§ 6. Философия эпохи эллинизма

Содержание

Особенности философии киников: аскетизм и истинные ценности

фото 736

Основа философии кинизма – противопоставление себя существующему общественному строю. Это учение проповедует упрощение жизни. Киники отвергали разделение на богатых и бедных. Счастливым человек становится, только отказавшись от удовольствий, роскоши и стремления к славе. Не должно быть государства и правителей, которые угнетают народ. Философия должна быть максимально приближена к природе и естественным процессам.

Одни из первых киников, Кратет и Гиппархия, не основывали школы в классическом понимании. Они не писали трактатов и не создавали учебных центров. Формирование учения происходило путем передачи информации от одного другому. Киники прославляли свободу, как высшую добродетель и призывали отказаться от всех благ и научится наслаждаться малым. Человек в киннийской философии должен быть отделен от государства, общества и семьи.

Известные киники: Антисфен (ученик Сократа), и его ученик Диоген, живший в 4 веке до н. э. Следуя наставлениям своего учителя, он презирал богатство и славу и единственной настоящей ценностью считал разум. Диоген считал, что земная жизнь ужасна, поэтому ее соблазнов нужно избегать.

Диоген прославился эксцентричным образом жизни. По ночам он ходил по городу с фонарем, говоря, что ищет человека. По легенде, философ отказался от своего дома и жил в бочке, лежавшей на берегу моря. Этот факт его биографии ничем не подтверждается, но существует много истории о знаменитых правителях и простых людях, которые приходили к нему, чтобы стать учениками или просто послушать его рассуждения. Диоген общался с посетителями неохотно и не обращал внимания на звания и статус своих визитеров. Однажды Диогена посетил Александр Македонский. Философ не стал его приветствовать и отказался от подарков. Он только попросил его отойти от бочки и не заслонять солнце.

Диогена считают одним из первых космополитов. Он отрицал существование государственных границ, которые только создают дополнительные проблемы и мешают людям свободно познавать мир.

Читайте также

Киники эпохи эллинизма

Киники эпохи эллинизмаЕсли старшие киники тяготели к традиционно самым развитым частям Эллады — Афинам и другим городам центральных областей материка, захваченным событиями Пелопоннесской войны, то в эпоху эллинизма география кинизма значительно расширилась,

Тема 5. Философия эпохи Возрождения

Тема 5. Философия эпохи ВозрожденияН. КУЗАНСКИЙКнига первая. Об ученом незнанииГлава II . Пояснение предыдущим последующего Прежде чем излагать самую важную из доктрин – учение о незнании, считаю необходимым приступить к выяснению природы максимальности.Я называю

V. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

V. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ1. Социальные основания философии Ренессанса.2. Земное предназначение человека.3. Проблема конечного и бесконечного в философии эпохи Возрождения.4. Проблема свободы человека и его ответственности.5. «Великие открытия» эпохи Возрождения и

3. Философия послепетровской эпохи

3. Философия послепетровской эпохиXVIII век – переломное время в истории России. Одна из его примет – процесс секуляризации, возникновение светской культуры, стремившейся выйти из-под церковного влияния. Происходят изменения и в церковном сознании: мечта о священной

с. Философия как мысль своей эпохи

с. Философия как мысль своей эпохиНе только наступает время, когда вообще начинают философствовать, но у данного народа появляется определенная философия, и эта определенность, эта точка зрения мысли, есть та же самая определенность, которая проникает все другие

ФИЛОСОФИЯ ЭЛЛИНИСТИЧЕСКОЙ ЭПОХИ

ФИЛОСОФИЯ ЭЛЛИНИСТИЧЕСКОЙ ЭПОХИ4 век до н. э. оказался для древнегреческой философии временем ее высочайшего подъема. Основанные Платоном и Аристотелем школы стали центрами не только античной философии, но и античной науки: математики, физики, астрономии, биологии,

3.1. Философия эпохи Возрождения

3.1. Философия эпохи ВозрожденияДва центра: Бог и человекСредние века заканчиваются XIV веком и начинается двухвековая эпоха Возрождения, за которой, в XVII веке, наступает Новое время. В средневековье господствовал теоцентризм, теперь наступает час антропоцентризма. В

Глава 1.3 Философия эпохи возрождения

Глава 1.3 Философия эпохи возрожденияАнтропоцентризм — принцип возрожденческой философииСредневековая философия глубоко и последовательно продумала принцип абсолютной личности, когда везде и во всем видели примат не природы, не человека, а Бога. Такого рода

ФИЛОСОФИЯ РАННЕГО ЭЛЛИНИЗМА

ФИЛОСОФИЯ РАННЕГО ЭЛЛИНИЗМАЭллинизм, охватывающий период от завоевания Александра Македонского и до падения Западной Римской империи, характеризует собой последующую античную философию. Сохранив многое из античной классики, эллинизм, по существу, завершил ее.

Глава 3 ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Глава 3ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯЭпоха Возрождения знаменуется развитием промышленности, торговли, мореплавания, военного дела, т. е. развитием материального производства, а следовательно, развитием техники, естествознания, механики, математики. Это требовало

ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ РЕНЕССАНСА И РЕФОРМАЦИИ

ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ РЕНЕССАНСА И РЕФОРМАЦИИК началу XIV века интерес философов к схоластике начал постепенно ослабевать. Стала осознаваться тщетность усилий раз и навсегда понять, что такое Бог, и через это раз и навсегда определить, что есть добро, а что зло.С особой силой

ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ И ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ, НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ И ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ, НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ

Эллинизм – что это такое простыми словами

Эллинизм — период в историческом развитии государств средиземноморского региона, продолжавшийся после кончины Александра Македонского и вплоть до доминирования Древнеримской империи.

Для эллинизма характерно преимущественное использование греческого языка в завоеванных Македонским странах.

Древнегреческая культура тесно переплелась с местными традициями (в первую очередь персидскими). Политическая организация по типу полисов сменяется монархическим режимом с наследственной передачей власти, прочные позиции занимает классическое рабство. Египет и другие страны Африки становятся центрами культурной и экономической жизни.

Скептицизм: философия стремления к безмятежности

Скептицизм основан на идее изменчивости мира. Он возник под влиянием античной философии, проповедующей отказ от категорических суждений. Скептики полагали, что у одной и той же вещи могут быть разные признаки. Все зависит от того, кто и как ее воспринимает. Для одних людей вкус меда сладкий, для других – горький. Поэтому нельзя однозначно сказать, какой настоящий вкус меда. Ни одно утверждение не является истиной. Задача философа – не поиск единственного правильного ответа, а стремление к отказу от категоричности.

Пиррон, так же как и киники, не записывал свои измышления на бумаге и излагал их устно. Суть его учения – стремление к атараксии, состоянию полной безмятежности. Пирон считал, что истина открывается лишь тем людям, которые придерживаются аскетического образа жизни. Земные блага заслоняют истинную радость бытия и усложняют жизнь, делают человека злым и завистливым. Подлинное счастье мудрого человека – в невозмутимости.

Хронологическая последовательность

Эллинизм существовал на протяжении трех столетий. Выделяют три основных этапа этого исторического явления:

  1. Ранний — создание и разрушение империи Александра (334-226 годы до нашей эры).
  2. «Классический» — период равновесного существования государств (280-220 годы до нашей эры).
  3. Поздний — римское господство (230-220 годы до н.э.).

Поскольку черты эллинизма наблюдались в более ранний период, существует термин предэллинизм.

Государства эллинистической направленности

Победы Александра привели к культурной экспансии Древней Греции в страны Востока, но это явление не носило черты имперского завоевания.

В географической зоне завоеванного Персидского царства были образованы эллинистические государства, которые возглавили полководцы Македонского (а позже их потомки):

  • царство Селевкидов;
  • Греко-Бактрийское государство (современный Афганистан);
  • Индо-греческое царство (территория Пакистана);
  • Пергамское, Понтийское и коммагенское царства (находились на территории Турции);
  • Египетское царство под управлением династии Птолемеев;
  • Ахейский конклав (область современной Греции);
  • Боспорское царство — включало восток Крымского полуострова и восточное Приазовье.

Эллинистический мир имел своеобразную систему управления, которая представляла синтез традиций древнегреческого полиса и местных деспотий. Конклав государств представлял стабильное политическое образование с объединенной финансовой системой. Особенностью того времени была оживленная миграция населения, в результате чего перенаселенная Греция стала страдать от нехватки человеческих ресурсов.

Эпикуреизм: учение о гармоничной жизни

В эпоху философии эллинизма особую известность приобрел Эпикур и его школа эпикуреизма под названием «Сад Э». Эпикур видел природу, как бесконечное количество миров. Они появляются и развиваются спонтанно, в результате деления атомов. Пространство между мирами – «междумирье», Эпикур считал пристанищем бессмертных богов. Философ считал необходимым поклоняться богам, но он отрицал бессмертие души и возможность загробной жизни. Строение души он описывал, как скопление особых атомов: легких и подвижных.

Эпикур полагал, что ощущения являются истинными, а их толкование неистинным. Познавая природу через ощущения, человек избавляется от страха смерти и суеверий, приходит к духовному удовольствию. Прийти к истинному счастью человек способен благодаря разуму – божественному дару, наделявшему людей возможностью регулировать свое поведение. Человек сознательно отказывается от негативных эмоций, остается спокойным и сдержанным. Невозмутимый человек благочестив и дружелюбен, ему доступно настоящее понимание удовольствия. Понятие «эпикуреизм» в философии близко к «гедонизму», и означает стремление к наслаждению.

Эпикурейцы предлагали людям:

  1. Не думать о смерти: пока человек жив, смерти нет.
  2. Возвысится над повседневными переживаниями и потребностями.
  3. Усмирять чувство тревоги и стремиться находить удовольствие в действиях.

Достигнув наслаждения, индивид освобождается от всего лишнего и становится подобен Богу. Он является источником счастья и, обретя чувство гармонии, уже не сможет его потерять.

Эллинистические культурные традиции

Культура эллинизма отличается от предшествующей эпохи греческого классицизма. Уходят в лету основополагающие принципы полисной системы, политические и экономические связи приобретают вертикальный характер. Культурные традиции Древней Эллады активно интегрируются с восточными традициями. Постепенно происходит сакрализация монархической власти и приписывание правителям божественных качеств.

На смену одухотворенным идеалам античности приходят творческие направления, которые основное внимание уделяют личным переживаниями и проблемам индивидуальности. Наряду с воспеванием внутренней гармонии значение придается фатализму.

Стоицизм: философия добродетели

Классический стоицизм – еще одна школа древнегреческой философии. Ее название – производное от названия зала Стоя. В нем философ Зенон Элейский впервые выступал со своими выводами относительно концепции движения. Помимо Зенона, среди знаменитых стоиков выделяются:

  • Панетий;
  • Сенека;
  • Цицерон;
  • Марк Аврелий;
  • Эпиктета.

фото 737

Большая часть письменных работ стоиков была утрачена, но по сохранившимся фрагментам, составлено общее представление об учении. Основа стоицизма – этика. Он состоит из добродетели: спокойствия, стойкости и невозмутимости. В стоицизме идеальный человек – это мудрец, способный преодолевать искушения. Он считает добродетель единственным благом и стремится к нему. Мудрец руководствуется только разумом и умеет контролировать чувства.

Стоики представляли мир, как единство материи и формы. Мир – один живой организм, обладавший особым типом дыхания «пневмой». В философию стоицизма включены 3 части:

  1. физика;
  2. логика;
  3. этика.

Концепция стоиков позволяла достичь гармонии с природой, и одновременно быть независимым от нее. Достигнув равновесия с мирозданием, люди обретают гармонию, которую не разрушит никакое внешнее воздействие.

Эллинизация восточных государств

Государства на территории восточного Средиземноморья активно перенимали традиции Греции в общественной, политической и культурной жизни. Элитными слоями общества была греческая аристократия и примкнувшая к ним правящая верхушка восточных деспотий. Активно интегрировался в общественное устройство греческий язык и культурные традиции.

Тотальная эллинизация привела к активному внедрению в высшие слои общества греческих принципов жизнеустройства, а простой народ в городах стремился копировать поведение аристократических кругов. Среди сельского населения наблюдалась приверженность местным традициям.

Неоплатонизм – закат эпохи эллинизма

Особенности идей эллинской философии прослеживаются и в последней эпохе, относящейся к древнегреческому периоду – неоплатонизме. Создатель неоплатонической школы – ученик Платона Плотин.

фото 738

Плотином были написаны более 50 работ, в которых он рассматривает различные философские аспекты. Неоплатонизм развивается на фоне, начавшего зарождаться, христианства. Он стремится охватить разнообразные учения, сочетать конфликтующие элементы систем философии античности.

Свое учение Плотин развивает, опираясь на представления о людях, как о мыслящих существах, принадлежащих к разным группам. Для простого человека, телесное важнее идеального. Он сосредоточен на ощущениях и материальной стороне мира. Его жизнь и душа зависит от тела. Для мудреца на первом плане – душа. Его тело – лишь сосуд, который наполняется жизненной энергией благодаря действиям души.

Ключевой момент неоплатонизма – учение о сверхразумности первоначала. Под первоначалом понимается Бог – создатель всего. Он стоит на вершине мировой иерархии. За ним следует человек, после которого идут другие живые существа. Человек уподобляется Богу, но не сможет постичь его и достичь его могущества. Неоплатонизм стремится к мифологизации – возврату к нерациональному пониманию природных процессов. Этим он существенно отличается от школы Платона и противопоставляет себя раннему христианству.

В неоплатонизме переплетаются элементы восточной мифологии и магии. Он черпает отдельные фрагменты из учений Индии и Китая, соединяя их в новое учение. При очевидной враждебности к христианскому учению, впоследствии неоплатонизм оказывает на него существенное влияние. Он становится переходным моментом развития мировой философии после кризиса античного мира и становления теизма.

Строительство городов в эпоху эллинизма

Градостроительство символизировало собой доминирующий характер греческой культуры и велось колоссальными темпами. Только Селевком Первым было возведено больше 70 полисов. Город в эпоху эллинизма представлял собой центр культурной и политической жизни.

Архитектура отличалась изысканностью и утонченностью, улицы возводились согласно четкому планированию. Широкое распространение получило украшение фасада зданий барельефами. Города представляли собой не просто скопление жилых зданий, но имели вид комплексов с роскошными садами, парками, храмовыми сооружениями. Площади были украшены памятниками, которые символизировали могущество и славу правителей.

История исследования эллинизма

Терминология и начало изучения данного периода принадлежит немецкому историку Дройзену. Филолог классического направления Ульрих фон Виламовиц-Меллендорф расширил понятие греческой античности и сместил акценты с изучения только классического периода.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...