БЕНЕДИКТ СПИНОЗА (1632–1677)

Основные работы Спинозы

  • «Этика»
  • «Богословско-политический трактат»
  • «Трактат об усовершенствовании разума»
  • «Основы философии Декарта, доказанные геометрическим методом»
  • «Метафизические размышления»

Биография

Спиноза появился на свет 24 ноября 1632 году в Амстердаме (Amsterdam). Его отец и мать были представителями еврейского народа, потомками изгнанных из Португалии племен и нашедших дом в столице Нидерландов (Nederland). Отца звали Михаэль (Габриэль Алварес) (Michael (Gabriel Alvarez), мать – Ханна Дебора де Спиноза (Hannah Deborah de Spinoza), у них было 5 детей.

Занимались родители торговлей экзотическими фруктами и были достаточно обеспеченными. При рождении будущий философ получил имя Барух (Baruch). Мать умерла, когда Баруху было 6 лет, и воспитание детей занимался отец. Спиноза учился в церковной еврейской школе, дополнительно изучает теории древнегреческого философа Аристотеля (Aristoteles), латинский язык.

[veo class=»veo-yt» string=»rjL_6sNjT20″]

Известно, что уже в юном возрасте он одинаково хорошо изъяснялся по-португальски, по-испански, по-нидерландски, по-французски, по-итальянски, мастерски владел ивритом. В семье говорили на ладинском языке.

:

  1. ߠ
  2. ( )
  3. ( : , )
  4. [112]
  5. 6.1.
  6. 2.
  7. 5. .
  8. 64 .

,

,

. . . . . .

. ,

, , , , .

http://www.allbest.ru/

I.

II.

1.

2.

. 1632 1677 , . , , , , . , , , . , .

, , , , . : . , , . .

SPINOZA, Benedict(us) (de) [.; . / () ; . Bento d’Espinoza; Baruch Spinoza] (24 1632, – 21 1677, ).

, – (1598), Spinoza. (1621), (1622), Waterlooplein, 40.

– – . ( ) : , ( ), , .

— 1638 , .

24 1632 .

, , , , . . (1135–1204). . – – , . . , , , .

1654, Daniel de Prado, , , , . , , , . , , . ( ; ), , -, – .

1655 .

, , . , — , — . . , – . , , . , ,– , , , .

, , .

27 1656 . (, ) – , .((1))

23- , .

, , , : , , , . . , . ….

( — ) . , . , -, .

, – Benedict (: ). ((2))

1656-1660 . , , , , , . , .

, ( ) – (Simon Joosten de Vries), (Jarig Jelles), (Pieter Balling), (Lodewijk Meyer), и (Jan Rieuwertsz), (von Schuller), (Adriaan Koerbagh), (Johannes Koerbagh), (Johannes Bouwmeester) .

1660 , , – ( ), . , ( , ) . , , , – . 1662 . , .

, 1663 . , . — , . . , .((3))

1670 ( 1671 Paviljoensgrachts – Domus Spinozana), .

1670 . – , , . . , . , , . ( ) .

, (1672), , , ( ), , . , . , , .

1673 ., , . , “- ” ” “. , , . , .

1675 . 1662 . , , . – , , 1672 ( ), , .

21 1677 (, 20 , , — ), 44 , . 25 . ( 161 ) , ( , ) .

1677 . Opera Posthuma ( ). , , , . XIX .((4))

1687 . — ( 1862 . , , 1660 ., ; ).

.

, – . , : , , . . , , .

. . . , 3 (, ). , . — , , (). , . , , . . , , , . — ; ; . , .

, , 18 . . , , . , ” , “.((5))

, . , , , , . , , , , .

. – , , , , , .

. , , , , , . . .

, . . , – , , , , – . ( ) , , , .

( ), : ; ; ( , -) – . , , , .

, , , 12 , .((6))

, () – , . . .

, , , .

, , – . . , , , ; ? ?. , .

. : res cogitans () res extensa (). , . , , . . , , ( , ) , .. . , .. . , . , , .

, , , . , , .. , , , . : , , .. , , .

, , . (causa sui) . : , , , , . , , . , . , , , , .. – . ((7))

– . , , .. , , , – , 7 . , , ( causa sui ), , . ((8))

, , . : , . ((9)) , , , (causa sui); , . : , , .. , , . , , , . . , res cogitans res extensa , () , , . ((10))

:

, ,

, ,

, , , , , . ((11))

, . , , , , , , . , .. ; , , , .

. XVII . , . , , .

, – ( ). , (.. ).

– , . (), , , . , ,
, -. ((12) )

() , , , , , . : , , .. , , , , ; , , , , , , , . , , , : – , , , .. , . , : , , .

, , , , , , , .. . ((13))

, , , : – , , . – , [ ] , – . , .. .

? , , . , , , , .

() , . . , – . .

() – [ ] – . [] , , .. . . , . , , .. , . , .

, , , , , . , , , , .. . , . : , , .. . , , . – , , , – , . , , , . ((14))

, , , , , . ((15))

. : , .. , , . , . , , : , , – , – , . ((16))

, , , . , , , , . , , . , . , , .

, .. ? , . : , , , – , . , , , .

: , , , . , , (causa sui), . , , . , , . , , , , , .. . ((17))

, , , , , . , .. .

? , . . , , . , – – , , .. . .

, , ( ). , . , , . 

, . , ; , , . , – , .

, , , . , ( ), . 15 : , , , . ((18))

, , . , . . , , , , , . ((19))

. . (natura naturans) , (natura naturata) , , , , , , . , . , : . ((19))

: natura naturans , , , , , , ( , ). natura naturata , , , – , .. , , , . ((20))

, , : .

, (.. ) , , .. . , – . , . .

, , .. . .

, , ( ) , , . , .. , .

, , . , , . , , . , – , – . , , , , (natura naturata). ((21))

, , , , , .. , .. . , , , . .

, , . , , – . : , (, ). , , , -, . .

. , XVII-XVIII , , .

XVIII-XIX . . , . , – , – . , – .

, :

, .

, , . , , , .

, , – . .

– .

, , , .

, , , .

, – .

, , .. , , .

, , , , , .

, , .

, – .

– , , , . , . , ; , , , , . – , . , – – , , . , . , .

, , ( , ).

– (1670) , , , . , .

17-18 . , .

. . . . .

– . (1695-97) , . . .

, .. . . , , , , , , , . .. , , , , .

.. .. , , , .((22))

. – .

. . : , . , – , – . , – .((23))

. . ((22))

. . . .

. , . 19 .

. .

. . , . , . . ((24))

. , . , . , .

. , .

, , ( -). . , ; . . . -.

1977 . , 300- .

.

: . (, , 1951), . (- , , ., 1968) . ( 1935 .; – — , .-., 1989) .

? ? , , . , – . , . . , , 20 , – .

, . , . . , , , . , , .

, .. , : , , , , , ?

, . , , , . : , .

. , . , , , , … , , .

, . , , . XVII ., , , .

– , .

.

o .

o , , – , .

o , .

o , , .

o , , .

o , , , , , .

o – . – .

o , .

o , , , .

o , , .

o – .

o , , , .

o – -, , , .

o – .

o .

o , .

o , , .

o – – , , .

(1126, ,  — 12 1198, , ) — . .

(.-.) (384 . .,  — 322 . ., ) — . . . , .

() — – (, , , , , ) , .

( . attribuo — , ), , .

— , , . — , . , . , : , (: II, .7).

  • . . . , . .

    [41,3 K], 10.09.2009

  • . . . . , , .

    [19,6 K], 31.10.2002

  • “” , , , . .

    [9,7 K], 12.10.2004

  • – . . . – “” .

    [19,8 K], 18.01.2011

  • -, , . , ; . – , .

    [16,3 K], 09.10.2011

  • – -, , . “”. .

    [1,8 M], 07.06.2013

  • . , . . .

    [39,3 K], 26.01.2012

  • ?

, , ..
PPT, PPTX PDF- .
.

Этика

Над своей «Этикой» Спиноза работал 12 лет. Этот научный труд должен был разъяснить понятие добродетели и ее компоненты. Добродетель голландский философ трактует как высшее благо.

В своей привычной манере, используя математику, философов хотел создать цепь неразрывных суждений. Ее темой стал Бог, материальный мир и человеческий дух. Поэтому его работа состояла из ряда теорем, которые логически опирались друг на друга.

Основа этики – нравственность. Философ отрицал понятие «воля», заменяя его разумом. Не существуют такие явления как добро и зло, это лишь различные степени единого. Нравственность основана на познании, блаженства можно достигнуть только с помощью разума. Высшая добродетель – интеллектуальная любовь к Богу. Человеку следует познавать себя, так он придет к правильной любви к Богу, природе, и настоящей свободе.

Голландский мыслитель столько лет работал над своей «этикой», потому что намеревался создать философский труд подобный математической аксиоме, с доказательствами, выведенными разумом. Развивая теории предшественников (Декарта), Спиноза прошел долгий путь, чтобы познать истину.

фото 620

Спиноза различает три основных рода человеческого познания:

  • Мнение и воображение. Это познание, получаемое нами из повседневного опыта, чувственного восприятия окружающего мира. Оно дает нам лишь общие смутные и неясные образы, безо всякой связи действующих причин и следствий. Оно фрагментарно и обрывочно, так что позволяет лишь сформулировать самые общие понятия о мире. Поэтому оно бесполезно для человека, ищущего истинное знание.
  • Рациональное познание. Это познание идет от рассудка (ratio) и являет собой чисто научный способ мышления. Он уже улавливает логическую взаимосвязь вещей и причин в мировом процессе, поэтому дает человеку возможность отличить подлинное от ложного и, следовательно, приблизится к истине, насколько это возможно.
  • Интуитивное познание. Это высшая форма познания, дающая возможность увидеть вещи, исходящие от самого Бога. Оно уже не опирается ни на какие формы, действующие в земном бытии, а проникает сразу в суть идей божественных атрибутов, в саму сущность вещей. Этот уровень мышления доступен лишь мудрецам, которым одним только и подвластно истинное знание.

Теории о государстве

«Богословско-политический трактат», помимо религии, затрагивал тему государства, а также естественного права.

Люди склонны увеличивать свои права и блага за счет других. Но если эти порывы не ограничивать, все люди будут окружены ненавистью и страхом. Поэтому права всех личностей объединили в одно коллективно. Так появилась верховная власть. Она выше эгоцентризма отдельного индивида. Ее назвали государством.

По мнению Спинозы, государство – итог взаимного соглашения людей. Этот договор существует пока приносит пользу. Соблюдается сделка благодаря неограниченной власти государства, которой обладает либо один человек, либо несколько или много. Опора государства – соблюдение его гражданами законов.

Спиноза предполагает, что основа государства – разум. Человек свободен лишь тогда, когда он руководствуется разумом. Пока же им руководят страсти, человек их раб.

Путь философа

Живет он безбедно, так как его кормит ремесло – изготовление оптических стекол методом шлифовки. Рейнсбург (Ransburg), где поселился Спиноза, был центром идеологии коллегиантов.

[veo class=»veo-yt» string=»O_3MbT_wV5w»]

Именно здесь появляется его первый трактат с красивым названием «О Боге, человеке и его счастье» («Over God, de mens en zijn geluk»), потом объемный труд «Этика» («Ethiek») и книги, посвященные анализу философских взглядов Декарта.

Смелые взгляды Спинозы быстро распространяются в ученой среде, поэтому к нему часто приезжают слушатели из университета в Лейдене. Именно в этот период, в 1661 году, завязывается дружба и обмен письмами, продолжавшийся до конца жизни Спинозы, с Генри Ольденбургом (Henry Oldenburg), который возглавлял королевское научное общество в Лондоне.

С 1663 года Спиноза проживает в предместье Гааги (Den Haag), в Ворбюрге (Voorburg). Здесь он сдружился с Христианом Гюйгенсом (Christiaan Huygens), знатоком физических и математических наук, и специалистом в филологических науках, поэтом Иоганном Фоссом (Johann Voss).

В 1664 году был напечатан труд «Основы философии Декарта» («De algemene filosofie van Descartes») с указанием фамилии автора. Он больше не печатал книги под своей фамилией, скрываясь под инициалами, так его сочинения были запрещены к изданию.

[veo class=»veo-yt» string=»vP2nGrPcrxM»]

В 1670 году выйдет анонимный труд «Теолого-политический трактат» («Theologisch-politiek traktaat»), где философ изложил свои атеистические взгляды. Не преследовали его только потому, что представитель государственной власти Ян де Витт (Jan de Witt) во многом разделял взгляды смелого мыслителя.

Тогда же Спиноза поселяется в Гааге, создает учебник «Еврейская грамматика» («Hebreeuwse grammatica»). Известного философа приглашали преподавать в университете в Гейдельберге (Heidelberg), но он отказался, объяснив, что так ему будет сложно сохранять верность своим взглядам и убеждениям.

Основополагающая книга «Этика» была завершена в 1675 году, но издать ее было невозможно, так как возглавлявшие государство представители рода де Витт были убиты в ходе антиправительственного мятежа, а у власти оказались лица, не поддерживавшие неортодоксально мыслящего Спинозу.

[veo class=»veo-yt» string=»9mEZX0OFa64″]

Скончался великий нидерландец в возрасте 44 лет в 1677 году от туберкулеза, которым болел более 20 лет.

Его похоронили на средства его друзей под плитами церкви Ньеве Керк (Nieve Kirk), а когда срок аренды места для захоронения истек, тело извлекли и, по одной из версий, просто выбросили, а по другой, более гуманной, перезахоронили в коллективной могиле. Личные вещи распроданы, а стол с рукописями был переправлен друзьям Спинозы в Амстердам, чтобы собрание трудов было издано посмертно. В своем завещании Спиноза просил опубликовать его труды в год смерти, что и было выполнено, правда, без указания имени автора: на обложке латинского издания стояли только первые буквы B. d. S. В 1678 году труды Спинозы были напечатаны на нидерландском языке и сразу же запрещены. На территории церкви Nieve Kirk есть памятная стела, установленная в память о великом вольнодумце.

Этика Спинозы

В природе все целесообразно и практично, всякая вещь находится на своем месте и соответствует своему назначению. Поэтому в мире физической природы нет, и не может быть места понятиям «хорошего» и «плохого», «доброго» и «злого». В самом деле, разве можно назвать, к примеру, тигра нехорошим животным, а крокодила – безобразным, несовершенным? Все это наши человеческие понятия, перенесенные на мир вещей. Но ни одна вещь, убежден Спиноза, сама по себе ни хороша, ни плоха – она всего лишь то, чем она является, и не более того. Что же касается «доброго» или «злого», то об этом человек судит с точки зрения собственной выгоды: «Я понимаю под хорошим то, что нам достоверно известно как полезное. Под плохим, наоборот – то, что, как нам достоверно известно, препятствует обладанию добром».

Человек – особая часть мира. Человек есть существо природное, говорит Спиноза, поэтому и рассматривать его надо с точки зрения Природы. Все страсти, которые порой нас обуревают, представляют собой обычные природные явления. Они не выводятся из сущности человека, а являются некими смутными влечениями, вызываемыми соответствующими идеями в сознании человека. Главная цель человека в обретении счастья, а для этого необходимо полное освобождение от страстей.

«Проясни свои мысли – и ты перестанешь быть рабом страстей», – такова главная идея Спинозы в борьбе человека против собственных пороков. Только в интеллектуально-духовном напряжении человек обретает истинное счастье, ибо он привыкает смотреть на все, происходящее в жизни, sub specie aeternitatis («с точки зрения вечности»), понимает глубинную взаимосвязь вещей и событий, воспринимая их в свете божественной необходимости.

Выдающейся заслугой Спинозы является исследование взаимосвязи свободы и необходимости. В понимании Спинозы, в субстанции (Боге) сливаются необходимость и свобода. Бог свободен, ибо все, что он совершает, исходит из его собственной необходимости. В природе господствует детерминизм, то есть необходимость. Человек – модус двух атрибутов. Свобода человека состоит в единстве разума и воли. Поэтому и размеры реальной свободы определяются ступенью разумного познания (разумом и знанием). Свобода и необходимость не противоположны друг другу, напротив, они обусловливают друг друга. Спиноза приходит к пониманию свободы как познанной необходимости. Противоположностью необходимости является не свобода, а произвол.

Спиноза о религии

Учение о происхождении, сущности и роли религии в общественной жизни Спиноза изложил в «Богословско-политическом трактате». Хотя во всей его философии господствует идея Бога, теологи обвиняли Спинозу в атеизме, поскольку Бог Спинозы не личностный Бог с волей и разумом, творящий мир по свободному выбору как нечто отличное от себя. Он выступает не действующей извне причиной, а «имманентной», и неотделим от вещей, исходящих от него.

Спиноза показал, что философия и религия принципиально различны. Если философия оперирует на уровне второго и особенно третьего рода познания истины (рассудок и разум), то религия действует исключительно в пределах первого рода (воображение, представление).

Целью философии является истина, а религия добивается только подчинения и повиновения. Философия опирается на доводы разума, а религия использует для послушания страх и суеверие. Спиноза является основоположником научной критики Библии.

Учение о субстанции

Философствование Спинозы гласит, что субстанция есть сама по себе. Она – своя первопричина. Тема субстанции — главная в работах философа. По его мнению, субстанция уподобляется Богу.

Субстанция формируется атрибутами. Их существует бесконечное количество, но человек способен выявить два. Первым атрибутом становится протяженность. Это телесная субстанция, непризнание пустоты. Второй – мышление. Это определяется человеческим сознанием, включая разум. Связь между двумя этими атрибутами осуществляет Бог. Тот не является конкретной личностью и далек от христианской трактовки. Он – сущность вещей, сама природа: неразделимая, вечная, бесконечная и независимая. Благодаря ей вещи становятся реальными и существуют.

Субстанцию невозможно определить или измерить, но она реальна и совершенна. Она состоит из множества атрибутов, каждый из которых выражает бытие. Вселенная – не создана, а создается. В своих работах Спиноза заменил сотворение мира на его вечное бытие.

Размышления о душе

Спиноза не отделял душу от тела. Он полагал, что душа – это сумма мыслительных способностей, атрибут мышления. Душа зависит от тела.

Размышления мыслителя о душе связаны с работами философа об аффектах. Так он называл состояния души и тела, связанные между собой и выделил их несколько:

  • удовольствие
  • неудовольствие
  • желание

Вариантов в реальности много, но все они сводятся к этим. Рабство, по суждениям Спинозы – невозможность победить свои страсти. Свобода – победа над аффектами с помощью познания.

Для Спинозы тело и дух являются двумя сторонами одного понятия. Тело – эта видимая душа. Человек в определенной степени отражает в себе божественную природу, а его дух – образ бесконечного мышления. Человек – торжество тела и души. Но при этом не только человек имеет душу. Все во Вселенной одушевлено, потому что несет в себе образы бытия.

фото 621

Взгляд на общество

Математический подход к философским вопросам привел к тому, что Спиноза приравнивал общество к механизму. И возникновение государства философ выводит из разумной договоренности людей, а не в результате социально-экономических процессов. По его мнению, люди договорились о создании законов, чтобы сдерживать свои страсти и порывы. Общество учреждает государство, а оно создает условия для главенства разума. Это позволяет человеку обрести свободу.

Власть не должна вмешиваться во внутреннюю жизнь людей. Нельзя попирать свободу мысли и слова.

Философ хотел обосновать этические вопросы, которые станут опорой для поведения каждого человека в обществе. Свой главный труд он так и назвал: «Этика».

В своих работах мыслитель обосновывал необходимость жизни в обществе, создания различных союзов, таких как брак. Именно всевозможные объединения людей являются, со слов Спинозы, основой любого общества.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...