содержанию (по форме всегда зависит, поэтомуистина субъективна по форме). Признания объективности истины и познаваемостимира равнозначны и не имеют ничего общего с относительным понятиемиррационалистической философии.

Рассмотрев три видаистины, я понимаю, что в философии концентрируются на абсолютную иотносительную истину. Следующие же рассуждения будут о том как эти истинытрактуюся в философии подробно и как они возникали.

Формы представления

Что такое истина по мнению обществоведовВсё разнообразие форм представления истины можно классифицировать по различным категориям. Одна из них выделяется по объекту отображения: так, весь мир можно разделить на материальный и духовный. В материальной сфере истина представляется прежде всего как предметная: предметно-экономическая, предметно-биологическая и другие.

Духовная сфера является более разнообразной, так как её составляют чувства отдельно взятых индивидов, коллективные представления, культурные течения, религия и так далее. Поскольку каждый человек в связи с этим определяет факт или процесс истинным с точки зрения своих этических и моральных установок, комплекса представлений о хорошем и плохом, о добре и зле, можно говорить о существовании экзистенциальной истины.

Многообразие религиозных и научных концепций, обеспечивающих существование инструментария познавательной деятельности и оценочных суждений, ведёт к выделению концептуальной истины. Её примерами могут послужить ньютоновская теория гравитации, дарвиновская теория эволюции, цивилизационная парадигма истории Тойнби в научной сфере, а учение о триединстве Бога в Отце, Сыне и Духе, представление о нирване и кармическом законе в буддизме — в религиозной.

Сущность познавательной деятельности также определяет формы представления истины. Уже на нижних уровнях можно разделить знание на обыденное (огонь горячий, вода жидкая) и научное (например, приведённые выше концепции). Кроме того, истина может быть нравственной (будь то библейские заповеди или современные правовые кодексы), художественной (как в технической сфере, то есть соблюдение закона перспективы в изобразительном искусстве, так и в этической) и религиозной.

Формы высказыванияТаким образом, резюмируя все вышеизложенное, можно остановиться на том, что соответствие или несоответствие истине представляется одной из фундаментальных характеристик опыта и знаний, полученных человеком как в ходе индивидуального развития, так и в наследство от предшествующих эпох и концепций. Можно даже сказать, что настойчивое желание отделить плохое от хорошего, правду ото лжи является одним из фундаментальных признаков, выделяющих человека во всем животном мире.

Категории и критерии истинности работают во всех сферах жизни: материальной и духовной, научной и религиозной, обыденной и художественной. Категории истинного и ложного формируют комплекс этических представлений индивида, которые впоследствии формируют новые представления об истине — это бесконечный процесс взаимовыгодного сотрудничества, связанный со стремлением достичь объективного характера истины.

Теоритическое осмысление правдивости

Осмысление правдивости сводится к уже перечисленным выше теориям. Теории разделяются на два вида: одни отображают действительное определение слова «истина», а другие создают условия, правила использования термина.

Классическая, неклассическая линии осмысления правды осуществляют попытки воссоздать образ идеальной истины. Но, кратко говоря, правдивость в том, что нет ни принципиальной доказуемости, ни противоборствующей двойственности понятия.

3. Понятиеистины в философии

Я думаю, что затронувтакую серьёзную тему, которая требует очень много времени, чтобы сделать хотя бынескольно правельных выводов, обязательно нужно узнавать про историю этогопонятия «истина » в хронологическом порядке и как можно из самых глубоких еёначал.

3.1. История понятия истины

Впервые философскоепонятие истины введено Парменидомкак противопоставление мнению. Основным критерием истины признавалось тождествомышления и бытия. Наиболее разработанной теорией истины в античной философиивыступала концепция Платона,согласно которой истина есть сверхэмпирическая идея (вечный «эйдос истины»), атакже вневременное свойство остальных «идей». Причастность человеческой душимиру идей связывает душу с истиной.

Как японимаю, концепция Платона связывала именно духовность человека с егомышлением.

Всредневековой философии Августин,опиравшийся на взгляды Платона, проповедовал учение о врождённости истинныхпонятий и суждений (в XVII в. эта концепция развивалась Р.Декартом). Начиная с XIII в. былараспространена теория Фомы Аквинского, придерживавшегося учения Аристотеля и развивавшего это учение с позициигармонического единства познающего разума и верующего (христианского) мышления.

До сих порнаиболее распространенной концепцией истины является корреспондентская или классическаяконцепция истины. Её основные положения сформулированы Аристотелем, главное изних сводится к формуле:- истина есть соответствие вещи и интеллекта (лат. veritas est adaequatio rei etintellectus). Вклассическом смысле истина — это адекватная информация об объекте,получаемая посредством чувственного и интеллектуального изучения либо принятиясообщения об объекте и характеризуемая с позиции достоверности. Болееупрощенная трактовка совпадает с таким тезисом:- истина есть адекватноеотображение действительности в сознании.

Я думаю, чтоименно Аристотель первый сформуриловал наиболее понятный тезис истине, вложив внего наиболее логический смысл.

Пониманиеистины как соответствия знаний и вещей было свойственно в античности Демокриту, Эпикуру, Лукрецию. Классическая концепция истиныпризнавалась Фомой Аквинским, Г. Гегелем, К.Марксом идругими мыслителями. В частности, французские философы-сенсуалисты (например, Э.Кондильяк)определяли истину, постулируя её в своих формулах в принципе как адекватноеотображение действительности и тем самым присоединяясь к приверженцамкорреспондентской теории. Общая ориентация на классические воззрения присущатакже и некоторым философам XX в. (А. Тарский, К. Поппер и др.).

Некоторыесторонники классической концепции трактовали истину более возвышенно, но такжеи более неопределенно. Они понимали истину как свойство субъекта, совпадающее сего согласием с собой, комплексом априорных форм чувственности и мышления (И. Кант)или даже в виде вечного, вневременного, неизменного и безусловного свойстваидеальных объектов (Платон, Августин). Сторонники таких воззрений составлялидостаточно многочисленную группу философов. Они видели истину в идеале, внекотором недостижимом пределе. Это понимание долгое время господствовало, имеятаких последователей как Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц, И. Фихтеи другие мыслители.

В границахещё одного направления, эмпиризма, истина понималась как соответствиемышления ощущениям субъекта (Д.Юм вXVIII в., Б. Рассел в ХХ в.), либо в качестве совпадения идей и поступков со стремлениямиличности (У. Джемс,Х.Файхингер). Р. Авенариус и Э.Мах понималиистину как согласованность ощущений. М.Шлик иО.Нейрат рассматривали истинность как последовательную связь предложений наукии чувственного опыта. Конвенционалисты (например, А. Пуанкаре) утверждали, что дефиниция истины и её содержание носятусловно-договорный характер.

С концаXIX — середины XX вв. в философии усиливается иррационалистическийподход к пониманию истины. Ф. Ницшесвязывал истину с идеями вечного возвращения и переоценки ценностей. Ж.-П. Сартр считал, что сущность истины есть свобода; экзистенциалисты в целом противопоставляли объективной истине представление оличной истине, в границах которой интуитивно раскрывается бытие в егоподлинности.

Согласнонаиболее распространенным воззрениям в западной философии середины XX в.истина есть особый идеальный объект (Ж. Маритен, Н. Гартман и др.). Такое понимание истины неразрывно связано с пониманием бытия кактрансцендентного, сверхчувственного и рационально до конца не постижимогофеномена.

Одним изважных итогов философских исследований выступает различие между абсолютной иотносительной истиной. Абсолютная истина — это полное, исчерпывающеезнание о мире как о сложно организованной системе. Относительная истина —это неполное, но в некоторых отношениях верное знание о том же самом объекте.

Такженеобходимо выделить тезис о конкретности истины. Конкретность истины естьзависимость знания от связей и взаимодействий, присущих тем или иным явлениям,от условий, места и времени, в которых знания существуют и развиваются. Всодержание этого тезиса входит идея, которая была востребована в сравнительнопозднее время при достижении понимания мира как динамичного целого,изменяющейся материальной системы.

В некоторомсмысле доводя эту точку зрения до логического завершения, теоретикипостмодернизма (Ж. Деррида, Ж.Делез)изображали познание в качестве обреченного на неудачу процесса вечной «погони»за истиной как иллюзией или «симулякром».

Мне кажется,что теоретики постмодернизма зрели в самый корень, говоря о том, что люди могутбыть обречены на неудачу в вечной погоне за истиной, ведь мы люди живём сегодняи должны наслаждаться каждой прожитой минутой сейчас, иначе в постояннойтревоге  и суете поисках истины, мы можем её просто не успеть узнать.

3.2. Проблемаистины в философии и роль научной рациональности

В солнечных лучахсознания истина предстает в собственной и живой форме знания. Извечна гармонияистины и красоты. В глубокой древности египетские мудрецы в знак непогрешимостии мудрости носили золотую цепь с драгоценным камнем, называвшуюся истиной.Неувядаемая красота, гармония и благородство Парфенона – древнегреческого храмабогини мудрости Афины Паллады – символизируют могущество мудрости инепобедимость истины. В мифологическом образе истина – прекрасная, гордая иблагородная женщина; иногда это богиня любви и красоты Афродита в колеснице,влекомой голубями – вечным символом мира.

Стремление к истине икрасоте как высшему благу есть, согласно Платону, исступленность,восторженность, влюбленность. Надо любить истину так, говорил Л.Н. Толстой,чтобы всякую минуту быть готовым, узнав высшую истину, отречься от всего того,что прежде считал истиной.

Величайшие умычеловечества всегда видели в истине ее высокий нравственно-эстетический смысл.Когда, например, Ф. М. Достоевский утверждал, что красота спасет мир, то он,конечно же, был далек от каких бы то ни было религиозно-мистических мотивов, ноговорил именно об этом высоком смысле истины, отрицая ее сугубо утилитарный,прагматический смысл. Действительная истина не может быть ущербной: простая еелишь прагматическая полезность может служить нравственному возвышениючеловечества.

Понятие истинычеловечество соединило с нравственными понятиями правды и искренности. Правда иистина — это и цель науки, и цель искусства, и идеал нравственных побуждений.Истина, говорил Г. Гегель, есть великое слово и еще более великий предмет. Еслидух и душа человека еще здоровы, то у него при звуках этого слова должна вышевздыматься грудь. Отношение человека к истине выражает в какой-то мере егосуть. Так, по словам А.И. Герцена, уважение к истине – начало мудрости. Духомбескорыстного искания истины полна история цивилизации. Для подвижников науки,искусства искание истины всегда составляло и составляет смысл всей жизни. Памятьо них хранят благодарные потомки. История помнит искателей истины, рисковавшихради нее репутацией, подвергавшихся травле, обвинявшихся в шарлатанстве,умиравших нищими. Такова судьба многих новаторов, пионеров науки. У входа вхрам науки, как и у входа в ад, должна быть надпись: «Страх не должен подаватьсовета!» Истина — величайшая социальная и личная ценность. Она укоренена вжизни общества, играя в нем важную социальную и нравственно-психологическуюроль. Ценность истины всегда неизмеримо велика, а время ее только увеличивает.Великие истины гуманизма, принципы социальной справедливости оплачены кровью исмертью многих из тех, для кого искание правды и защита интересов народасоставляли смысл существования, кто сделал нас просвещеннее, умнее, культурнее,раскрыл истинный путь к счастью и прогрессу.

Истина, ошибка,заблуждение и ложь. Обычно истину определяют как соответствие знания объекту.Истина — это адекватная информация об объекте, получаемая посредством егочувственного или интеллектуального постижения либо сообщения о нем ихарактеризуемая с точки зрения ее достоверности. Таким образом, истинасуществует не как объективная, а как субъективная, духовная реальность в ееинформационном и ценностном аспектах. Ценность знания определяется мерой егоистинности. Другими словами, истина есть свойство знания, а не самого объектапознания. Не только совпадение знания с предметом, но и предмета с познанием.Если говорят, например, об истинном друге и понимаем под этим человека,поведение которого соответствует дружбе. Истина предметна, ее нужно не толькопостичь, но и осуществить. Нужно создать предметный мир, соответствующий нашимпонятиям о нем, нашим моральным, эстетическим, социально-политическим,экономическим потребностям и идеалам. Такое понимание истины открывает болеетонкие и адекватные ее связи с Красотой и Добром, превращая их единство вовнутреннее дифференцированное тождество.

Знание есть отражение исуществует в виде чувственного или понятийного образа-вплоть до теории какцелостной системы. Истина может быть и в виде отдельного утверждения, и в цепиутверждений, и как научная система. Известно, что образ может быть не толькоотражением наличного бытия, но также и прошлого, запечатленного в каких-то следах,несущих информацию. А будущее — может ли оно быть объектом отражения? Можно лиоценить как истинную идею, выступающую в виде замысла, конструктивной мысли,ориентированной на будущее? Видимо, нет. Разумеется, замысел строится на знаниипрошлого и настоящего. И в этом смысле он опирается на нечто истинное. Но можноли сказать о самом замысле, что он истин? Или здесь скорее адекватны такиепонятия, как целесообразное, реализуемое, полезное — общественно-полезное илиполезное для какого-то класса, социальной группы, отдельной личности? Замыселоценивается не в терминах истинности или ложности, а в терминахцелесообразности (обеспеченной нравственной оправданностью) и реализуемости.

Содержится лиобъективная истина или ложь в таком утверждении, как «удовольствие являетсядобром», в том же самом смысле, как в суждении «снег является белым»? Чтобыответить на этот вопрос, потребовалось бы весьма долгое философское обсуждение.Одно можно сказать: в последнем суждении речь идет о факте, а в первом — о нравственныхценностях, где многое носит относительный характер.

Таким образом, истинуопределяют как адекватное отражение объекта познающим субъектом,воспроизводящее реальность такой, какова она есть сама по себе, вне инезависимо от сознания. Это объективное содержание чувственного, эмпирическогоопыта, а также понятий, суждений, теорий, учений и, наконец, всей целостнойкартины мира в динамике ее развития. То, что истина есть адекватное отражениереальности в динамике ее развития, придает ей особую ценность, связанную спрогностическим измерением. Истинные знания дают людям возможность разумноорганизовывать свои практические действия в настоящем и предвидеть грядущее.

Религиозное понимание истинности

Многочисленные взаимоисключающие религии в вопросе осмысления правды приходят к одному выводу: истина Бога является последней нерушимой инстанцией.

фото 684

Христианские талмуды, описывающие божьи заповеди (законы), предполагают безусловное верование в непоколебимость изложенного. Личность сама принимает решение верить ей или нет, понимая, что доказательств, подтверждающих каноны, не существует. Особенность человеческого разума характеризуется потребностью веры. Человек свято верит в силу исповеди, которая способна очистить душу.

Восточные религии призывают признавать нерушимый авторитет Учителя, слово которого необходимо воспринимать святым, оно не обсуждается. Мораль в таких случаях уже не рассматривается, как базовая составляющая, основное – наставление Учителя. Только его слово способно спасти. Истина древневосточных постулатов выступает спасительным озарением.

Относительность и абсолютность правды

Дискутируя на тему истинности, философы пришли к выводу – истина выступает относительной и абсолютной единицей.

Что характерно для первого вида правдивости? Относительность отличается односторонним, неполным суждением о чем-либо. Некоторые мужчины носят усы, многие представители сильного пола не делают этого. Оба утверждения одновременно верны, поэтому считаются относительными.

Абсолютная истина отображает объективную реальность с позиции восприятия человека. Планета Земля – космический объект. Не зависимо от рассуждений людей, данное утверждение абсолютно истинно. Но бытует мнения, что личностное восприятие субъективно, поэтому абсолютная истина, как понятие не существует.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...