Äàîñèçì

Содержание

– . . -, . . .

, , , , .

http://www.allbest.ru/

.

: ” “

: “”

: -14

– 2014 .

1.

1.1

1.2 –

2.

3.

3.1

4.

5.

– . , , , .

. , , , . – , . , , , , , , , , . , .
. , , , , .

. , , , , , . , , , , . , , . , – .

1.

– ” -“. . 2- I . . , – ( , , , -, . 604 . . .), – (369-286 . ..) , ( “-” ” “). , “-” 300 . ., “-“, VI-V . . . ( ) IV-III . . .

– – , ” ” ( ), .

” ” , ( ), ( ) (2 . ..) (2-1 . ..) 130 .

” ” ( ), , (46 .. – 23 ..), – (

), 30- (32-92) ( [ ] ).

. “” (“”) , “” . , , , ” ” ( , , ), – . ” ” ( , ) , , -.

– – . , 19 – 20 . , , : – ” ” ( ), – ” () ” ( ). , 6-5 . .. , 1-2 ., 3 – 2 . .., , , .

1.1

, , () V . ., . Ƹ .

. – ” “. , .

– , , . , ” “. ” “. ” . , , . – -, , . “”, , 72 . , . , . – , , , , . , – , . , , – ” “. , ” ” (- ), . (V-IV . ..), .

– , , , , . – IV . . . – . – , -, . , . , , . , , , -, . , -, ” , , , “.

, . , , ” “. . , , , .

1.2

, , , – ” “, ” ” – , “”. -, .

, – , – – (), . – , .

– , – , “” . – , , , – , . -. – , , – ” “. – , – . , – 33- – “” , – .

– , “” ” “. , – ” “: , “” “” . , , “”, . , ” “. – .

– ” ” (“”) – , , , I . . ., , , 300-400 . -, , ” ” ” “. -, , – , – , – . , – ” “. , , , . , , , – . – ” ” ” -” -, . , , , : “-, , , , “. , – , , ” “, ? , , , , . , . – , . ” “, , – , , – .

– . , . , ( ) ” -“. -, – . , . – – , . , – , – , , , , .

, , – 551-479 . . . – , , , , – 460 450 . . . – – 400 330 . . . , , , , – , – , , , “”. -, , , .

, -, . – , , – ( ), . -, .

. – ” ” – – “- ” ( ), , , . ” ” ” ” ” ” ( ). – ” ” ( ), , ” ” – . .

– . – . – . – (- -), , , , , , . , – “” .

– . , , , – , , , , , . – , , -. , – , “”.

. , -, , – -, , , – . , (” “) III . . ., -.

, – , . , , , – , -, . , -.

-, ” ” . , -, , .

XII . : ” , -“. -. , – : ” , , – -, . , , – . “.

, – – -, ” ” , , . , : ” “-” ( ” ” – . .) , “. , , – .

, : , , , -. “-” . , – . , , , , , , , , (475-221 .) . , .

– , . -, . , , .

2.

(“”) – . -, , , . , , , . – “” , – (” “).

(“”), , () .

(, ) (). “, () , ()”. , , . , . . , () , – . , , . , ” ” ( ). , : , , , .

, , , , ” “. ” ” ” “. , , , ( ).

, , . – . , , , , , , .

“” “” – . , “” . , , – . , . () . – , (” “).

( ) , . – (- -) – . . , , , , , , , , , – . . (” “).

, , II-III . . . ( ), ( , , , , ), ( ).

, . ( , ). : “” ( ) “” ( ). “” ” “, . , .

“” , – , , (, , ) . , “” (), , ” ” ( ) – . “” “”, .

. , , – , . : ” ” ( ), , ( ), ” ” ( ) ” ” ” “, “, ” ( ), .. , , .

XIII . ” ” – ( , , , , , , – ), . ” ” ( ) .

, , .

3.

( ). , , , , , , , . , , : ( ) (, ).

– : – -, (- ), () ” ” ” ” (” “), – , – – (; ).

II . – ” ” (” “). , 215 . ( ). – . , – ” ” (“-“). ” ” (” “). (” “) ( , 34-156 .), – . (63- ” ” ( 1894 .) ).

IV . – ( , ; – , .. ” “) (” “). ” ” – – . ( ), .

– . (618-907 .), -, – .

, , – – (2697-2598 . . .), – – ” – -“. – – ( ) ( , , ). , 1358 . . ” ” (). 156 . . . – ( ).

VII-VIII . , . . . XII . , – ” ” ( ) . . ( ). XIII . , , , , . , , . .

3.1

XII-XIII . . , (” “) – : (” “), (” “) (” “), ” ” ( ) – . (), – (), – (). . – – (” “), (” “) (” “). , (” “). : , , . (” “) (” “), (” “) (” “). , , – ( ). (” “) -; (” “).

. , , . (, , , ), , . , , .

, , , , – . , – (, , , ) . , , , , .

, , , . “” , . , , , .

: ( , , ), . .

, , “” – , , . “” , ( – ” “, – ” ” ) (, ” ” ( ), 184 . ).

, , , (246-210 . ..), – (156-141 . .), – (650-683 .), – (712-756 .). . , . 1951-1953 . .

4.

VI . . . “–“, ” “. : – “” – “”, – “”, – “” (“”, “”, “”, “”, “”, “”, “”, “”, “”). “” : – , .

“- ” – – . – , , . , , – , , . , , . -, “, , … “. – , , . , , , “ , , , , , “. , – “” “” ().

“- ” : ( ) , “” . , . , , , . , , . , , , , . . “- ” , . “” (). , . ” , , .

, , “, “. – , ” , , , ; , ; , ; , ; , ; , … , , . , , , , , – – , – – …. … , ” (“-“, . “”.)

.

” ; ; . ; , “. ” . . . “. “, ,; , ,; , ,“.

, . : “ , , “; “ , “. , , : , . – , – . : “C “, , -. , ( ) “. ” , “. ” , “. ” ; “. ” , ; , ; , …”.

, : ” , , , , , . , , “. – . : ” , . ” – . ” , , . – , “. , , .

5.

, .

(, ), , , , , . . , , , . , , , .

, , , , , , . , , , . , , , . . , , , , , , . , , , , , .

, III .., , : , , -, , . , , . . . . . , : , .

, .

, , , . , , , . , , , . , , . – , , .

1. . / . . .. . – . .; 1994.

2. . / . . . . -. .; 2000.

3. .., .. . . .; 1994.

4. http://taoism.ru/.

5. (Yu Kan) http://daolao.ru/.

6. http://china.worlds.ru/religion/index.html.

Allbest.ru

История

Фото 2Даосизм является одной из древнейших религий. Принципы даосизма коренятся в древних практиках китайских шаманов.

Предполагаемый «отец» религии — древнекитайский ученый и мыслитель Лао-цзы, который первым дал подробное описание ее философии и ритуалов, фактически облек ее в форму цельного учения. В отличие от Конфуция, Лао-цзы, возможно, является выдуманной фигурой: помимо легенд, нет никаких доказательств того, что этот философ реально существовал.

Предания гласят, что Лао-цзы (в переводе — «старый ребенок») вынашивался в утробе своей матери 81 год и появился на свет сразу с седыми волосами. Даосизм зародился в 5-3 веках до н. э. и оформился во 2 веке до н. э. Его прообразами были шаманизм области Чу, магия области Ци и философия северного Китая.

Даосизм появился в эпоху, когда китайское общество было разрознено, в атмосфере постоянной борьбы за власть, кровопролитных столкновений и политического хаоса. Первоначально новое учение было популярно среди бедняков, которых привлекала его центральная идея — равенство всех людей, наличие у каждого человека права на жизнь и свободу.

Фото 3

Центральная идея даосизма – равенство всех людей

Первые даосисты мечтали о появлении справедливого общества и прекращении распрей. Во 2 веке н. э. учение распространилось по всем землям Китая, появились первые даосские школы. По мере того, как численность даосистов росла, монахи стали организовывать крестьянские бунты против властей.

Одновременно они просвещали неграмотных крестьян, вели беседы о цели рождения человека, границах добра и зла, учили их жить в гармонии с природой. Позднее, к 5 веку, монахи начали целиком уходить от мирского и создавать закрытые, уединенные монастыри, где они предавались служению Дао. Некоторые становились отшельниками и поодиночке селились в горных пещерах.

Существовало несколько форм даосизма, каждая из которых соответствовала интересам разных слоев общества:

  • мистическая — была распространена у простого народа. Ее функцией было воспитание человека, развитие нравственности и приверженности нормам поведения в обществе. Для нее характерны упрощенные представления о Дао в сочетании с суеверностью. За решением духовных проблем простые люди обращались к просвещенным монахам;
  • научная — исповедовалась монахами, многие из которых были и учеными. Научными изысканиями даосских монахов двигало стремление получить эликсир бессмертия, при этом в процессе поиска они сделали много важнейших изобретений, таких например, как стекло, порох и фарфор. Монахи значительно обогатили даосизм и китайскую культуру: они создали теории возникновения мира и человека, учение фэн шуй, у-шу (философия и боевое искусство), цигун (йога и дыхательная гимнастика);
  • этическо-философская — была распространена только среди образованной элиты общества, фокусировалась на экзистенциальных вопросах ценности бытия, цели и смысла жизни, а также на сфере чувств.

Что такое Дао?

В основе даосизма лежит концепция Дао. В буквальном переводе это означает «Путь».

Дао можно понимать как:

«Нематериальная, бесформенная сущность всех вещей. Это ноумен в корне всех явлений; невидимая причина, предполагаемая видимым миром следствия. Без этого ничто не могло бы существовать, и всё же наши чувства воспринимают только внешние проявления».

Таким образом, мы можем думать о Дао как о чистом холсте, на котором появляется вся эта вселенная. Более того, это также движущий механизм творения, источник и сущность всех вещей.

Дао — это естественный, вездесущий и легкий порядок космоса. Творческая энергия, вселяющая и оживляющая всё на макрокосмическом и микрокосмическом уровнях.

Это сила, которая направляет орбиту планет, звезд и галактик. Это заставляет реки течь к морю. И нашим телам позволяет переваривать пищу, циркулировать кислород и без усилий дышать, расти и жить.

Этот творческий принцип невидим для чувств. Но это может быть ясно выведено по его эффектам. Если бы этого не было, ничто иное не могло бы существовать.

Вселенная не может внезапно появиться. Для того, чтобы что-либо существовало, должен быть какой-то фактор, поддерживающий его существование. Этот фактор называется Дао.

Даосизм — это в значительной степени «холодная» философия.

Для даосов секрет жизни заключается не в том, чтобы заставлять, раздражать или изо всех сил контролировать и манипулировать реальностью, а в том, чтобы расслабляться, улыбаться и плыть вниз по течению, позволяя вещам естественным образом разворачиваться.

При этом мы возвращаемся в соответствие с естественным порядком космоса.

Результат? Наша жизнь разворачивается с гораздо большей гармонией, миром, радостью и легкостью.

Вот одна из аналогий для понимания практического применения даосизма — думать о мутной воде. Какой лучший способ очистить мутную воду? Мешать или пытаться удалить все частицы грязи? Это на самом деле создает еще больше беспорядка. Вода очищается естественным путем, когда мы просто позволяем осадку осесть.

Древние мудрецы осознали, что человеческий разум работает по тому же принципу.

Вместо того, чтобы пытаться понять, искать и контролировать, когда мы позволяем себе быть мирным и спокойным, мы обнаруживаем, что возвращаемся к равновесию без усилий.

Может быть, в сегодняшние сверхстрессовые времена эта древняя философия предлагает лекарство от борьбы и напряжения современной жизни?

Даосизм как философия и как религия

Со­глас­но тра­диц. кон­фу­ци­ан­ской вер­сии, в кон. 19 – нач. 20 вв. пре­об­ла­дав­шей на За­па­де, это раз­но­по­ряд­ко­вые яв­ле­ния, имею­щие разл. обо­зна­че­ния: фи­ло­со­фия Д. – «шко­ла дао» (дао цзя), ре­ли­гия Д. – «уче­ние (по­чи­та­ние) дао» (дао цзяо). Дан­ный под­ход пред­по­ла­га­ет, что пер­во­на­чаль­но в 6–5 вв. до н. э. Д. воз­ник как фи­ло­со­фия, а за­тем к 1–2 вв. н. э., то ли в ре­зуль­та­те по­кро­ви­тель­ст­ва им­пер­ской вла­сти в кон. 3 – нач. 2 вв. до н. э., то ли в под­ра­жа­ние на­чав­ше­му к 1 в. н. э. про­ни­кать в Ки­тай буд­диз­му, ра­ди­каль­но пре­об­ра­зо­вал­ся в ре­лиг.-мис­тич. уче­ние.

В зап. си­но­ло­гии 2-й пол. 20 в. во­зоб­ла­да­ла тео­рия, со­глас­но ко­то­рой фи­ло­со­фия Д. воз­ник­ла на ос­но­ве про­то­да­ос­ской ре­лиг.-ма­гич. куль­ту­ры ша­ман­ско­го ти­па, ло­ка­ли­зо­вав­шей­ся на юге Ки­тая, в т. н. вар­вар­ских цар­ст­вах (в пер­вую оче­редь Чу), не вхо­див­ших в круг Сре­дин­ных го­су­дарств, счи­тав­ших­ся ко­лы­бе­лью кит. ци­ви­ли­за­ции. В со­от­вет­ст­вии с дан­ной тео­ри­ей, пио­не­ром ко­то­рой стал франц. си­но­лог А. Мас­пе­ро, Д. пред­став­ля­ет со­бой еди­ное уче­ние и его фи­ло­со­фия, вы­ра­жен­ная пре­ж­де все­го в клас­сической триа­де тек­стов «Дао дэ цзин», «Чжу­ан-цзы» и «Ле-цзы», яви­лась ре­ак­ци­ей на ра­цио­на­ли­стическую кон­фу­ци­ан­скую куль­ту­ру, ло­ка­ли­зо­вав­шую­ся в Сре­дин­ных го­су­дар­ст­вах.

Ко­рен­ное от­ли­чие да­ос­ско­го мис­ти­ко-ин­ди­ви­дуа­ли­стич. на­ту­ра­лиз­ма от эти­ко-ра­цио­на­ли­стич. со­цио­цен­триз­ма ос­таль­ных ве­ду­щих ми­ро­воз­зренч. сис­тем в Ки­тае пе­рио­да фор­ми­ро­ва­ния и рас­цве­та «ста школ» по­бу­ди­ло не­ко­то­рых спе­циа­ли­стов (В. П. Ва­силь­ев, Л. С. Ва­силь­ев) свя­зы­вать про­ис­хо­ж­де­ние Д. с ино­зем­ным (пре­ж­де все­го ин­до-иран­ским) влия­ни­ем (дао как свое­об­раз­ный ана­лог Брах­ма­на и да­же Ло­го­са и т. п.). Про­ти­во­по­лож­но­го взгля­да при­дер­жи­вал­ся ве­ду­щий рос. ис­сле­до­ва­тель Е. А. Тор­чи­нов (1956–2003), рас­смат­ри­вав­ший Д. как наи­бо­лее раз­ви­тую фор­му кит. нац. ре­ли­гии и вы­де­лив­ший в его ис­то­рии сле­дую­щие эта­пы и фор­мы: 1) скла­ды­ва­ние ре­лиг. прак­ти­ки и ми­ро­воз­зренч. мо­де­лей на ос­но­ве ар­ха­ич. ша­ма­ни­ст­ских ве­ро­ва­ний (с древ­ней­ших вре­мён до 4–3 вв. до н. э.); 2) ста­нов­ле­ние фи­ло­со­фии и письм. фик­са­ции Д. и од­но­вре­мен­но под­спуд­ное раз­ви­тие эзо­те­рич. ме­то­дов «об­ре­те­ния бес­смер­тия» (сянь сюэ) и пси­хо­фи­зио­ло­гич. ме­ди­та­ции йо­гич. ти­па (4/3–2/1 вв. до н. э.); 3) слия­ние тео­ре­тич. и прак­тич. ас­пек­тов с вклю­че­ни­ем дос­ти­же­ний др. фи­лос. на­прав­ле­ний (пре­ж­де все­го ну­ме­ро­ло­гии «И цзи­на», ле­гиз­ма и от­час­ти кон­фу­ци­ан­ст­ва), со­про­во­ж­дав­шее­ся письм. фик­са­ци­ей еди­но­го да­ос­ско­го ми­ро­воз­зре­ния; 4) ин­сти­ту­цио­на­ли­за­ция Д. в ви­де ре­лиг. ор­га­ни­за­ций как «ор­то­док­саль­ных», так и «ере­ти­че­ских» на­прав­ле­ний, а так­же на­ча­ло фор­ми­ро­ва­ния ка­но­нич. со­б­ра­ния его ли­те­ра­ту­ры «Дао цзан» («Со­кро­вищ­ни­ца дао») (1 в. до н. э. – 5 в. н. э.); 5) даль­ней­шее раз­ви­тие Д., во мно­гом сти­му­ли­ро­вав­шее­ся буд­диз­мом и про­те­кав­шее гл. обр. в ре­лиг. ас­пек­те.

Из­на­чаль­ный Д., пред­став­лен­ный уче­ния­ми Лао-цзы, Чжу­ан-цзы, Ле-цзы и Ян Чжу и от­ра­жён­ный в на­зван­ных их име­на­ми про­из­ве­де­ни­ях, а так­же в да­ос­ских раз­де­лах эн­цик­ло­пе­дич. трак­та­тов «Гу­ань-цзы», «Люй-ши чунь цю» и «Ху­ай­нань-цзы», соз­дал наи­бо­лее глу­бо­кую и ори­ги­наль­ную в др.-кит. фи­ло­со­фии он­то­ло­гию.

Что такое Дао?

Для начала надо понять, что слово Дао означает «запредельное». Выход за рамки двойственности и любых полярностей, это объединение мужского и женского в человеке, жизни и смерти. И как сказал великий мастер Даосизма Лао-Цзы – Дао пусто, но благодаря ему существует все.

История Даосизма

Обычно считается, что исторически, Даосизм берет свое начало от правления китайских императоров династии Чу, где уже тогда развивались мистические шаманские ритуалы и культы. И все же настоящая традиция начинается с легендарного мастера Лао-Цзы (Мудрый Старец) VI-V века до нашей эры, создавший основополагающий трактат «Дао Дэ Цзин».

И слово Дао можно перевести как Абсолютное Знание, которое не выразить словами, но все же можно пережить. А слово Дэ – это способ бытия или как пребывать в таком Абсолютном Знании. Дао движет всеми вещами, но которое за пределами представления о них.

Что такое Дао?

Дао – это вечный путь, нескончаемая дорога без конца и края, которая проходит везде и нигде, неизвестно куда она ведет и где кончается. Дао – это вечный Абсолют, все подчинено только ему, даже Небо действует по законам Дао. Вечный путь – это также и вечное движение, поскольку в природе ничто не бывает в состоянии покоя, все постоянно течёт и изменяет. По этим же законам живёт человек.

Величайшее счастье, по мнению Лао-Цзы и его последователей, заключается в познании Дао и вечном слиянии с ним. Человек, постигший Дао и подчиняющийся его законам, обретает бессмертие. Для того чтобы понять Дао, нужно соблюдать ряд правил, касающихся питания тела и питания духа, а также соблюдать концепцию недеяния.

Человек – это собрание божественных духов и демонов, которые постоянно борются за обладание его душой. Если он кормит духов своими добрыми поступками, происходит усиление души и приближение к Абсолюту, а если человек увеличивает число демонов злыми деяниями, душа слабеет и удаляется от Дао.

Питание тела – это соблюдение особой диеты, которая заключается в практически полном отказе от физической пищи. Постоянными физическими тренировками человек должен довести свое тело до полного подчинения разуму и научиться питаться собственной слюной и росой трав и цветов.

Третий постулат Дао – концепция ничегонеделания — заключается в отказе от целенаправленной деятельности, поскольку природа сама все устраивает, так как нужно Небу и Дао, а вмешательство человека только губит всё созданное природой. Основываясь на этой идее, Лао-Цзы выводит следующую формулу, применимую к политической жизни общества: самый лучший правитель тот, кто старается ничего не делать и не менять в государстве, его подданные живут по воле Неба и сами решают собственные проблемы.

Суть Даосизма

Суть Даосизма в том, что Дао без формы и цвета, там нет личности и даже «я» нет. Более того усилий и целей тоже нет. Традиций нет и храмов нет, и служить не о ком, некому и незачем — пребывай в пустоте и не следуй за мыслями и явлениями, а просто наблюдай и будь свидетелем.

Пойми что пустота опора всему, Дао без формы и без имени, но оно является опорой всему, это запредельный аспект, который связывает все воедино. Это просто Вселенский порядок, и в Дао обычно не строят храмы, и нет там священников и ритуалов – существует лишь чистое понимание.

Однажды даосский мастер Ли Цзы путешествовал со своим учеником. Присев у дороги, чтобы перекусить, он увидел череп, и сказал своему ученику указывая на череп: «Только он и я знаем, что ты не рождался и не умрешь». Так же он добавил, что люди не знают истины и просто несчастные глупцы, а череп и мастер знают истину за пределами смерти и рождения, и потому счастливы.

Путь Дао

Даосизм как религия учит быть на пути и не отличатся от пути, потому что все существование само по себе едино, и мы часть его. Обычно всех нас учат как отдельных личностей, но как же быть тогда в гармонии с окружающим? Счастье – это быть неразрывным с целым, это путь Даосизма или просто Дао.

Если у вас есть «я» или хотя бы понятие о «я», тогда вы не на пути. Понятие святости в даосизме – это быть в гармонии с единым, быть единым.

И понимание библии там иное — у всех нас были родители и у них тоже в свою очередь были родители. И мы доходим до Адама и Евы – и их получается родил Бог. А кто родил Бога, ведь Он где-то должен существовать, ведь, по крайней мере, должно быть пространство для его существования или энергия созидательная, вакуум или пустота.

Есть ли Бог в Даосизме?

Поэтому в даосизме главным является не Бог, а Дао – которое включает и Бога, если хотите и все что существует, это просто Бытие или Единство. Как только вы считаете себя отдельным от остального живого и неживого, значит вы уже отделены от Бога.

Обычно люди копаются в прошлом и будущем, но это просто измерение времени, а когда вы едины – вы в пространстве связаны со всеми и находитесь за пределами времени. В этом Бытии нет страданий и печалей, они возникают, когда мы отделены от целого, когда есть «я».

Даосская Притча

Однажды, один царь позвал к себе министра и сказал: «Я хочу быть счастливым – позаботься об этом, иначе я тебя казню». Министр, ответил, что, наверное, нужно найти рубашку счастливого человека и принести ее. И долго искал он счастливого человека, но оказывается, все были несчастными, и министр опечалился.

И тут кто-то подсказал ему, что на берегу реки кто-то постоянно играет по ночам на флейте веселую музыку. Тогда министр отправился туда и действительно увидел человека, играющего на флейте чарующую музыку, и спросил его: «ты счастлив?», тот ответил «да, я и есть счастье».

Министр был безмерно счастлив и попросил о рубашке. Но человек долго молчал, и лишь затем сказал, что нет у него рубашки, он голый. «Тогда, почему ты счастлив?» — спросил министр.

Человек ответил: «В один день я потерял все, в том числе и рубашку…и стал счастливым. У меня ничего нет и у меня нет даже себя самого, но все же я играю на флейте, и целое или единое играет через меня. Вы понимаете – меня просто нет, я не знаю кто я, я никто и ничто».

Пантеон даосизма

Изначально учение дао являлось скорее философией, чем религией. Оно не было связано с какими-либо религиозными культами или ритуалами, а идея сверхприродного была изложена в нем слишком невыразительно. И лишь спустя 500 лет после смерти Лао-цзы даосизм начал приобретать религиозные черты и сущность. А превратившись в религию, он выработал собственную мифологию, выстроил религиозный культ, основанный на магии и обрядах с использованием разнообразных фетишей.

Высшим божеством в даосизме является нефритовый император Юй-хуан, имеющий, согласно даосской мифологии, земное происхождение. Согласно легенде, он добровольно оставил престол, стал отшельником, помогал людям, а потом превратился в нефритового императора, владеющего раем и адом. Он следит за соблюдением справедливости и чинит суд над людьми после смерти. Все, к чему прикоснулся Юй-хуан и его последователи, ставшие бессмертными святыми, — священно.

Великий Юй

Великий Китайский Император Юй

Имеет особую важность в даосском пантеоне богиня Западного неба — Сиванму, живущая на краю света, во дворце, расположенном в горах Куньлунь. В ее владении находятся персиковые сады, плодоносящие один раз в три тысячи лет и дающие плоды бессмертия. Сиванму воплощает в себе женское начало — инь, а ее муж — князь Востока Дун Ванчун — янь. Каждый год во дворце Сиванму происходит торжественный бал, на который собираются все боги.

В даосизме человек является объектом действия 33 тысяч духов, которых необходимо правильно направлять, чтобы получить долголетие и молодость. Для этого в даосизме имеется великое множество легенд, талисманов и заговоров. На это же направлены и специальные физические упражнения, системы дыхания и питания, имеющие полезное практическое значение, смешанное с мистикой даосизма.

Даосизм и другие учения[править | править код]

Даосизм, конфуцианство и христианство[править | править код]

Даосизм, с его концепцией недеяния, традиционно находился в оппозиции к конфуцианству, проповедовавшему службу государю и обществу. Это противостояние было настолько глубоким, что нашло отражение даже в деятельности иезуитских миссионеров: так, Маттео Риччи состоял в тесном контакте с конфуцианской элитой и отвергал даосизм как языческую практику – в то время как его оппонент, Руджиери (Michele Ruggieri), утверждал сходство между понятиями Дао и логос.

Об интеграции элементов Д. в конфуцианство см. неоконфуцианство

Даосизм и буддизм[править | править код]

  • Даосизм и ранний буддизм
  • Взаимодействие даосизма и буддизма
  • Исторические конфликты между даосизмом и буддизмом

Даосизм и современность[править | править код]

Нью-эйдж[править | править код]

Боевые искусства[править | править код]

Као Дай[править | править код]

Что такое Дао?

У понятия Дао нет конкретного значения. Даже знаменитые даосы, проповедующие учение, не могут точно сказать, в чем заключается его главная идея. Описание, данное Лао Цзы, представляет Дао, как начало всего. Это источник жизни и сама жизнь. Философ называет Дао дорогой жизни, законом и судьбой, которая предопределена божественным Дао.

В даосизме есть два Дао. Одно из них не имеет имени, его визуальное воплощение — Уроборос. Это вселенский дракон, который пожирает свой хвост. Уроборос символизирует бесконечный цикл жизни. Человеку не дано познать истинную суть жизненного круговорота, он может только созерцать. Сознанию людей доступно Дао с именем — оно символизирует конечность земной жизни. Только принявший скоротечность и временность своего физического существования познает Дао и станет частью вечности.

Основные идеи даосизма

Иногда Дао называют путем без пути, там существует лишь понимание. А основная идея даосизма в том, что обычный человек постоянно находится в размышлениях, он постоянно думает о себе или о чем-то внешнем и ему просто некогда жить, жить настоящей жизнью.

Когда человек не един со всем окружающим, он напряжен и постоянно защищается и борется за свое выживание. И если правильно подметить – этот мир становится иллюзией, если мы не едины. Это главная идея Дао.

Все является иллюзией, которая исчезает, когда возникает наблюдающий или познающий. И когда вы слиты со всем, когда вы стоите в центре всего бытия, вы истина, а истина есть вы. Иногда пробужденные мастера восклицали: «Я есть истина».

Как обрести просветление и Дао?

Так, о чем же говорил Лао-Цзы и остальные мастера – чтобы познать реальность надо быть в состоянии бездействия, потому что, действуя, вы удаляетесь от себя, от единства с Дао. Вы не контактируете с внешним, все мосты сожжены.

В полном молчании, без внутреннего диалога, к примеру, если вы моете пол – пусть это полностью поглотит вас, если готовите еду, тоже самое.

И

когда вы растворяетесь в том, чем вы занимаетесь, ваше «я» исчезает

, это и есть «просветление» в Даосизме, еще и принцип Тантры, то есть непрерывность бытия или сознания в самом бытии, можно сказать, как угодно.

Наше эго никогда не гармонично, оно отделено от всецелого бытия и в этом вся проблема человечества, с его войнами и борьбой за выживание. Оставаясь в бездействии «я» исчезает, если идете, просто идите, если танцуете, то просто танцуйте.

Находясь полностью в настоящем моменте, в вас начнет проникать внутренняя глубина, внутреннее счастье – это Дао, вас нет, вы растворились.

Краеугольное понятие Дао

Понятие Дао часто туманно и неопределимо даже для того, кто исповедует даосизм. Основные идеи кратко описываются такой формулой Лао Цзы: «Дао порождает одно, одно порождает два, два порождает три, а три порождает все десять тысяч вещей».

Основные идеи Даосизма

То есть Дао – начало начал, абсолютная общность, пребывающая в вечном движении, как вода, наполняющая всё в этом мире. Это путь, дорога, судьба, закон. Всё в человеке и во всем космосе – порождение Дао, не может быть вне его и без него.

Различают два Дао. Одно – Дао без имени – имеет визуальный образ дракона или змеи, пожирающих свой хвост. Этот символ, популярный во многих культурах, означает неостановимый и вечный круговорот, движение по спирали времени. Осознать его смысл и назначение человеку не дано. Его удел – Дао с именем – как крохотная чешуйка в шкуре дракона – суть его конечного существования на земле. И главное для каждой личности – слиться с Дао, стать частью вечного вселенского движения.

Все вещи в мире происходят из бытия. А бытие происходит из небытия.

Лао Цзы

Дао дэ цзин указывает на опасность и тщетность такого мышления. Даже природа со всей своей мощью и величием не может создать шторм, который будет длиться вечно.

Сила требует напряжения, которое не может продолжаться бесконечно, и рано или поздно измотает нас. У нас также нет возможности узнать, что то, что, по нашему мнению, мы хотим, на самом деле отвечает нашим интересам. Мы можем видеть только крошечную часть общей картины, поэтому наше невежество всегда перевешивает наши знания.

Во-вторых, наша жесткость не делает нас сильными — это делает нас уязвимыми. Используя другую метафору природы, Лао Цзы указывает, что дерево, которое стоит твердо, может сломаться при ударе шторма. Однако дерево, обладающее гибкостью, легко выдержит любую бурю. Его ветви будут изгибаться ветром, а не ломаться под ним.

Все в жизни — приливы и отливы. Секрет успеха и силы заключается в том, чтобы иметь мудрость, чтобы присоединиться к пути вселенной. Сосредоточить нашу энергию мудро и работать с этим естественным потоком, а не против него.

Идеи даосизма

Ведущая идея даосизма заключается в том, что природа, общество и каждый отдельный человек отдельно подчиняются не Небу, а общему для всех закону — дао, вносящему порядок в мировой хаос. Дао не является божеством, его скорее можно отнести к вселенскому разуму, природе, пути, являющемуся первоисточником всего сущего. Это общий закон природы, источник материального и духовного существования и одновременно общая для всех последователей цель.

Согласно учению, человеку очень важно понять сущность дао, которую великие мыслители прошлого раскрыли для людей, и жить соответственно его требованиям и устоям. Так будет достигнута гармония в обществе и государстве.

Даосский храм

Даосский храм в Китае

Познание дао осуществляется с помощью последствий от достойных и добрых дел — тот, кто творит добро, тот выполняет закон дао и находится на пути к его познанию, возвращающего человека к природе и мировой гармонии. Любые нарушения этой гармонии — как природные (засуха, наводнения, ураганы), так и общественные (несправедливость, войны) — должны устраняться действием дао, а не вмешательством человека.

Долгое время даосизм выступал лишь в роли философской концепции, идеи которой отображали вселенскую связь явлений и предметов объективного мира, стремясь к познанию причинности и выявлению мировых закономерностей. Однако существовало толкование дао как духовной первоосновы вещей, поэтому даосизм нельзя полностью отнести ни к материализму, ни к идеализму.

Даосизм и его многообразие

Несмотря на расплывчатость понятия дао, являющегося основным в фундаменте даосской философии, сам по себе даосизм внёс неоспоримый вклад в развитие китайского общества, его науки, медицины, математики, и даже частично культуры (в виде создания множества мифов о чтимых даосами божествах, переросших в народные сказания).

Даосизм много веков искал эликсир бессмертия, экспериментируя с химией. Таким образом были сделаны величайшие открытия человечества — стекло, порох, фарфор.

Практикуя одну из мистических форм даосизма — геомантию (иначе — фен-шуй), даосы изобрели открыт компас. Суть геомантии состояла в поиске правильных и неправильных мест для постройки домов для живых и могил для мёртвых, для этого было необходимо определить верное расположение для будущей постройки относительно сторон света. Так даосы обнаружили свойства магнитной стрелки.

Вклад даосизма в традиционную китайскую медицину также не подвергается сомнению. Согласно мировоззрению последователей даосизма, тело человека наполняет жизненная энергия ци, часть которой ребёнок заимствует у матери, часть — от отца, а остальную он приобретает и накапливает с годами. Суть сохранения здоровья в организме состоит в поддержании нужного баланса жизненной энергии ци.

По мнению даосов, тело человека пронизывают несколько меридианов, каждый из которых регулирует свою группу органов. Поэтому правильно воздействуя на эти меридианы и соблюдая баланс преобладающих в организме человека пяти элементов — воды, земли, металла, воздуха и огня, — можно сохранить здоровье на долгие годы.

Даосизм положил начало дыхательной гимнастике цигун и боевому искусству ушу.

Философия Даосизма

В философии Даосизма как вы поняли нет определенного пути, потому что, если вы куда-то идете — каждое мгновение уже есть цель сама по себе. В Дао вы отказываетесь от прошлого и будущего, да и от себя в том числе.

Нет цели и нет стремлений, это означает сдачу себя единству. Дао, о котором можно рассказать, уже не является подлинным. Ведь реальность можно познать лишь, когда ум отступает.

Идеальный пловец становится частью реки,

Он сама волна,

Разве сможет река уничтожить волну?

Жить в единстве в соответствии с философией даосизма, значит отказаться от борьбы с природой, а просто стать с ней единым целым, единым целым с бытием.

Лист падает с дерева и его просто несет ветер, и он не размышляет о том, куда и зачем – в этом красота падающего листа и всего бытия в целом.

Вывод

Если человек не познал Дао – все остальное будет только иллюзией. Кому-то нравиться жить в иллюзии, кому-то нет. И человек похож на осенний лист, летящий по ветру — и он, и лист в одном пространстве, и все же это очень забавно – лист постоянно в гармонии и счастлив, а человек…

Путь Даосизма как религии или вернее мистического учения – это путь слияния. Плывут облака, стань облаком, течет река, стань одним с рекой, когда читаешь, просто читай. Одним словом, пусть ваша жизнь станет Дао — ведь все явления просто поддерживают пустую природу нашего сознания, нашего подлинного бытия.

Естественно это одну из самых сложных мировых философий понять непросто, зато понявший её человек может получить практически мгновенное освобождение от состояний несчастья в своей жизни, и вся жизнь его станет в идеальной гармонии с окружающей вселенной. Чего я вам и желаю. Кроме того в следующих рассказах читайте и о множестве других религиозных течений, их сути и философии, о дзен буддизме, Исламе, Христианстве, Индийской йоге, Православии, Индуизме, Кришнаизме, Растафарианстве, Шаманизме, Суфизме, Конфуцианстве, Синтоизме, Зороастризме и даже сатанизме и многих других религиозных течений и вер планеты земля.

Обряды в даосизме

В отличие от всех других религий, даосизм не имел пышных и торжественных ритуалов, даосы проповедовали обращение к живой природе и принцип созерцательности. На обрядах не могли присутствовать непосвящённые. По этой причине и не существует даосских храмов. Единственными религиозными постройками даосов были только монастыри.

В настоящее время в Китае довольно много последователей данного учения, постоянно открываются новые монастыри и порой монахи демонстрируют свои достижения в овладении боевыми искусствами перед зрителями.

Даосизм и буддизм

Даосизм в Китае

Даосизм зародился в Китае, буддизм возник в Индии. И даосизм, и буддизм – великие философские традиции и религии, которые имеют долгую историю и сильно повлияли и сформировали китайскую культуру и ценности.

Даосизм и буддизм имеют некоторое сходство, например, обо они верят в реинкарнацию, что означает жизнь после смерти имеет схожие конечные цели.

Однако у даосизма и буддизма очень разные убеждения, практики и взгляды на индивидуальную жизнь, общество, ценности, культуру, окружающую среду и даже Вселенную. Даосизм и буддизм имеют разные объективные принципы, разные взгляды и убеждения о жизни после смерти, которая широко известна как реинкарнация. Они имеют разные способы для решения вопросов, а также разные точки зрения и практики в отношении брака.

Примечания[править | править код]

  1. Васильев В.С. История религий Востока. — М.: Высшая школа, 1983, с. 284.
  2. Даосизм и конфуцианство //Сравнительное богословие.
  3. Jonathan D. Spence, Emperor of China ISBN 0-394-71411-3, p.101-102
  4. там же, сс.65-89
  • Страница 0 – краткая статья
  • Страница 1 – энциклопедическая статья
  • Разное – на страницах: 2 , 3 , 4 , 5
  • Прошу вносить вашу информацию в «Даосизм 1», чтобы сохранить ее

Даосизм и конфуцианство

VI век до н. Э. было удивительным временем философского роста древнего Китая. Считается, что именно в это время жили и учили два самых влиятельных духовных лидера Китая, Конфуций и Лао-цзы. Философия, которую они практиковали, даосизм и конфуцианство, существовали одновременно в династическом Китае, привлекая бесчисленное количество последователей за последние 2500 лет.

Даосизм и конфуцианство разделяют общие взгляды на человечество, общество и Вселенную, хотя эти представления существовали задолго до появления любой из философий. Оба начинались как философии, впоследствии каждая из которых приобрела религиозный оттенок.А какие разницы между дасизмом и конфуцианством?

Конфуцианство занимается социальными вопросами, а даосизм занимается поиском смысла.Вообще говоря, даосизм охватывает природу и естественные и спонтанные вещи в человеческом опыте, но отказа от значительной части передовой культуры, обучения и морали Китая.конфуцианство рассматривает человеческие социальные институты, включая семью, школу, сообщество, и государство – как необходимые для человеческого процветания и нравственного совершенства, потому что они – единственная область, в которой эти достижения, как их понимал Конфуций.

Даосизм в Китае

Образ жизни даосиста

Даосисты практикуют остановку потока мыслей: это препятствует увязанию в житейских хлопотах и мыслях о насущном.

В питании даосы не допускают излишеств, аскетичны, соблюдают диету (отказ от мяса) и иногда постятся. По даосизму, идеальное питание — это роса трав и собственная слюна

Во время соблюдения постов и строгих диет даосисты как бы «забывают» о питании, перенося свое внимание на другие вещи

Обязательны регулярные физические упражнения и дыхательные практики. Часто даосисты используют акупунктуру и особый массаж, которые, по их убеждению, распределяют энергию равномерно по всему телу и повышают эффективность ее расходования. Приветствуются сексуальные отношения с постоянным партнером. Секс рассматривается как терапия и средство для укрепления отношений.

Когда вы довольны тем, чтобы быть просто собой и не сравнивать или конкурировать, все будут уважать вас.

Лао Цзы

Именно из-за этого разъединения и недостатка сострадания начинаются войны, и люди способны совершать ужасные действия друг против друга. Это означает полное нарушение законов Дао.

Умеренность является ключевым принципом даосизма, и Дао Дэ Цзин упоминает его неоднократно. Природа работает в легкой умеренности, и именно так поддерживается естественный баланс. Поскольку всё в жизни связано, то из страха и жадности берется больше, чем нам нужно, что приводит к дисбалансу и отрицательно скажется не только на других, но и на нас самих в какой-то момент в будущем.

Неспособность к умеренности является одним из ключевых недостатков человеческой расы. И это также причина того, что половину мирового богатства удерживает всего 1% населения. Недостаток умеренности может оказаться нашей неудачей.

Мы живем так, будто мы последнее поколение на планете. Скорее всего, наши дети и дети наших детей будут страдать от преступлений, совершенных нами.

Смирение — это еще одно ключевое значение, на которое часто ссылается Лао Цзы. Смирение означает признать, что всё, что у нас есть, и всё, чем мы являемся, дано жизнью Дао. Это не принадлежит нам. Даже наши тела не принадлежат нам. Как воздух, который наполняет наши легкие, все просто дано взаймы нам. И в конце концов, нам придется всё вернуть.

Для мудрого человека, который действительно понимает природу реальности, абсолютно нет места для самоуспокоенности или высокомерия. Такой человек живет с величайшим смирением и благодарностью и постоянно удивляется чуду существования.

даосизм - природная гармония

Мужское и женское проявление Дао

В основе мироздания лежит две противоположные силы: женская Инь и мужская Ян. Инь пассивная, мягкая, она замедляет процессы и удерживает в состоянии покоя. Ян агрессивная и яркая, способствует увеличению активности. Силы наполняются энергией Ци, дающей жизнь всем вещам и явлениям. Всеми жизненными процессами в природе руководит взаимодействие этих трех начал.

Основные идеи Даосизма

Все медитативные практики основаны на взаимодействии Инь и Ян. Если энергии находятся в балансе — человек здоров. Если одна из энергии непропорционально возрастает — изменяется физическое и психическое состояние. Мужчина с избытком Инь становится нерешительным и безразличным. Женщина, скопившая слишком много Ян, становится агрессивной и не контролирует свои поступки. Лечебные практики направлены на восстановление и поддержание регуляции женского и мужского начала и насыщение тела энергией Ци. Учение об организации пространства — фен-шуй также строится на взаимодействии трех начал.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...