1. Понимание субстанции в философии

Содержание
  1. Читайте также
  2. 5. ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ БЫТИЯ
  3. 1. Понятие как средство понимания
  4. 7. Понятие сущности (субстанции) у Аристотеля
  5. 3. И. Кант: от субстанции к субъекту, от бытия к деятельности
  6. 3. Основные формы и диалектика бытия
  7. Понятие бытия
  8. 93. Понятие бытия. Основные формы бытия
  9. 12. Философия марксизма, основные этапы ее развития и виднейшие представители. Основные положения материалистического понимания истории. Общественный прогресс и его критерии
  10. 33. Понятие общества. Основные идеи формационного и цивилизационного понимания общественной жизни и истории
  11. 2.4. Понятие бытия
  12. Основные этапы становления и развития материалистического понимания истории в работах Маркса и Энгельса
  13. 3. Основные формы бытия и диалектика их взаимодействия
  14. 1. Понятие культуры, ее сущность и основные функции
  15. IV. НАЧАЛА ОРГАНИЧЕСКОЙ ЛОГИКИ (продолжение). Понятие абсолютного. Основные определения по категориям сущего, сущности и бытия.
  16. 2. Черты субстанциального понимания души
  17. 20.03.2009 –
  18. Проблемы определения
  19. Субстанция мыслящая
  20. История понятия [ править]
  21. Субстанция в арабо-мусульманской философии
  22. См. также
  23. Субстанция (НФЭ, 2010)
  24. Литература
  25. Субстанция-субъект
  26. Субстанция (Грицанов, 1998)
  27. Ссылки
  28. Структура материи
  29. Отрывок, характеризующий Субстанция
  30. Субстанция (Конт-Спонвиль, 2012)
  31. Субстанция (Фролов, 1991)

Читайте также

5. ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ БЫТИЯ

5. ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ БЫТИЯПроблема метода познания актуальна, ибо она не только определяет, но в некоторой мере и предопределяет путь познания. Путь познания имеет свою собственную эволюцию от «способа отражения» через «способ познания» к «научному методу». Эта

1. Понятие как средство понимания

1. Понятие как средство пониманияПонятие и мышление. Что такое понятие? Без знакомства со строгими формулировками, опираясь на интуитивное чувствование и “слышанье” языка, можно заметить, что слово “понятие” этимологически близко слову “понимание” (“понять

7. Понятие сущности (субстанции) у Аристотеля

7. Понятие сущности (субстанции) у АристотеляСущность — это единичное, обладающее самостоятельностью, в отличие от его состояний и отношений, которые являются изменчивыми и зависят от времени, места, от связей с другими сущностями и т. д. Именно сущность может быть

3. И. Кант: от субстанции к субъекту, от бытия к деятельности

3. И. Кант: от субстанции к субъекту, от бытия к деятельностиОнтологическое обоснование теории познания впервые преодолевается только в XVIII веке. Наиболее последовательно и продуманно это проводит родоначальник немецкого идеализма Иммануил Кант (1724–1804). Тем самым Кант

3. Основные формы и диалектика бытия

3. Основные формы и диалектика бытияБытие и сущее; основные формы бытияЦелостный мир — это всеобщее единство, включающее в себя необозримое множество существующих в их конкретности и целостности вещей, процессов, состояний, организмов, структур, систем, человеческих

Понятие бытия

Понятие бытияПонятие «бытие» объединяет по признаку существования все бесконечное многообразие вещей, явлений, предметов, процессов, их свойств, связей и отношений. Философия объединяет их в различные группы.Бытие вещей. «Первая» природа существует до, вне и совершенно

93. Понятие бытия. Основные формы бытия

93. Понятие бытия. Основные формы бытияПонятие «бытие» объединяет по признаку существования все бесконечное многообразие вещей, явлений, предметов, процессов, их свойств, связей и отношений. Философия объединяет их в различные группы.Бытие вещей . «Первая» природа

12. Философия марксизма, основные этапы ее развития и виднейшие представители. Основные положения материалистического понимания истории. Общественный прогресс и его критерии

12. Философия марксизма, основные этапы ее развития и виднейшие представители. Основные положения материалистического понимания истории. Общественный прогресс и его критерииМарксизм — это диалектико-материалистическая философия, основы которой заложили Карл Маркс и

33. Понятие общества. Основные идеи формационного и цивилизационного понимания общественной жизни и истории

33. Понятие общества. Основные идеи формационного и цивилизационного понимания общественной жизни и историиОбщество — это система взаимоотношений и условий жизни и деятельности людей, объединяющая их в устойчивое совместное сосуществование. Таким образом, общество

2.4. Понятие бытия

2.4. Понятие бытияСовокупный горизонт безусловной и неограниченной значимости бытия находит свое логическое и языковое выражение в понятии бытия, точнее будет сказать «сущего» (того, что «есть»). Мы оперативно ввели это понятие и подразумеваем под ним все, о чем можем

Основные этапы становления и развития материалистического понимания истории в работах Маркса и Энгельса

Основные этапы становления и развития материалистического понимания истории в работах Маркса и ЭнгельсаМосква, Институт марксизма-ленинизма при ЦК КПСС, 1988, 45 с.Диссертация на соискание ученой степени доктора философских наук в форме научного доклада.Специальность

3. Основные формы бытия и диалектика их взаимодействия

3. Основные формы бытия и диалектика их взаимодействияМир как повседневная реальность и мир как трансцендентальность предстают перед человеком как целостное явление, как всеобщее единство, включающее в себя огромное множество разнообразных вещей, процессов, состояний

1. Понятие культуры, ее сущность и основные функции

1. Понятие культуры, ее сущность и основные функцииКультура – фундамент человеческой жизни. Она возникла и развивается вместе с человеком, воплощая в нем то, что качественно отличает его от всех других живых существ и природы в целом. Однако интерес к ее изучению и

IV. НАЧАЛА ОРГАНИЧЕСКОЙ ЛОГИКИ (продолжение). Понятие абсолютного. Основные определения по категориям сущего, сущности и бытия.

IV. НАЧАЛА ОРГАНИЧЕСКОЙ ЛОГИКИ (продолжение). Понятие абсолютного. Основные определения по категориям сущего, сущности и бытия. Цельное знание по определению своему не может иметь исключительно теоретического характера: оно должно отвечать всем потребностям

2. Черты субстанциального понимания души

2. Черты субстанциального понимания душиНаконец, душа, оставаясь материальной, получала в раннеклассической философии также и значение принципа, закона и даже субстанции (конечно, тоже материальной). Гераклит, который, как мы сейчас видели, объявил душу испарением,

20.03.2009 –

1.

1.

(. substantia) , , . (, ).

, .

: , , . , . . .

, , , . , (essentia) (esse) . , . , , – . , .

. , “”, ” “. , , . – , , . – , . , , – , , , , (elan vital). , , , . , () , . ; , , .

2.

. ., “” , . , ., , . . .

, , , . , . : ,

3.

, ., . , , , () ( , , . .). , . , , , .

2.

:

(. . );

( );

(. . );

(. . ).

3.

1.

, 9 (, . .), , . .

, . ().

2.

. , , , , . – ().

, , , , 3: (), (). 2- 3- . 2 , . () , , 2 () .

, , (). . , . , . , ., , , .. , , [5]. substantivus . ( ) : , . || . . , , , . (Substantiae affectio), , , ( ). , ; , , , . . . (causa sui), , , , , , , [6]. , , , , . , , . .

3. XIX

, -.

, . , () , .

, . , .

, , ( , . . ), ( ), . , . . . , .

. . . . : , . . . , , , , (, , , ߻, , . .). , , , .

4.

, . , , , . . , , .

4. ?

2 : ().
1.
)

1. (. materia , ) I . . . (.: , , ) .

, , . . (), , , .

. , , . , () -.

. , , , . .


() . , , . , .

2. .

1- – . (, , .) : , , .. .

2- – . , , , . () XVIII , , .

3- – . – XX , .

4- – . ( ) . . , (, . . , ). , , , , , .

20- . . : , ( ), , … ( // . ., 1990: . 508509). , , .

. . , . , , , .

, , – . (), ( ), – . , . .

3. ( ) , . (16851753). . . . , , , ; . , , , . , , , , …[7]. . , ? , ; , – , , , . , [8].

XIX, XX ., , .
) ?

(). , . .

1) . , , , . , , . . .

2) . , , , , . , . , , , , , , , .

, , , : , , , , . ., – , .

3) : , , ( ).

? , , . : , . , , , , , -. , , , . , , .

4) : . . , , .

? : , , , . . . , , , . , , , , , .

, . : , . . ? , . . . , , : , . , 3 4, .
) (, 460370 . ..)

, , . : , . : , , . .

( , ) . , . () . : , .

() , () . .

? -, , , . . , .

1. ( ) . , , ( , “” “” ). , , , , . . , .

2. V IV , , , , . , . – , ( . , , . ). “” , , , . , , (. . “”). , -. .

, , “” , , . ; , (“”, “” . .), .

3. , , . (, , ) () (15881679). , , (), , -, . . , , , . (“”) , , – , “” “” (“”).

, . ” “, . . ; (., , , .) “” “”. : “” , ( , ., “”, ), , , . , . , , , ; , .

, : . ; . , , , . . , . :

1) ,

2) ,

3) ( !).

4) , , .

5) , , , , , , . . ().

4. . XVIIIXIX . (. , . , . , . .) , , . , ( ) .

5. , XIX XX . . . causa sui. : causa sui causa finalis . , [9]. , , . , (, , ), , , . , , , . . (), 5 : , , , , .

. :

1) , ;

2) , ;

3) , , , .

3- . :

1) , . , , , . , ; , , ;

2) . : , , , , , ; . , ,

) , , .. ;

) , , , ( ) .

3) , , , , , , , , , ( ).

, . , , , , . ( ). , , “, “, . , , , , .

6. , , . ( ) , , [10].


7. : , . , . , , .

1. = . , . . . ( ).

2. . : . , , .

3. : . “” . : “”, . . , , . , . . . : . ., ( , , , ). . . , .

4. : . , . , : . , , . . . , , , , , “”. , ? .

, . , . , NOGO ().

2. ( )
)

, , , () , . , . , , [] . , , , : , , , .

. , , , .

, , … , .

(das Unbewusste) ” “, , , ” “, .

, .

, , , , (das Ueberbewusste). ( 5- ” “). [ .] ,

1. .

2. , , .

3. , , ( ), ( ).

) (, 17881860)

1. (” ” . ) , . ” ” “”, , ; “”. ” ” , “” “” (). ( , , , ) , ( ) ” “. . ” ” ; ” “, , ” “.

2. , ( ), , , , [11]. – .

, , . ., . , [12]. , , … , .

, . , , , . , , . , , : , , , .
3.
)

1. () ; , . , , , , , , ( ); : , , – ( , ) , .

, , , , , . . . . , ( ), , , , – .

, ., , , , , , , , . . , ( ) ( ) , , . . .

2. (11:21) : , . ( ) – , , . , , . . , , , , : 1) , : , . .; 2) , ; , , . . .

, . . . [13], . , , , : , , , , , () , . , , , . , , , ; , , . , , , , . , .

3. ( ) , sub specie aeternitatis. . , .

, : (1, 2, 3, …). , . , ; , , , .

4. , , , , , . , – , .

, -, , , , . , , . , . , – , , , ().

, .

. , , , , . , , , . , , . () , .

, . . : , .

, , , , , .

– , , , , , , (, , , , , , . .

5. . : . , , , , , , , , . , . . , .

, , . , , , – . , : , , , , .

“”, , , , . : , ? , , : , ?

” “, , , . , , ?

, . . , . , , . , ; , . 2 : , , , . , , , .


) (, 540460 . .)

1. (540460 . .) .

. , , , , . (, , , . ).

2. 2 :

, , ,

, .

. .

3. . . , , (γενεσις ). ( : Deus intra Se ideas habet), , , , , . , , , , , , . , , , , , .

, , , , . , . , , , , .

4. : , , ; . . . . . .

. , . . . .

5. ” ” (1896) . , . , , , . , , . .. , . , . XIXXX . , . , ” ” ( ), , , . ” ” , “” “”.

6. , . , , . ( , – , , ). . . C. , , . .

7. . : , , . , ; , , , . , , , , ; , , , , , .

. . , – , – . , , , , ; , , .

, , . , , . , , . , , , – .
4.
)

1. , , : , (. 4, 24).

2. ( ) . . – , . ( ).

, , , . .

. : “” (pneuma nous) . . . . (. pneuma, rouakh) , , . Pneuma . Rouakh , , . , , . , . Rouakh , .

, . , . . , , , . Rouakh .

, . , . . (). . , , , . : pneuma nous. pneuma, rouakh, . Pneuma . pneuma , , .

[size=13][family=Tahoma]
, . Pneuma, , , , , nous. Pneuma , , nous. nous .

pneuma (.25 .. 40). . , , , . , , , . , , , . . . , . . , , . , . . . , , , .

, . . , . , , . . , . , , , .

: , , , , . . . . , , , . , , . , . “”. , , . .

“”, “”. , , . . , . intelligence. . , . , . , . , “”, – . , . , . ratio .

. , , . , , , , , . , , . . . , , . , . . , , , .

. , , , . (soma). , , . () , ; . : http://intencia.ru
: http://intencia.ru/index.php?name=FAQ&op=view&id=40

Проблемы определения

Основная проблема чёткого определения, что такое субстанция, заключается в том, что если, например, рассматривать не просто мироздание, бытие и небытие, а вообще всё, то возникает вопрос о том, какой же неизменный основной принцип (атрибут) лежит в основе субстанции, из которой состоит вообще всё (то есть материя, мысли, чувства, пространство, душа и так далее). Причём очевиден тот факт, что всё очень разнородно и разнообразно, но для определения этой всеобщей субстанции нужно выявить сходство между всеми разнообразными элементами этой «всеобщей субстанции» (которая составляет вообще всё, без исключения). Один из подходов в философии заключается в том, что всеобщая субстанция иерархически не подчинена единому универсальному атрибуту, но подчинена одновременно нескольким иерархически независимым друг от друга атрибутам (первопричинам).

Субстанция мыслящая

СУБСТАНЦИЯ МЫСЛЯЩАЯ (лат. res cogitans – мыслящая вещь) – важнейшее понятие философии Р. Декарта и других метафизических систем Нового времени. Для Декарта выражение «res cogitans» означает краткую дефиницию души. Мышление – ее сущностное свойство. Мышление как атрибут души он противопоставляет модусам мышления, т. е. ее частным состояниям и способностям, которые могут быть, а могут и не быть, тогда как мышление как таковое неотъемлемо от души.

История понятия[править]

Латинское слово substantia — это перевод греческого слова сущность (др.-греч. οὐσία, ὑπόστᾰσις), также в латыни для обозначения сущности использовалось слово essentia. В античной философии субстанция трактуется как субстрат, первооснова всех вещей (например, «вода» Фалеса, «огонь» Гераклита). В латинской патристике субстанция Бога противопоставлялась наличному бытию конкретных сущностей-ипостасей.

В схоластике за essentia закрепится значение возможности (синоним потенциальности), в противовес existentia как действительности (синоним актуальности). В средние века вопрос о субстанции решается прежде всего в споре о субстанциональных формах (номинализм, реализм).

В Новое время понятие субстанции трактуется и распространяется достаточно широко. Первая точка зрения связана с онтологическим пониманием субстанции как предельного основания бытия (Фрэнсис Бэкон, Бенедикт Спиноза, Готфрид Вильгельм Лейбниц). Центральной категорией метафизики субстанция становится в философии Бенедикта Спинозы, где она отождествляется как с Богом, так и с Природой и определяется в качестве причины самой себя (лат. causa sui). Основными качествами (атрибутами) субстанции у Бенедикта Спинозы являются мышление и протяжение. По аналогии с философией Бенедикта Спинозы сквозь призму субстанции рассматриваются концепции Рене Декарта и Готфрида Вильгельма Лейбница. У первого субстанция представляет собой единство субъекта и объекта, а у второго — аналогичные атомам простые сущности, которые утрачивают протяжения, но приобретают атрибут стремления (фр. appetition) и множественности. Благодаря Лейбницу субстанция начинает ассоциироваться с материей.

Вторая точка зрения на субстанцию — гносеологическое осмысление этого понятия, его возможности и необходимости для научного знания (Джон Локк, Дэвид Юм). Иммануил Кант полагал, что закон, согласно которому при любой смене явлений субстанция сохраняется и количество её в природе остаётся неизменным, может быть отнесён к «аналогиям опыта». Георг Вильгельм Фридрих Гегель определял субстанцию как целостность изменяющихся, преходящих сторон вещей, как «существенную ступень в процессе развития воли». Для Артура Шопенгауэра субстанция — материя, для Дэвида Юма — фикция, сосуществование свойств. Марксистская философия трактовала субстанцию как «материю» и одновременно как субъект всех изменений.

В эпоху романтизма и интереса к живым национальным языкам слово субстанция либо изгоняется из языка философии, либо сливается с понятием сущности.

Субстанция в арабо-мусульманской философии

СУБСТАНЦИЯ В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ. Понятие субстанции (джавхар) использовалось уже мутазилитами (см. Калам). Субстанция определялась, во-первых, через самостоятельность и, во-вторых, через способность принимать акциденции, хотя имелось разногласие по поводу того, может ли существовать субстанция вовсе без акциденций. Значение этого вопроса связано с тем, что любые свойства, относимые последующими школами к субстанциальным формам, калам считает акциденциями (жизнь, разумность и т.д.). Допускавшие одиночное существование атома называли такой атом «единичной субстанцией».

См. также

  • Материя (физика)
  • Материя (философия)
  • Субстрат (философия)
  • Антиматерия
  • Первоматерия

Субстанция (НФЭ, 2010)

СУБСТАНЦИЯ (substantia – под-лежащее, лежащее в основе – латинский перевод греческого ὑπόστασις) – то, что существует самостоятельно, само по себе, в отличие от акциденций, или свойств, существующих в другом (а именно в субстанции) и через другое. Субстанция – нечто устойчивое и постоянное, в отличие от изменчивого и преходящего; сущность (греч. οὐσία), лежащая в основе явления; неделимое, единое, постигаемое умом, в отличие от множественности чувственно воспринимаемого. В понятии субстанции находит выражение важнейший аспект бытия.

Литература

  • Леванюк А. Н. Субстанция // Грицанов А. А. Всемирная энциклопедия: Философия. — М.: АСТ, 2001. — ISBN 5-17-007278-3.
  • Тарнас, Ричард. История западного мышления. — М.: Крон-Пресс, 1995. — ISBN 5-232-00228-7.

Субстанция-субъект

СУБСТАНЦИЯ-СУБЪЕКТ (первоначально от лат. substantia subiecta – субъект-субстанция, подлежащая субстанция). Термин «субъект-субстанция» введен Боэцием: идея креационизма предполагает, что любая сотворенная субстанция обладает субъектностью. На основании субъект-субстанции создается всякое понятие, «ибо без субъекта не может быть понятия» (Боэций. Комментарий к Порфирию.– В кн.: Он же. «Утешение философией» и другие трактаты. М., 1990, с. 26). Единство субъекта (подлежащего) и субстанции составляет основание для высказывания.

Субстанция (Грицанов, 1998)

СУБСТАНЦИЯ (лат. substantia – сущность, нечто, лежащее в основе) – философское понятие классической традиции для обозначения объективной реальности в аспекте внутреннего единства всех форм ее саморазвития. С. неизменна в отличие от перманентно меняющихся свойств и состояний: она есть то, что существует в себе самом и благодаря самому себе, а не в другом и не благодаря другому. В античной философии С. трактовалась как субстрат, первооснова всех вещей (например “вода” Фалеса, “огонь” Гераклита). В средние века вопрос о С.

Ссылки

  • [iph.ras.ru/elib/2864.html «Субстанция»] — статья в Новой философской энциклопедии

Структура материи

Строение материи прерывистое и неоднородное. Ее частицы имеют разную величину и структуру. В состав материи входят:

  • атомы;
  • молекулы;
  • радикалы;
  • коллоидные частицы;
  • макромолекулы;
  • комплексы.

В строении материи есть противостояние. Все ее частицы обладают волновыми свойствами. Каждое волновое поле – совокупность частиц.

Структурные уровни материи:

  • субмикроэлементарный;
  • микроэлементарный;
  • ядерный;
  • атомный;
  • молекулярный;
  • макроскопический;
  • космический;
  • органический;
  • биологический;
  • социальный;
  • метасоциальный.

Помимо материи, из которой состоят космические тела, существует диффузная материя. Она состоит из разобщенных атомов и облаков газа. Космические тела, обладающие большей плотностью, свободно перемещаются в диффузной материи.

Зарождение жизни в Космосе произошло в результате усложнения материи. Постепенно вещества, находящиеся на молекулярном уровне развития, привели к образованию простейших органических соединений. Они усложнялись, пока не перешли на биологический уровень – доклеточную форму существования белка. Из белка сформировались клетки, которые распространились по всей поверхности Земли. Одноклеточные организмы эволюционировали, преобразовывались в многоклеточных животных. Вершиной эволюции является человек – высший примат.

фото 747

Ученые допускают существование еще одного уровня развития материи – космической цивилизации. Интеллектуально, она равна человеческой или превосходит ее. Поиск возможности для контактов с внеземными цивилизациями – задача современной науки.

Отрывок, характеризующий Субстанция

Неприятель вошел с великими силами в пределы России. Он идет разорять любезное наше отечество», – старательно читала Соня своим тоненьким голоском. Граф, закрыв глаза, слушал, порывисто вздыхая в некоторых местах.

Наташа сидела вытянувшись, испытующе и прямо глядя то на отца, то на Пьера.

Пьер чувствовал на себе ее взгляд и старался не оглядываться. Графиня неодобрительно и сердито покачивала головой против каждого торжественного выражения манифеста. Она во всех этих словах видела только то, что опасности, угрожающие ее сыну, еще не скоро прекратятся. Шиншин, сложив рот в насмешливую улыбку, очевидно приготовился насмехаться над тем, что первое представится для насмешки: над чтением Сони, над тем, что скажет граф, даже над самым воззванием, ежели не представится лучше предлога.

Прочтя об опасностях, угрожающих России, о надеждах, возлагаемых государем на Москву, и в особенности на знаменитое дворянство, Соня с дрожанием голоса, происходившим преимущественно от внимания, с которым ее слушали, прочла последние слова: «Мы не умедлим сами стать посреди народа своего в сей столице и в других государства нашего местах для совещания и руководствования всеми нашими ополчениями, как ныне преграждающими пути врагу, так и вновь устроенными на поражение оного, везде, где только появится. Да обратится погибель, в которую он мнит низринуть нас, на главу его, и освобожденная от рабства Европа да возвеличит имя России!»

– Вот это так! – вскрикнул граф, открывая мокрые глаза и несколько раз прерываясь от сопенья, как будто к носу ему подносили склянку с крепкой уксусной солью. – Только скажи государь, мы всем пожертвуем и ничего не пожалеем.

Шиншин еще не успел сказать приготовленную им шутку на патриотизм графа, как Наташа вскочила с своего места и подбежала к отцу.

– Что за прелесть, этот папа! – проговорила она, целуя его, и она опять взглянула на Пьера с тем бессознательным кокетством, которое вернулось к ней вместе с ее оживлением.

– Вот так патриотка! – сказал Шиншин.

– Совсем не патриотка, а просто… – обиженно отвечала Наташа. – Вам все смешно, а это совсем не шутка…

– Какие шутки! – повторил граф. – Только скажи он слово, мы все пойдем… Мы не немцы какие нибудь…

– А заметили вы, – сказал Пьер, – что сказало: «для совещания».

– Ну уж там для чего бы ни было…

В это время Петя, на которого никто не обращал внимания, подошел к отцу и, весь красный, ломающимся, то грубым, то тонким голосом, сказал:

– Ну теперь, папенька, я решительно скажу – и маменька тоже, как хотите, – я решительно скажу, что вы пустите меня в военную службу, потому что я не могу… вот и всё…

Графиня с ужасом подняла глаза к небу, всплеснула руками и сердито обратилась к мужу.

– Вот и договорился! – сказала она.

Но граф в ту же минуту оправился от волнения.

– Ну, ну, – сказал он. – Вот воин еще! Глупости то оставь: учиться надо.

– Это не глупости, папенька. Оболенский Федя моложе меня и тоже идет, а главное, все равно я не могу ничему учиться теперь, когда… – Петя остановился, покраснел до поту и проговорил таки: – когда отечество в опасности.

– Полно, полно, глупости…

– Да ведь вы сами сказали, что всем пожертвуем.

– Петя, я тебе говорю, замолчи, – крикнул граф, оглядываясь на жену, которая, побледнев, смотрела остановившимися глазами на меньшого сына.

– А я вам говорю. Вот и Петр Кириллович скажет…

– Я тебе говорю – вздор, еще молоко не обсохло, а в военную службу хочет! Ну, ну, я тебе говорю, – и граф, взяв с собой бумаги, вероятно, чтобы еще раз прочесть в кабинете перед отдыхом, пошел из комнаты.

– Петр Кириллович, что ж, пойдем покурить…

Пьер находился в смущении и нерешительности. Непривычно блестящие и оживленные глаза Наташи беспрестанно, больше чем ласково обращавшиеся на него, привели его в это состояние.

– Нет, я, кажется, домой поеду…

– Как домой, да вы вечер у нас хотели… И то редко стали бывать. А эта моя… – сказал добродушно граф, указывая на Наташу, – только при вас и весела…

– Да, я забыл… Мне непременно надо домой… Дела… – поспешно сказал Пьер.

– Ну так до свидания, – сказал граф, совсем уходя из комнаты.

– Отчего вы уезжаете? Отчего вы расстроены? Отчего?.. – спросила Пьера Наташа, вызывающе глядя ему в глаза.

«Оттого, что я тебя люблю! – хотел он сказать, но он не сказал этого, до слез покраснел и опустил глаза.

– Оттого, что мне лучше реже бывать у вас… Оттого… нет, просто у меня дела.

– Отчего? нет, скажите, – решительно начала было Наташа и вдруг замолчала. Они оба испуганно и смущенно смотрели друг на друга. Он попытался усмехнуться, но не мог: улыбка его выразила страдание, и он молча поцеловал ее руку и вышел.

Пьер решил сам с собою не бывать больше у Ростовых.

Петя, после полученного им решительного отказа, ушел в свою комнату и там, запершись от всех, горько плакал. Все сделали, как будто ничего не заметили, когда он к чаю пришел молчаливый и мрачный, с заплаканными глазами.

На другой день приехал государь. Несколько человек дворовых Ростовых отпросились пойти поглядеть царя. В это утро Петя долго одевался, причесывался и устроивал воротнички так, как у больших. Он хмурился перед зеркалом, делал жесты, пожимал плечами и, наконец, никому не сказавши, надел фуражку и вышел из дома с заднего крыльца, стараясь не быть замеченным. Петя решился идти прямо к тому месту, где был государь, и прямо объяснить какому нибудь камергеру (Пете казалось, что государя всегда окружают камергеры), что он, граф Ростов, несмотря на свою молодость, желает служить отечеству, что молодость не может быть препятствием для преданности и что он готов… Петя, в то время как он собирался, приготовил много прекрасных слов, которые он скажет камергеру.

Субстанция (Конт-Спонвиль, 2012)

СУБСТАНЦИЯ (SUBSTANCE). Этимологически «суб-» означает «под». Так под чем же находится субстанция? Под внешней видимостью, под изменением, под предикатами. Субстанция — то же, что сущность, постоянство, субъект, или сочетание и первого, и второго, и третьего. Итак, субстанция — это сущность, то есть бытие. Древнегреческое слово ousia в зависимости от контекста и автора текста переводится одним из этих трех слов. В этом смысле подлинной субстанцией является только индивидуальное бытие, ведь только индивидуальное существо является существом в прямом смысле слова.

Субстанция (Фролов, 1991)

СУБСТАНЦИЯ (лат. substantia — сущность) — объективная реальность в аспекте внутреннего единства всех форм ее саморазвития, всего многообразия явлений природы и истории, включая человека и его сознание, и потому фундаментальная категория научного познания, теоретического отражения конкретного (Абстрактное и конкретное). В истории философии первоначально С. понимается как вещество, из которого состоят все вещи. В дальнейшем, в поисках основания всего сущего, С.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...