Буддизм для начинающих. Что нужно знать начинающему практику?

Содержание

Кем был Будда?

Известно лишь несколько подробностей о жизни Сиддхартхи Гаутамы, человека, который впоследствии стал известен во всем мире как Будда, или Просветленный. Он родился в привилегированной семье, в деревне недалеко от современного Непала в 5-м или 6-м веке.

Будда

Будучи принцем по статусу, он познал трудности внешнего мира только когда ему было около 20 лет. Этот опыт побудил его отправиться на поиски просветления (или Нирваны). Достигнув Нирваны, он стал известен как Будда.

Он передал свое учение многим, чтобы и другие могли достичь Нирваны.

Представляем вам великие выражения Просвещенного.

Кратко о религии буддизм

В основе философского учения лежит направление верующего на поиск истины. Оно помогает человеку осознать и увидеть вещи таковыми, каковы они в реальности.

Буддизм кратко и понятно

Символ буддизма — Дхармачакра, или Колесо закона (колесо сансары)

Buddhism не содержит понятия о богах. В отличие от других религий, в учении нет связи между человеком и Абсолютом. Есть цель вырастить бога внутри себя.

Популярна в буддизме тема перевоплощения души. Согласно теории реинкранации, проживание новых жизней – это приобретение новых испытаний и страданий, потребностей и желаний.

Перевоплощение в буддизме называют «колесом Сансары», при движении которого души рождаются в других новых телах.

:

1. . “The Buddhist Religion: A Historical Introduction” (fourth edition) by R.H. Robinson & W.L. Johnson (Belmont, California: Wadsworth, 1997), . 307. 2. “” , . 3. Refuge: An Introduction to the Buddha, Dhamma and Sangha by Thanissaro Bhikkhu (1997). 4. : “” (” “: (), (), (), (), ), “” (, , ). ? 

, () (), (). , .

:

: ” , , ‘ ‘ , ?”.

: “, , , . , . , .”

“, , . .”

“, “, .

: ” , , , , () , () , () . , , . .

” , , , “.

22.58.

()?

[ ]?

” ” ()? 

, . , , , , (“”, , ). , ” ” (). (sasana) , .

, , . ( , .) , , – “” () . .

6 .. , “”.[1]

, , ( ), ( ). . , , , ” ” . , ,[2] . , – ( 26: ):

[ ]: ” , 80 , , , , , , , , , , “

, . .

1. ( 14) ( 32) 6 : , , , , . ( 116) . 2. . “The Buddhist Religion: A Historical Introduction (fourth edition)” by R.H. Robinson & W.L. Johnson (Belmont, California: Wadsworth, 1997), . 105-6.
, ? 

, .

” “

.

. . , .

, ..

. , , . , .

“” “”. , , , . – .

, . .

.

, , . ? 

, ? , , , , . , .

, . , , :

. , , . . , . . , , . . , , . (. “The Healing Power of the Precepts”.) . , , . , , . , , , , , , , , .. , . , , . , , .. . , , . , . ” ” (. 16 “Recognizing the Dhamma”). . , . , , .

, , . ? ? ? ? ? ? ? , ? ? , .

? 

: ” “, , .[1] , . , . , , , . , .[2] , , . , , , . . .

” “. . – ” !”. , , , . , , () .[3] .

, -. ( , , , , ). – , ( ” , “).

, , . , , . , , , .[4] : , ,[5] , , [6] . , , .

, , . . , .

. ? 

, . . , .

, ” “. , , . , . ” “, – , .

? 

( , ) , . , . , . (. 31)

? 

, , . , , , [] . .

, . , , . : , , : , .

,

,

.

, ,

, .

,

,

, ,

.

109.

, , , ( VII.48). , .

? 

, , . : ” “. ,[1] . .

, , . , , .[2]

1. , , : (), () gandhabba ( ). , . ( 38). 2. ( 3) . :

, , , , : “, ? ,” , , , .

, ” “. . The Buddhist Monastic Code, Vol. I.

? 

: , , , , . ( 31 – 2.4) , , . . .

, , , . , . . , , . , , .[1] (- 61) , , : .

, , . , ” ” . , , . – ( ), , . -, , : . -, , , , ( ) . (, , .) -, , . , . , , , , , . .

, , , , , . , : , , . , , . . : , , . , , , , , , . , , , , , , . , :

,

,

, .

,

, ,

, ,

,

– .

, 74.

, ( ), .[2] :

  • “” ” “.
  • “. “, , , . . , 2003 “” (416 ., ).
  • (. 1) / ., ..; . . .. .: , 1992. 160 .
  • : / . .., ..; . .., ..; . ..; . ..; . … .: , 1989. 528 .
  • . . . : (), 1979. 352 .
  • : ./ . . ; . . . .: , 1991. 79.
1. () , , . , : 61 ( 7 ), , ; 62 ( 18), ; 147 ( 20, ), , XXII.91 ( XVIII.21) XXII.92 ( XVIII.22), “” , – 2.11, . 2. , , , , . , , .. . , ..

? 

, . , , , , . ( ) . , , .

, , , . , , .[1] , , , [2] ( , ), . ( ), , , – .[3]

, . , , , , , ..

? : . , , , . :

, – ? , ” “? , . ” ” , ” ” (. , 5.177). , , , , .

: , ( .. ), , . , . .

. , , – , , – . , . . , , , . , . , . . .

1. , , , , , , , , . , , , (. The Buddhist Monastic Code).

, , . , , , .

2. . The Economy of Gifts” by Thanissaro Bhikkhu. 3. . . “The Buddhist Religion: A Historical Introduction (fourth edition)” by R.H. Robinson W.L. Johnson (Belmont, California: Wadsworth, 1997), pp. 213-14.

?

? 

, , . , , ” “, ( 16). , . , : , , , , .. , . , , , , , .

– , . , ” ? ?”. , .

, . ” ? ? , ? – ?” , ( IV.192). -, , , , .

, : – , ( ), , .

. : “Recognizing the Dhamma”

? 

“” , , :

  • ” “, .
    . .
  • “p “, H p.
    p p p, p, p , p p .
  • “p “, .
    , . .

() ?  : , , . ” ” (Pali Text Society) 12000 50 . 2000 . , , . ” ” , , , . . : “” , .

(dāna) ? 

. “dāna” , . , “‘dāna’ , , 2500 …”. , , . , ” ” . , , , . .

, . , [ 224]. , , :

, . , , , . , :

-, , . , , , , ” , ” ( VII.49). , – , , , , .. . – .

-, – . : , ( IV.28). . , ” ” . , , , , . , , , . , , , .

-, ( III.24). , , (sīla), . , . . , , . , , .

. . , , , , .. . , , , , . , , , , ( 354).

?

? 

. , , , , , – . . , , , , , . , , , . . , , , , . .

, . , , , . , , , . . , , , , , . , , , . , , . , , . ?

, , , , -, . : ” “.

Как возникла древняя философия буддизма

В середине I тысячелетия до нашей эры в Индии главенствовал брахманизм. На севере страны возникло течение, противостоявшее ему, – буддизм. Культура, общество и экономика находились в глубочайшем упадке. Традиционные институты и родовые объединения теряли свое влияние, происходило формирование классовых взаимоотношений. По стране путешествовали мудрецы и предлагали по-иному посмотреть на духовную и физическую жизнь человека. В числе учений, которые предлагали под другим углом посмотреть на окружающий мир, был буддизм, получивший наибольшую симпатию народа.

Самостоятельное принятие буддизма

Этой темы необходимо коснуться, потому что очень многие люди, начитавшись буддийской литературы, вдруг принимают решение стать буддистами и немедленно начинают практиковать те или иные медитации или ритуалы. Однако не все так просто. Уверовать в истинность буддийского учения человек, конечно же, может и должен самостоятельно. Но вот чтобы считать себя полноправным буддистом, то есть членом сангхи, простого решения недостаточно. Для того чтобы войти в духовное сообщество, требуется принять так называемые три драгоценности. Иначе это называется обетом прибежища. Он-то и вводит человека в буддизм. Для начинающих очень важно, чтобы в первый раз этот обет был принят кем-то из уполномоченных служителей-лам. Для этого требуется личная встреча с ламой и совершение церемонии принятия обета прибежища. Без посвящения в эту передачу прибежища большая часть практик не имеет смысла.

буддизм для начинающих книги

Сущность и положение религии

Гаутама решил, что начнет обучать других. Так появились “Четыре благородные истины”, которые являются своего рода установками и базовыми учениями.

Что подразумевают “Четыре благородные истины”:
– Дуккха. Она учит, что от страданий никуда не убежать, ведь они всегда возвращаются.
– Дуккха самудая, которая рассказывает о причинах страданий.
– Дуккха ниродха: учение Будды о том, как он достиг прекращения страданий.
– Дуккха марга. Будда рассказывает другим, что избавиться от тревог можно Восьмеричным путем.

Це дорога, яка допоможе осягнути істинні знання
Это дорога, которая поможет постичь истинные знания

Учитель буддизма Серконг Ринпоче подчеркнул ,что “Четыре благородные истины” – это первые и важнейшие учения. Их можно трактовать по-разному, но суть одна. Если вам плохо, вы идете к врачу. При условии, что вы выполняете все его наставления, вы выздоравливаете. Так же и с учениями Будды.

1. Учение о непостоянстве.

Еще одно не менее важное учение в буддизме – анитья, то есть учение о непостоянстве. Эта доктрина о том, что в мире нет ничего вечного. Абсолютно все: и духовное, и материальное рождается, живет и умирает. Цикл жизни, каким бы он не был, рано или поздно закончится.

2. Учение о душе.

После анитьи идет анатман, то есть учение о душе. Если быть точными, то о ее отсутствии. Казалось бы, что буддизм сам себе противоречит, ведь согласно канонам религии, душа постоянно перерождается. Однако, как объясняют сами же буддисты, это учение трактуется как отсутствие стабильности внутри человека.

Когда вы закрываете глаза и пытаетесь задуматься о своем существовании, то к четкому осознанию прийти практически невозможно. Ведь человеческая душа и физическое состояние постоянно меняются.

3. Учение о страданиях.

Если сложить дуккху, то есть учение о страдании, анитью, учение о непостоянство и анатман, учение о душе, то вместе они образуют фундаментальные основы буддизма – “Три признака существования”. В общем все наставления, учения и основы заложены в Трипитаке – это священные тексты буддизма. А те в свою очередь поделены на корзины.

Трипитака состоит из:
– Винайя-питака (корзина дисциплин).
– Сутта-питака (корзина проповедей).
– Абхидхарма-питака (корзина высшей доктрины).

​Тапітаука – це священні тексти буддизму
​Трипитака – это священные тексты буддизма

Учитель буддизма Банте Силенанда добавил, чтобы постичь все учение буддизма мы должны практиковать три вещи: дану (щедрость), силу (нравственность) и бхавану (медитацию).

Основные понятия и идеи буддизма

Одной из основных целей буддизма является путь к нирване. Нирвана – это состояние осознания своей души, достигаемое с помощью самоотречения, отказа от комфортных условий внешней среды. Будда, проведя долгое время в медитациях и глубоких размышлениях, осваивал метод контроля над собственным сознанием. В процессе этого он пришел к выводу, что люди очень привязаны к мирским благам, чрезмерно беспокоятся о мнении других людей. Из-за этого человеческая душа не только не развивается, а и деградирует. Достигнув нирваны, можно лишиться этой зависимости.

Буддийская практика

Будда не хотел, чтобы к его учению относились как к магии, а его самого воспринимали бы как бога, который чудесным образом может решить все людские беды. Ученик буддизма, практика и путь — это рациональный метод, при использовании которого человек, прилагая правильные усилия, получает благой результат. Поскольку очищение ума — это долгая, непростая и кропотливая работа, Будда советовал запастись усердием, доверием и терпением. В зависимости от мотивации, плодами может быть обретение счастья:

  • в этой жизни
  • в следующих жизнях
  • высшего счастья (ниббана)

Если человек следовал советам и не откладывал практику «в долгий ящик», то достаточно скоро получал первые благие плоды, поначалу пусть и незначительные, но видимые уже здесь и сейчас — как им самим, так и другими людьми. Он начинал меняться в лучшую сторону — становился менее эгоистичным, менее раздражительным, уменьшал или полностью отбрасывал вредные привычки, совершал меньше поступков, порицаемых окружающими, за которые ему было бы стыдно. По мере очищения своего внутреннего мира человек становился спокойным и счастливым, не испытывал затяжных депрессий, не впадал в отчаяние от тяжёлых жизненных ситуаций и проблем. Именно так буддист обретает счастье уже в этой жизни.

Если человек не хотел ограничиваться столь минимальным результатом, он развивал щедрость — одаривая монахов и неимущих, принимал и исполнял обеты нравственности, становился мирским последователем Будды, закладывая фундамент для обретения счастья в следующих жизнях.

Если же ученик уже был достаточно подготовлен, чист и обладал решимостью, ему легко давалась практика медитативного сосредоточения и созерцания, за счёт которой он мог достичь самой вершины буддийского пути — полного искоренения даже мельчайших загрязнений сознания и достижения абсолютного, совершенного и неразрушимого счастья — ниббаны.

Не так просто сразу понять и объективно оценить свои способности и возможности. Часто начинающие буддисты пытаются браться за самые сложные буддийские практики и в результате испытывают разочарование от нереализованных мечтаний. Чтобы не было подобных неудач, лучше всего начинать с самых простых вещей и постепенно, размеренно, аккуратно продвигаться к более сложным ступеням Благородного Восьмеричного Пути.

Буддисты и их образ жизни

Буддизм кратко и понятно

Буддийская культура продвигается следующими социальными группами:

  1. Классом монахов, занимающихся выполнением ритуалов и живущих в безбрачии в монастырях. Отличаются внешне от окружающих красными одеяниями.
  2. Классом мирян, помогающих материально монахам. Заботясь о семьях, необразованные, они стараются применять заповеди учения в своей обыденной жизни.
  3. Классом йогинов, осуществляющих живую передачу, влияющих на все стороны бытия и преобразующих их. Живя вдали от всех, иногда в пещерах, становятся просветлёнными учителями. Их заметно по нечёсаным волосам, длинным ногтям, странному поведению и дешёвой одежде из шерсти и хлопка.

Буддизм кратко и понятно

Йогин Миларепа

Одни из известных учителей:

  1. Миларепа автор известных на Тибете песен мудрости.
  2. Житель гималайского королевства Бутан Другпа Кюнлег, которого почитают на своей родине за силовые поля, помогающие осуществлять желания.

3. «Тибетская книга мертвых»

Одна мз наиболее почитаемых книг на Востоке, написана 1800 лет назад. Тибетские монахи считают ее путеводителем по загробному миру. “Книгу мертвых” называют священным писанием, отгадкой самой великой загадки в истории человечества – смерти, а так же ключом к свободе.

Любой, кто захочет прочитать эту книгу, откроет для себя много нового не только о буддизме, но и о самой загробной жизни. Учение “Книги мертвых” рассказывает о самых тайных уголках разума человека, перед вами откроются двери знаний тибетских лам, их мудрость, тайны вселенной и множество других захватывающих путешествий в подсознание.

Тибетская книга мертвых

Что такое реакции в буддизме

Представьте, что вас предал близкий человек. Это вызывает в вас злость, обиду, гнев. Но подумайте, обязаны ли вы испытывать эти чувства? Вопрос не в том, можете ли вы в этот момент испытывать что-то другое, например, благодарность. Но чисто теоретически возможен же такой вариант? Нет такого закона, согласно которому вы обязательно должны чувствовать в этой ситуации обиду или гнев. Вы сами делаете выбор.

Мы реагируем на происходящие ситуации негативными эмоциями только потому, что находимся в неведении. Мы путаем причину и следствие, меняем их местами, считая, что ситуации вызывают в нас чувства. На самом деле чувства вызывают ситуации, а ситуации только стремятся вызвать в нас те же чувства, которые стали их причиной. Но мы не обязаны на них реагировать так, как они этого хотят. Мы сами можем делать свой осознанный духовный выбор.

Мир полностью отражает наши чувства.

Мы этого не видим только потому, что отражение это происходит с задержкой во времени. То есть ваша сегодняшняя реальность – это отражение прошлых чувств. Какой смысл реагировать на прошлое? Это ли не самая большая глупость человека, находящегося в неведении? Оставим этот вопрос открытым и плавно перейдем к следующему основополагающему принципу буддийской философии.

что такое буддизм

Цветок лотоса (падма)

Является наиболее известным и широко признанным буддийским символом в мире. Описывает внутренний мир, человечество и жизнь.

Буддизм что это такое простыми словами«Вечный узел» в буддизме

«Бесконечный узел» (шриватса)

В буддизме бесконечный узел символизирует переплетающуюся мудрость, сострадание и любовь.

Буддизм что это такое простыми словамиБуддийская свастика обычно находится по часовой стрелке и, как говорят, содержит весь разум Будды.

Свастика

Это древний символ вечности, изобилия, множественности, процветания, благополучия и долгой жизни.

Буддизм что это такое простыми словамиОн символизирует Ваджраяна, который является одной из трех основных ветвей буддизма.

Ваджра

Буддийский тантрический символ, представляющий великую духовную силу и твердость духа.

Буддизм что это такое простыми словамиОдин из самых популярных буддийских символов для тату

Неалмус

Символизирует путешествие к просветлению. Он учит, что путь не всегда прямой.

Существуют многие другие символы: лев олицетворяющий могущество Будды, две золотые рыбы — символ счастья и свободы, раковина «санкха» — характеризующая звук пробуждения и призыву, урна мудрости «Бумпа», Глаза Будды/Мудрые глаза, Четыре короля-хранителя и другие.

Буддизм что это такое простыми словами«Ненависть не прекращается через ненависть. Ненависть прекращается через любовь. Это неизменный закон»

 Три аспекта буддизма

  1. Нравственность
  2. Сосредоточение
  3. Мудрость

Хотя все эти три аспекта даже на самом поверхностном уровне действуют одновременно, и неразрывно связаны друг с другом, основой буддийского учения всё же является нравственность, без которой невозможно отчистить ум для достижения необходимого уровня спокойствия и сосредоточения — второй составляющей пути. А без сосредоточения невозможно развитие совершенной мудрости, заключающейся в глубоком прозрении в реальность жизни и мира.

Учение буддизма (Дхамма) — это долгий процесс, похожий на составление сложной мозаики. Для получения всей картины нужно хорошо знать наследие Будды. Но для начала практики совсем не обязательно знать всю доктрину целиком. Базовые учения Будды касаются нравственного образа жизни и внимательного самонаблюдения, а потому каждому доступны для практики уже сейчас.

Что такое медитация

Медитация это центральный метод буддийского пути, который позволяет на практике осознать и внедрить в нас те принципы и знания, которые мы получаем аналитическим путем через книги и поучения. Первая основная медитация, которая применяется во всех школах – медитация на успокоение ума.

Вы можете начать с этой медитации. Любой человек может делать ее самостоятельно. Подробно про Медитации на успокоение ума.

Иными словами, вы можете использовать любые технические приёмы и практики, которые помогают вам преобразовать привычку считать вещи незыблемыми в привычку видеть их как составные, взаимозависимые и непостоянные. Истинная буддийская медитация, практика заключается именно в этом, а вовсе не в том, чтобы просто сидеть неподвижно, уподобившись пресс-папье.Дзонгсар Кхьенце РинпочеПоэтому позвольте мне открыть вам большой секрет. Всё, что вы переживаете, когда ваше внимание просто обращено на то, что происходит в вашем уме в любой момент, и есть медитация. Просто пребывать таким образом и есть переживание естественного ума.Единственная разница между медитацией и обычным, повседневным процессом мышления, чувств и ощущений —это применение простого, пустого осознания, которое имеет место, когда вы позволяете своему уму пребывать просто таким, как он есть, не гоняясь за мыслями и не отвлекаясь на чувства и ощущения.Йонге Мингьюр Ринпоче

О домашнем алтаре

Что касается обустройства домашнего святилища, то надо сказать, что это считается очень полезным делом. Однако в то же время оно не является необходимым. По своему назначению алтарь играет роль фокуса, который должен концентрировать внимание человека и организовывать его жилищное пространство таким образом, чтобы он помнил, что его важнейшая цель – просветление. Поэтому алтарные предметы должны стимулировать постоянную практику. Поэтому, если уж принято решение святилище создать, то его не нужно превращать в экспозицию, посвященную буддийскому искусству. Обычно достаточно поставить изображение Будды, изображение своего гуру и еще несколько особо важных скульптур или икон. Но лучше не выходить за рамки пяти. Помимо этого, на алтаре принято держать символы чистоты тела, речи и ума. Это значит, что кроме иконы или статуэтки Будды, на алтаре желательно иметь выдержки из священного буддийского писания (как вариант – «сутра сердца» или Ламрим) и так называемую ступу – символ чистоты ума Будды.

практики буддизма для начинающих

Следование восьмеричным путём

Чтобы овладеть учением в полной мере, нужно детально изучить и вникнуть в восемь составляющих пути, ведущего к освобождению от страдания.

дхарма

Особое внимание уделяется отправной точке – правильным воззрениям. Ко всем этапам восьмеричного пути следует неоднократно возвращаться, обогащая своё понимание знаниями, почерпнутыми у современных учителей или в древнем Палийском каноне.

5. «Искусство быть счастливым», Далай-Лама

Книга для тех, кто находится в поисках смысла жизни и ответов на вечные вопросы. Читателю предстоит поразмышлять вместе с автором о том, что значит карма, и почему так важно сохранять спокойствие и позитивный взгляд на мир, даже если этот самый мир к вам жесток, зачем судьба дает нам врагов и как научиться прощать и любить всех, кто встречается на пути.

Искусство быть счастливым

6. «Буддизм. Один учитель, много традиций», под редакцией Лобсанга Тенпы

Цель этой книги – отделить зерна от плевели показать, какие традиции вошли в культуру буддизма по ошибке и на самом деле не имеют к самому учению никакого отношения. Века развития буддизма существенно обогатили его философию, но далеко не все новшества на самом деле соответствуют той первоначальной идее, на которой строится вся религия. За ответами редактор книги Лобсанг Тенпа обратился к самому Далай-Ламе и буддийской монахине Тубтен Чодрон.

Один учитель, много традиций

Направления древнейшей из мировых религий

Буддизм кратко и понятно

Философские направления буддизма зародились с давних времён:

  1. Хинаяна основана на признании появления происходящего как результата действий, образа жизни и мыслей самого человека. Идеалом служит монах, имеющий возможность избавления от перевоплощений. Не признаются ни святые, ни обряды, ни рай или ад, ни иконы или культовые скульптуры.
  2. Махаяна, признающая благочестие и спасение даже для мирян, призывающая к поклонению культовым изображениям и святым, предполагающая наличие рая.
  3. Ваджраяна, опирающаяся на медитацию и принципы контроля за самосознанием.

Принципы буддизма

Восьмеричный Святой Путь в Буддизме, Учение о Четырех Благородных Истинах Буддизма,Слово принцип означает, что что-то работает, так или иначе. К примеру, двигатель машины работает по принципу внутреннего сгорания, нужен бензин, и нужно завести машину, чтобы она поехала.

А в чем же заключены основные принципы буддизма или истины? А главная истина буддизма основана на непостоянстве и страдании этого мира.

И для того, чтобы превзойти или избавиться от непостоянства и страдания, нужен правильный взгляд на мир и правильное размышление, а также соответствующие поступки телом и мыслями, правильная фиксация и самадхи.

Реинкарнация или перевоплощение

Одним из принципов буддизма является и тот факт, что существуют перевоплощения существ или как ее еще называют реинкарнация.

Учение о реинкарнации существовало и в раннем христианстве. С безначального прошлого мы вращаемся в круге перевоплощений. Слово сансара означает еще и круг перевоплощений или колесо.

Будда Шакьямуни говорит о том, что мы перевоплощались так много раз, что все существа когда-то были нашими матерями. Если сложить все кости от наших воплощений, то они сложили бы гору, которая стала бы выше всех гор мира.

А своим ученикам Будда говорил, что если собрать все слезы, которые вы выплакали в результате страданий прошлых жизней, то они по объему превзойдут все моря и океаны вместе взятые.

Иногда, чтобы дать характеристику учения буддизма его символически обозначают колесом, это колесо поворачивает нашу реинкарнацию или воплощения в обратную сторону, в сторону свободы и счастья.

Карма или принцип причины и следствия

Карма означает, что все, что мы совершили, станет причиной, и принесет свой результат.

Все, что мы сделали — к нам и возвращается. И мы рождаемся с разными причинами и условиями. Если бы не существовала карма, то, как тогда объяснить, что одни рождаются в бедной семье, а другие в богатой. Или кто-то изо-всех сил пытается что-то получить, а у него не получается, а другому все дается без усилий.

Практика буддизма, соблюдение его принципов, страдания и праведная жизнь очищает нашу карму, и по мере ее уменьшения будут исчезать и страдания, ведь все наши страдания от накопленной нами кармы в прошлом. А уже наши нынешние поступки тела, речи и мыслей будут определять наше будущее, насколько она будет счастливой или наоборот несчастной.

Процесс просветления – это процесс уменьшения нашей кармы, кармы из-за которой нам приходится страдать и перевоплощаться в этом мире.

А нирвана, которой достиг Будда – означает полная остановка желаний и страданий с ними связанных. Будда Шакьямуни говорил: «Моя жизнь уже закончилась. С корнем вырваны страдания и желания этого мира. И я знаю, что больше не перевоплощусь в этом мире».

Как практиковать буддизм: осознанность

Осознанность – это основная практика буддизма. Можно подобно Будде сидеть в медитации много лет. Но для этого нужно уйти в монастырь и отречься от светской жизни. Этот путь вряд ли подходит нам, обычным людям.

К счастью, чтобы практиковать осознанность совсем не нужно сидеть под баньяновым деревом.

Осознанность можно практиковать в повседневной жизни. Для этого нужно беспристрастно и внимательно наблюдать за происходящим в настоящий момент.

Если вы внимательно читали статью, то вы уже понимаете, что тот настоящий момент о котором говорят все Мастера это не то, что происходит вокруг вас. Настоящий момент – это то, что происходит внутри вас. Ваши реакции. И в первую очередь, ваши телесные ощущения.

Ведь в зеркале мира отражаются именно телесные ощущения – они создают отпечатки в вашем уме.

Итак, будьте осознанными. Находитесь вниманием в настоящем моменте, здесь и сейчас.

И внимательно беспристрастно наблюдайте:

  • Телесные ощущения и эмоции – реакции на происходящее во внешнем мире.
  • Мысли. Буддизм учит, что мысли это не вы. Мысли это такие же события «внешнего мира», но которые происходят в вашем уме. То есть мысли это тоже предрасположенности, которые также оставляют свои отпечатки. Вы не можете выбирать свои мысли, мысли появляются из ниоткуда сами по себе. Но вы можете выбирать свои реакции на них.
  • Окружающее пространство. Помимо «настоящего» момента также нужно очень чутко осознавать все пространство вокруг вас, быть внимательным к людям и к природе. Но держите все органы чувств под контролем, не позволяя им влиять на свое внутреннее состояние.

Духовный наставник Лама или Гуру в буддизме

Сделав эти первые шаги, вы можете идти по своему собственному пути практики с той скоростью, которая вам подходит. Вы можете самостоятельно изучить достаточно значительную часть Учения, но с обретением хорошего духовного наставника вы почувствуете, что ваше понимание значительно улучшается. Ваш учитель должен быть человеком, которому вы доверяете и которого уважаете, который соблюдает этические правила, хорошо знает Дхамму и умеет ясно передавать её другим.

Ваше понимание Дхаммы также может улучшиться по следующим причинам: вы углубляете своё понимание правил обучения, изучаете сутты, знакомитесь с монахами и монахинями и с традициями их Сангхи, развиваете способность понимать, какие из множества современных религиозных учений соответствуют учению Будды и изучаете техники медитации.

Получение вдохновения

Буддийский путь непрост. Он имеет дело с неприглядными сторонами нашей жизни. Чтобы продолжать идти вперед, нужны силы и надежные источники вдохновения. Если нас вдохновляют фантастические рассказы нашего учителя о чудесах и тому подобном, неважно связаны ли они с его собственной жизнью или с персонажами буддийской истории, это не слишком надежный источник вдохновения. Без сомнения, такие истории могут вызывать большой восторг, но мы должны проверить, как они на нас влияют. У многих это лишь усиливает нереалистичное стремление к чудесному спасению. Мы воображаем, что великий волшебник собирается спасти нас чудодейственными силами или что мы неожиданно сможем явить такие чудеса сами. Нужно быть очень осторожными с этими фантастическими рассказами: они могут вдохновлять нас, наполнять верой, и это может быть полезно, но такой источник вдохновения ненадежен. Нам требуется устойчивый фундамент для практики.

Прекрасный пример – сам Будда Шакьямуни. Он не пытался «вдохновить» или впечатлить людей фантастическими историями. Он не важничал, расхаживая туда-сюда и благословляя страждущих, и тому подобное. Будда использовал сравнение, которое повторяется на протяжении всей истории буддийских учений: оно состоит в том, что просветленное существо подобно солнцу. Солнце не старается согреть людей, а естественным образом несет тепло всем и каждому – просто в силу того, чем оно является. Хотя мы можем воспарить, слушая фантастические истории, чувствуя прикосновение к нашей голове священной статуи или когда нам повязывают вокруг шеи красную защитную ниточку, все это преходяще. Надежный источник вдохновения – то, каким человеком является наш учитель, спонтанно и естественно: его характер, как он обрел эти качества, практикуя буддийские учения. Вот что действительно вдохновляет, а не действия, которыми учитель старается нас развлечь. Возможно, это не так захватывающе, как фантастическая история, но именно так мы получаем неиссякаемое вдохновение.

По мере продвижения по пути нас начинает вдохновлять собственный успех: не от обретения чудодейственных сил, а от того, как наш характер постепенно меняется. В учениях всегда подчеркивается, как важно радоваться собственным положительным действиям. Однако очень важно помнить, что прогресс никогда не бывает линейным. Прогресс не означает, что все становится лучше день ото дня. Наша жизнь характеризуется тем, что у нас меняется настроение – то вверх, то вниз, – и так будет продолжаться, пока мы полностью не освободимся от неуправляемого круговорота проблем, а это невероятно высокое состояние. Нужно быть готовыми к тому, что иногда мы будем чувствовать себя счастливыми, а иногда несчастными. Иногда у нас получится действовать созидательно, а в других случаях будут брать верх наши невротические привычки. Так все и должно происходить – то вверх, то вниз. Чудес же, как правило, не бывает.

Учения о том, как избегать сложностей в отношении восьми преходящих жизненных ценностей, подчеркивают, что не следует задирать нос, если дела идут хорошо, и унывать, если все из рук вон плохо. Такова жизнь. Нам нужно думать о долгосрочных результатах, а не о таких сиюминутных ситуациях. Если мы практиковали, например, пять лет, то по сравнению с тем, что было пять лет назад, налицо серьезный прогресс. Пусть иногда нам грустно, тем не менее, если мы обнаруживаем, что можем справляться с ситуациями с более спокойным, ясным умом и сердцем, это показатель определенного роста, который вдохновляет. Это не столь драматично, как нам бы хотелось, ведь всех нас волнует драматизм сценического действа, но это надежный источник вдохновения.

Видео: Джецунма Тензин Палмо — «Как почувствовать вдохновение и продолжить путь»
Чтобы включить субтитры, кликните на иконке «Субтитры» в правом нижнем углу окна с видео. Сменить язык субтитров можно, кликнув по иконке «Настройки».

7. «Кошка Далай-Ламы и секреты истинного счастья», Дэвид Мичи

Это вторая книга из серии, она рассказывает о приключениях простой бездомной кошки, которая искала приют и доброго хозяина и нашла его в лице самого Далай-Ламы. На этот раз Далай-Лама уезжает в длительную командировку и оставляет наказ своей любимице в его отсутствие узнать секрет счастья. Чтобы выполнить задание, кошка приходит в книжное кафе и подслушивает разговоры писателей, психологов и других мудрецов.

Кошка Далай-Ламы

  • Читайте также
  • Комментарии
Идет загрузка

Решайте сами или ваш путь в ваших руках!

Вам самим решать, каким путём идти, но главное здесь — необходимость постигать учение Будды и практиковать его как можно лучше и полнее.

Если вы однажды решите, что учение Будды вам не подходит, вы можете уйти в любое время и пойти своим путём. Нет никакой церемонии отречения от учений Будды. Помните, что ваше счастье в ваших руках.

Статья взята с сайта Дхамма.ру

Свобода вероисповедания

Если вдруг случилось так, что человек «ошибся дверью», и эта религия не для него, всегда можно безболезненно уйти с этого пути. Он не будет преследоваться своей бывшей школой и не испытает других негативных последствий.

9. Буддисты вегетарианцы или нет?

Суджата подает Будде рис с молоком. Живопись танка (рисунок на ткани). Непал© Diomedia

Казалось бы, один из важнейших буддийских принципов — ахимса — пред­полагает отказ от употребления в пищу мяса. Однако в реальности в разных регионах пищевые ограничения обусловлены по большей части местными обычаями. Среди буддистов есть как сторонники, так и противники вегета­рианства, причем и те и другие приводят в подтверждение своей позиции легендарные высказывания Будды. Так, существует буддийская притча об оле­не и тигре, в которой олень попадает в ад за то, что, хвалясь своим вегетариан­ством, он, поедая траву, невольно уничтожал мелких насекомых, а хищник тигр, напротив, очистил свою карму, поскольку всю жизнь страдал и каялся.

другие религии

 

11 вопросов про иудаизм

Чем Талмуд отличается от Библии, а бар-мицва от брит-милы

 

11 вопросов про ислам

Откуда взялся Коран, чем шииты отличаются от суннитов, что такое шариат и как одеваются мусульманки

 

Частые вопросы о православии

Чем папа отличается от патриарха, умирают ли от смертного греха и зачем освящают танки

микрорубрики

Ежедневные короткие материалы, которые мы выпускали последние три года

Архив

Другие книги

Кроме этих двух книг, на вопрос «с чего начать изучать буддизм?» мы порекомендуем такие произведения, как «Буддийская практика. Путь к жизни, полной смысла» Далай-ламы XIV и «8 дебютных ошибок» уже упоминавшегося Геше Тинлея.

Подход к буддизму людей с католическим воспитанием

Некоторые люди, которые интересуются буддизмом, выросли в католической среде. В этом случае, знакомясь с буддизмом и начиная изучать его положения, не стоит считать необходимым оставить католичество и обратиться в буддизм. Однако важно не смешивать эти две духовных традиции. Мы не делаем три простирания перед алтарем, когда приходим в церковь, и, занимаясь буддийской практикой, представляем будд, а не Деву Марию. Мы занимаемся и тем и другим отдельно: когда идем в церковь, то просто идем в церковь, а занимаясь буддийской медитацией, выполняем только буддийскую медитацию.

В этих духовных традициях много общего – например, акцент на любви, помощи ближним и так далее, и на основополагающем уровне здесь нет противоречий. Практикуя любовь, щедрость и помогая другим, мы будем как хорошими католиками, так и хорошими буддистами. Однажды нам придется сделать выбор, но только тогда, когда мы будем готовы вложить все усилия в духовную практику ради существенного духовного роста. Намереваясь дойти до верхнего этажа здания, мы не можем подниматься по двум лестницам сразу. Думаю, это очень полезная метафора. Если мы просто находимся на уровне первого этажа, в вестибюле, тогда все отлично. Нам не надо ни о чем беспокоиться, и мы можем получать пользу от обоих учений.

Как принять буддизм

Буддизм кратко и понятно

Что нужно сделать, если возникло такое желание:

  1. Заняться изучением специальной литературы. Например, проштудировать тексты «Ламрина», автор которых Чжэ Цонкапа.
  2. Усвоить основные истины учения.
  3. Освоить восьмеричный путь, состоящий из этапов, помогающих познать истину. Осваивающему нужно научиться: пониманию, решимости, постижению речи, исключающей ложь и сквернословие, совершению полезных дел, пониманию жизни, приложению усилий, осознанию мысли, сосредоточению и просветлению.
  4. Осознать цель пути: рождение в виде человека (а не в виде таракана, муравья или коровы) великое благо.
  5. Побывать на аудиенции у Ламы, который решит, может ли кандидат стать «просветлённым».

С чего начать знакомство с учением великого Будды? С осознания своего «Я».

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...