1. Предмет философии права

Содержание

Читайте также

§ 4. Предмет философии

§ 4. Предмет философииОтличительная черта учения Шлика и Карнапа и др. состояла в ярко выраженной антиметафизической направленности. Убедившись в банкротстве метафизики логического атомизма, деятели «Венского кружка» обрушились на всякую метафизику вообще.Можно

Предмет философии

Предмет философииКритикуя «системотворчество» Дюринга, Энгельс выступает отнюдь не против «системы», как таковой, в том числе и не против понимания философии как системы знания. Каждая наука, создавая свою теорию, тем самым строит и соответствующую систему категорий, а

Предмет философии

Предмет философииИсследование сущности тех проблем, которые ставит и решает философия, Энгельс связывает с анализом ее предмета. Рассматривая перспективы развития философии как части духовной культуры, Энгельс явно стремится как можно четче очертить сферу ее

Глава I. Основы философии. Предмет философии

Глава I. Основы философии. Предмет философииЧтение – вот лучшее учение! Книгу ничто не заменит.Понятие философия возникло в Древней Греции много десятилетий спустя после появления философствующих людей, в буквальном смысле означает любовь к мудрости. Кстати, подобное

Понятие философии права, воли, свободы и права

Понятие философии права, воли, свободы и права§ 1{23}Философская наука о праве имеет своим предметом идею права – понятие права и его осуществление.Примечание. Философия занимается идеями; она поэтому не занимается тем, что обычно характеризуется как представляющее собою

3. Предмет философии права

3. Предмет философии праваИз предшествующего анализа разных типов правопонимания и соответствующего понимания следует, что, согласно либертарно-юридическому подходу, предмет философии права – это право (как сущность) и закон (как публично-властное,

Глава 1. Предмет и задачи философии права

Глава 1. Предмет и задачи философии права1. Предмет философии праваФилософия права занимается исследованием смысла права, его сущности и понятия, его оснований и места в мире, его ценности и значимости, его роли в жизни человека, общества и государства, в судьбах народов

1. Предмет философии права

1. Предмет философии праваФилософия права занимается исследованием смысла права, его сущности и понятия, его оснований и места в мире, его ценности и значимости, его роли в жизни человека, общества и государства, в судьбах народов и человечества.Правовая тематика, как

1.2. Предмет теории права с позиций постклассической эпистемологии

1.2. Предмет теории права с позиций постклассической эпистемологииПредмет любой науки, в том числе и юридической – это то, что она изучает. Так, по крайней мере, считается в классическом науковедении. Такой подход проистекает из идеи репрезентатизма и корреспондентской

Тема 1 Предмет і завдання філософії права

Тема 1 Предмет і завдання філософії праваФілософське осмислення права є завданням особливої наукової і навчальної дисципліни — філософії права, яка має свій власний предмет дослідження і категоріальний апарат. Філософія права — це давня наука, котра має багату

§ 1. Предмет філософії права. Філософсько-правова рефлексія

§ 1. Предмет філософії права. Філософсько-правова рефлексіяДискусія про предмет філософії права. Почнемо із запитання: що є філософія права і що вона вивчає? Треба зазначити, що в історії філософсько-правової думки існували різні підходи до визначення філософії права та

Предмет, метод и необходимость философии права

Предмет, метод и необходимость философии праваЧто является предметом философии права? Какие области она в себя включает? Как соотносится с другими дисциплинами (в частности, с теорией права)? На эти вопросы нет единого ответа[2]. Это—обычная ситуация для любой

Глава № 2. Предмет философии права и его метод

Глава № 2. Предмет философии права и его метод § 1. Предмет философии праваФилософия исследует ту реальность, которая не является прерогативой естественных социальных и гуманитарных наук. Это область предельных оснований бытия мира, которая несет в себе возможность

Предмет и основные критерии

фото 896

В соответствии с разными типами правопонимания, предметом философии является право и закон, их соотношение и различение. Его концепция всегда состоит из концепции понимания философии права и государства — они могут дополнять друг друга или вступать в противоречие. Поэтому предметной областью является понятие права в рамках правового государства. Она подразумевает единство правовой основы и явлений, происходящих в рамках правового государства.

Сущность права в юриспруденции — гарантия формального равенства. Она определяет формы проявления равенства и реализацию мер, направленных на его поддержание.

Введение

«Многознаниеуму ненаучает»

Гераклит

Философияправаставит перед собой важную задачу —философски осмыслить право. Она являетсядревней наукой, имеющей солидную историю.Начиная с Платона и Аристотеля, философияправа достигла особого развития вЗападной Европе в XVIII—XVIII вв., ноособенно бурно она развивается во второйполовине XX в.: публикуется огромноеколичество работ, и ее преподаваниюуделяется все большее внимание нафакультетах философии и права.

Вовремена Советского Союза философияправа не признавалась и не преподаваласьв высших учебных заведениях, что нанеслобольшой ущерб развитию этой дисциплины,имевшей богатую традицию и выдающихсятеоретиков в дореволюционной России.В последние годы философия прававозрождается в нашей стране. В частности,был опубликован ряд учебников по даннойдисциплинеАлексеевС.С. Философия права. М., 2000; НерсесянцВ.С. Философия права: учебник для вузов.М., 2005; Тихонравов Ю.В. Основы философииправа: учеб. пособие. М., 1997; ИконниковаГ.И. Ляшенко В.П. Основы философии права.М., 2004; Философия права / под ред. О.Г.Данильяна. М., 2005..Однако последствия многолетней изоляцииот мирового научного сообщества всееще сказываются. Многие проблемы,концепции, направления все еще плохоизвестны в нашей стране, практическине описаны и не проанализированы вотечественной литературе. Сегодняподходы российских исследователей кпониманию предмета и метода философииправа, специфики философско-правовойрефлексии, места философии права всистеме наук, к определению ее основныхвопросов и функций и т.д. далеко неоднозначны.

Каковоже место философии права в системефилософии и юриспруденции?

Посвоему статусу философияправапредставляет собой комплексную, смежнуюдисциплину, находящуюся на стыкефилософии и юриспруденции. Данноеобстоятельство требует четкогоопределения ее места и роли в системефилософии и правоведения. Сегоднясложились дваосновных подходак пониманию дисциплинарного статусафилософии права.

Первыйподходрассматривает философию права как частьобщей философии и определяет ее местосреди таких дисциплин, как философияморали, философия религии, философияполитики и др. В соответствии с этимподходом философия права относится ктой части общей философии, которая«предписывает» человеку необходимуюманеру поведения как социальногосущества, т.е. к практической философии,учению о должном.

Философско-правоваяпроблематика шире познавательных,методологических и иных возможностейюридической науки. Тем более философияправа несводима к гносеологии иликультурологи. Это самостоятельнаяфилософская дисциплина, составная частьобщей философии.

Второйподходотносит философию права к отраслямюридической науки. С этой точки зренияона является теоретическим фундаментомдля создания позитивного права и наукио позитивном праве. Под философиейправаздесь подразумевается наука, разъясняющаяв «последней инстанции» значениеправовых принципов и смысл правовыхнорм.

Общие вопросыправа рассматриваются в рамках юридическойдисциплины «Теория государства и права».Попытки некоторых юристов (Д.А. Керимов,В.С. Нерсесянц, В.А. Туманов) вычленитьв юридическом знании философскуюсоставляющую привели к тому, что философияправа стала конституироваться как частьюридической теории, как наиболее общийуровень учения о праве.

Всилу отмеченных обстоятельств можетсложиться представление, что существуютдвефилософии права:одна, разрабатываемая философами,другая — юристами. В соответствие сэтим предположением некоторыеисследователи даже предлагают различатьфилософию права в широком смысле словаи философию права в узком смысле слова.На самом же деле существует только однафилософия права, хотя она и питается издвух разных источников. Первый источникфилософии права — это общефилософскиеразработки правовых проблем. Второй жеее источник связан с опытом решенияпрактических проблем прав. Таким образом,философияправа —это единая исследовательская и учебнаядисциплина, которая исследует наиболееобщие принципы жизненного мира человекаи его познания, принципы взаимодействияповседневной реальности человека ссистемным миром, всеобщие принципысуществования, познания и преобразованияправовой реальности.

Тема 10. ФИЛОСОФИЯ ПРАВА>

  • 10.1. Предмет и задачи философии права
  • 10.2. Сущность права
  • 10.3. Понятие права
  • 10.4. Правовая онтология
  • 10.5. Правовая аксиология
  • 10.6. Правовая гносеология
  • 10.7. Юридическая концепция общего блага
  • 10.8. Право в системе социальных норм

Функции

Функции правовой философии определяют смысл права, основание его существования, значимость в роли жизни человека. Среди мировоззренческих функций можно выделить:

  1. Гуманистическую. Основная идея гуманизма — реализация прав и свобод каждой личности. Наряду с предоставлением возможностей для реализации потребностей человека, необходима законодательная основа, определяющая рамки поведения людей. Заданные границы позволяют взаимодействовать индивидам с разными взглядами, не нарушая личных границ. Роль гуманистической функции — регулировать нормы взаимодействия.
  2. Социально-аксиологическую. Эта функция призвана оценивать нормы права с точки зрения их соответствия актуальным потребностям общества. Она критикует ценности, на которых формируется социальная основа взаимодействия, и правовые действия.
  3. Культурно-воспитательную. Она формирует у человека ориентацию на разумно-этические идеалы, гражданскую позицию.
  4. Отражательно-информационную. Эта функция оценивает соответствие уровня развития законодательства государства и его роль в формировании мировоззрения.

Роль функций развивается и может изменяться параллельно развитию общества.

Метод в философии права

Смысл метода — предоставить готовую последовательность действий для конкретной ситуации в рамках законодательства. Решить проблему, используя один метод, невозможно. Единство права и философии позволяет применять совокупность различных подходов, и с их помощью найти подходящий алгоритм.

Последовательность раскрытия преступления выглядит следующим образом:

  1. Определение задачи, которая требует решения. На этом этапе происходит сбор информации, восстановление последовательности действий преступников.
  2. Выделение главной проблемы. В правовой деятельности проблема — информация, недоступная следствию, но необходимая для раскрытия преступления.
  3. Предложение гипотез. Под гипотезой понимают предположение, которое может оказаться верным. Предположение должно соответствовать ряду критериев, разработанных философией науки. Выдвижению гипотезы предшествует сложный мыслительный процесс.
  4. Проверка гипотез. Для проверки гипотезы необходим эксперимент: воспроизведение условий гипотезы в рамках смоделированных условий. В результате эксперимента гипотеза может быть доказана или опровергнута.

Объективная реальность зачастую требует применения противоречивых методов для достижения поставленного результата и провоцирует развитие конфликта морали.

Становление правового позитивизма в России

фото 897

Русский правовой позитивизм сформировался в 80-х годах 19 века. Его авторы — известные юристы: Н. Сергиевский, Д. Азаревич, С. Пахман, Н. Коркунов. Его становление в России обусловлено развитием политики капитализма и укреплением позиций буржуазии. Представителям высшего сословия требовалась стабильная система регулирования деловых и межличностных отношений. Позитивистский подход для русского юридического сообщества значил неукоснительное следование позитивной философии, и основанному на ней научному позитивизму. Для него характерны: крайний релятивизм, агностицизм, феноменализм.

10.1. Предмет и задачи философии права

Философию права можно считать частью социальной философии. Вместе с тем, к философскому осмыслению права имеют отношение и все остальные разделы философского знания (онтология, теория познания, этика, история философии). Поэтому в философии права как науке о природе права как социального явления имеются такие разделы, как онтология, гносеология и аксиология права, а также большое внимание уделяется рассмотрению человека как правового существа.
          В основном право изучается юриспруденцией, предметом которой является сущее (позитивное право или наличная совокупность правовых норм). Право понимается юристами как совокупность принудительных предписаний, как система обязательных для исполнения правил поведения, установленных государством. Юристы полагают, что настоящая наука о праве должна описывать существующие правовые нормы, а не заниматься поисками спекулятивной природы права или метафизических представлений о сущности права. При таком подходе право оказывается продуктом властных приказаний государственной власти. Подобное понимание права в юриспруденции сложилось под большим влиянием позитивизма.
          Философа такая позиция не может устроить, так как вне внимания юристов остается важнейший вопрос о том, как в правовой сфере жизни общества сущее (правовые нормы) соотносится с должным. Поэтому рационалистическое философское объяснение права начинается с постановки вопроса о разумности, правильности, справедливости правовых норм. Будучи разумным существом, стремящимся жить в осмысленном мире, все правовые явления человек подвергает критическому анализу, начиная с обыденного, и вплоть до философского уровня сознания. При критическом анализе права как социального явления философы ищут истинное знание о праве. Для этого в философии права осуществляется различение права и закона как различение должного и сущего. Исторически сложились различные варианты обозначения права в философских учениях: естественное право, божественное право, справедливость. Благодаря этому философия права может ставить вопросы о справедливости закона, о соотношении права и закона, закона и произвола. Важно подчеркнуть, что в философии права исследуется не только бытие права в обществе, но и философские концепции государства. Дело в том, что право не существует без государства. Государство устанавливает и защищает право, а также является правовой формой организации публичной власти в цивилизованном обществе.

          Философия права в системе наук. Возникновение философско-правовых представлений происходит в древности. Начало философии права было положено учением о естественном праве (в рамках теологии, философии, юриспруденции, политической науки). Само понятие философия права возникает в XYIII в. Какова дисциплинарная принадлежность философии права? В целом она является междисциплинарной наукой, соединяющей прежде всего философию и юриспруденцию. Как философы, так и юристы претендуют на монопольное отнесение философии права к своей науке. Поэтому все множество существующих концепций философии права можно разделить на два основных направления – юридические и философские.
          Среди тех, кто относит философию права к юриспруденции и считает, что эта наука должна заниматься непосредственными юридическими явлениями, можно назвать немецкого юриста Г. Гуго, российского юриста С.С. Алексеева.
          Практически все основные философские течения философской мысли ХIХ-ХХ вв. – кантианство и неокантианство; гегельянство и неогегельянство; христианская философия (неотомизм, протестантизм); позитивизм, марксизм и неомарксизм, феноменология; философская антропология; экзистенциализм, постмодернизм – разработали свои философско-правовые концепции (Критический анализ постмодернистской философской концепции права см. хрестоматию 10.7).
          Степень развитости философии права и ее место в системе наук зависят от общего состояния философии и юриспруденции в обществе. Имеют также значение степень развитости и места в обществе политики, идеологии, религии, научного знания, междисциплинарных связей. В дореволюционной России, начиная с XYIII в. был накоплен определенный опыт исследования и преподавания философии права. Среди известных специалистов можно назвать имена С.Е. Десницкого, А.П. Куницына, П.Г. Редкина, Б.А. Кистяковского, Г.Ф. Шершеневича, Б.Н. Чичерина, П.И. Новгородцева, В.С. Соловьева, Н.А. Бердяева, И.А. Ильина. Они находились под влиянием кантианства, гегельянства, позитивизма, персонализма, соединяя идеи этих учений с христианско-нравственной трактовкой жизни общества и пытаясь утвердить нравственный идеализм в философии права. В советском обществе этот опыт был отброшен и длительное время господствовала идеологическая марксистская схема трактовки государства и права, общая как для юриспруденции, так и для философии. В целом ее можно охарактеризовать как юридический позитивизм. В 90-ее гг. ХХ века философия права вновь возвращается в российскую науку и высшее образование.

История развития понятия

В онтологии правосудия, человек рассматривается как правовое существо. От рождения граждане наделяются равными правами — их соблюдение гарантируется законодательным органом, но они не являются неизменными. Постепенное развитие социума расширяет понятия личностных свобод: от рабовладельческого строя до демократии. Для формирования правовой культуры люди и государство должны придерживаться правовой формы. Пренебрежение к правовой форме правления порождает произвол власти или отдельного индивида.

Оценка значения терминологии

Гносеологический подход исследует теоретическую сторону законодательства. Он рассматривает объективную природу права, основу закона, его сущности. Он отходит от объекта познания ради создания абстрактной теоретической модели. Этот процесс направлен на переход от личного мнения о власти закона до истинного знания.

Гносеология рассматривает право, как естественное проявление высшей власти, регулирующееся государственным законодательством. Цель познания — изучение объективной природы правового закона.

Подходы к оценке значимости права

Право — средство социального контроля, предлагающее одинаковые критерии для оценки поступков личности. Субъективное восприятие формирует разное отношение к ценности такого метода: от фетишизации юридического мировоззрения до полного отрицания его социального значения. Существует также третья позиция, выступающая против личностного оценивания и бесстрастного следования законодательству.

Право и природная сущность человека

Антропология рассматривает возможность существования права, как основы создания цивилизованного общества. Правовая культура, как основа справедливости, непрерывно развивается и преобразовывается, отношение человека к ней не может не изменяться. Природная сущность вступает в конфликт с искусственно созданной культурой и формирует новое актуальное видение структуры общества.

фото 898

Особенности правового мышления

Без применения правовой логики невозможно создание юридической терминологии. Взаимосвязь правовых средств и аргументов, как вид интеллектуальной деятельности, создает систему понятия и права. Правовое мышление, необходимо для ее развития и подержания.

Герменевтика, как необходимая часть правовой регуляции

Правовые тексты требуют интерпретации так же, как и религиозные тексты. Толкование терминов — искусство, для которого необходим профессионализм. Чем выше уровень специалиста, тем точнее переданный им смысл текстов и тем ближе они к объективной реальности.

Право абстрактно и формально. Оно формирует законодательную базу, но не может гарантировать фактическое осуществление поведенческих норм. Примером общества, в котором главенствуют неправовые законы, может считаться советский легизм, созданный на основе правоотрицающей социальности.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...